Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Вацуро Инна Вячеславовна

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию ; давать определение понятий.

 

Тип урока: комбинированный, с элементами проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon religiya_-pechat.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Вацуро Инна Вячеславовна

                             Урок по обществознанию (8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Эпиграф

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Метапредметные:1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию ; давать определение понятий.

Тип урока: комбинированный, с элементами проектной деятельности. 

           Ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийная презентация учителя, учащихся.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и презентации по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.  

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

  1. Учитель:  Изучение нового материала.

Постановка проблемы .Решите кроссворд.

1.м

о

8.р

а

л

ь

2.о

б

щ

е

с

т

в

о

3.к

у

л

ь

т

у

р

а

4.п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5.и

г

р

а

6.л

и

ч

н

о

с

т

ь

7.о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
  7. Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм  культуры» (слайд 1)

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

  1. Определение понятия « религия».
  2. Особенности религиозной веры.
  3. Функции религии.
  4. Религиозные организации и объединения.
  5. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)   

-  Что такое религия?

- Когда появились первые религии?

- Что им было свойственно?

                              Ход урока. 

1. Определение понятия «религия».              

  - Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока?

( Что такое религия?)

-  Связаны ли культура и религия между собой?

    Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

 Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

(слайд 5)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

  • Племенные
  • Национальные
  • Мировые         

     Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

        К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).   
           Крупнейшие религии сегодня -  христианство, ислам, буддизм.    

Перечислите мировые религии (слайд 6)

Христианство

Ислам

Буддизм

Сообщения учеников с представлением презентаций.

- Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2. Особенности религиозной веры ( слайд 7)

Учитель :

  1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
  2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
  3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему  пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

   Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

(слайд 9) и ответы

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос ( слайд 10)  к третьему пункту плана.    

 Обратите внимание на христианские заповеди.   Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было  хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

  1. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие  своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным  организациям относят:

 -церковь

-секты

-организации, построенные вокруг  яркого    религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

        2.   Церковь (слайд 12)

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

  • Диакон
  • Священник
  • Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

(слайд 14)

4.Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:  

- замкнутость,

     - обособленность,

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5. В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ  СЕКТ? (слайд 15)

(слайд 16)

По данным всероссийского опроса, проведённого  в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

  • Православие — 75 %  
  • Ислам — 5 %  
  • Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
  • Неверующие — 8 %
  1. Свобода совести, свобода вероисповедание.

(слайд 17)

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

  • Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. 

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28  (слайд 18)

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в  

Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19)

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

  • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
  • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
  • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.) 

III. Закрепление и обобщение:

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

 Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе Маньково-Калитвенское есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

IV. Заключение 

 работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

         - Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

 - Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже.

- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
-      Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

  1. Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

  1. глагола;
  2. прилагательных;
  3. Предложение.
  4. Короткий вывод.
  1. Домашнее задание. Параграф 10, готовиться к уроку повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема урока: Человек в группе

Цели урока: 1) Осознать, что общество необходимо человеку; 2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правил...