Элективный курс "Азбука экономики"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Предлагаемая программа предназначена для повышения экономической культуры, развития мышления и деловой речи, становления деловых качеств молодого человека, самоопределения его на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_azbuka_ekonomiki.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Пояснительная записка.

Направленность программы дополнительного образования

  «Азбука экономики»

для обучающихся 11 класса

  • по содержанию информационно-практическая;
  • по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
  • по форме организации - индивидуально ориентированная и групповая;
  • по времени реализации – годичная.

Программа дополнительного образования «Азбука экономики»    

                                 направлена на:

  • развитие связной речи учащихся;
  • формирование речевых умений и навыков;
  • развитие мотивации к познанию;
  • интеллектуальное развитие личности;
  • письменное выражение  своих мыслей и чувств.

Программа разработана на основе  методических указаний к курсу  обществознания «Экономика и социальное проектирование» (Составители Т.А.Корнева, О.В.Казачек, В.В.Черников)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  серьезные изменения, происходящие в нашем обществе, смена экономической формации, дефицит духовных ценностей, неблагоприятная обстановка на рынке труда создают непростые условия для взросления старшеклассников. Только высокий уровень социальной активности, ответственности, гибкости, компетентности молодых людей является залогом их благополучного личностного и профессионального  самоопределения.

Предлагаемая программа предназначена для повышения экономической культуры, развития мышления и деловой речи, становления деловых качеств молодого человека, самоопределения его на рынке труда.

Педагогическая целесообразность программы.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в :

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (активные методы обучения, дифференцированное обучение, занятия, ролевые  экономические игры, дискуссии);

- методах контроля и управления образовательным процессом (выполнение и  анализ  практических заданий, проектирование).

Эффективным для экономического развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями практических работ и применением  информации по  экономической тематике. Ребенок должен сам уметь сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данные методы позволяют на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведут к более глубокому усвоению.

Цели программы:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики;
  • формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
  • осуществление информационного поиска, извлечение и преобразование необходимой информации.

Задачи программы:

  • создание предпосылок заинтересованности учеников в усвоении основных знаний об экономической деятельности людей;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях и решения типичных экономических задач;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • развитие интереса к экономическим наукам

    Отличительные особенности   данной образовательной программы в том, что

программа  «Азбука экономики» представляет собой отбор материала из разных разделов  обществознания, который вызывает у учащихся познавательный интерес. В нем рассматриваются вопросы, связанные с повышением экономической культуры общества, развитием деловых качеств молодого человека, самоопределению на рынке труда.  

  В структуру программы входят три образовательных блока (теория,  

  практика, проект). Все образовательные блоки предусматривают не только  

  усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-

  практического опыта. Практические занятия и ролевые игры  способствуют

  повышению у детей экономической культуры,   акцентированы  на

  экономической практике, вовлечении учащихся в экономические процессы.

  Содержание образовательной программы соответствует:

  - достижениям мировой экономики, российским традициям;

  - определенному уровню и направленностям дополнительных  

   образовательных программ;

На занятиях дети получают представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических  процессов  и явлений. Учащиеся узнают, что такое экономика, как она устроена и каким законам подчиняется. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. В ходе занятий учащиеся познакомятся с разнообразием видов и форм производственной деятельности. В работе дети должны излагать и аргументировать собственные суждения, выделять главное,  уметь находить информацию, применять экономические знания.

                                       Формы занятий:

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей.

  • по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная и индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – семинар, практикум, мастерская, дискуссия;
  •  по дидактической цели- вводное занятие, занятия по углублению знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий, практические занятия.

                                       Режим занятий:

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Количество детей в кружке -10-12 человек.

                     Ожидаемые результаты.

          В результате изучения  программы учащиеся должны знать:

  • основы  экономики;
  • структуру и роль экономики в человеческом обществе;
  • сердцевину экономики – производство;
  • основные элементы экономической культуры.

         В результате изучения программы  учащиеся должны уметь:

  • применять информацию по экономической тематике, содержащейся в СМИ, законодательстве РФ и др.
  • излагать и аргументировать собственные суждения по экономическим проблемам;
  • уметь самостоятельно работать с документами, использовать справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»;
  • аргументировать свои ответы и вести цивилизованную дискуссию;
  • уметь логично и четко излагать свои мысли;
  • вести цивилизованную дискуссию;
  • представлять результаты работы в виде сообщений, докладов, проектов бизнес - плана;
  • сотрудничать с товарищами, работая в группе.

                                           Учащиеся должны:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни;
  •  уметь выбирать соответствующие закону формы поведения и действия в типичных жизненных ситуациях;
  • уметь решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни;
  • видеть в развитии экономики  связь  с другими отраслями научного знания – этикой, философией, историей, литературой, психологией

                  Способы проверки результатов освоения программы.

Фиксирование знаний и умений учащихся будет осуществляться через выполнение практических заданий, участие в ролевых играх. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводятся в форме обсуждения оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнении различных работ. В конце года составляется проект бизнес- плана.

   

Учебно–тематический план.

п/п

Тема

Кол-во

часов.

1

Введение. Цели и задачи. Характеристика изменений, произошедших в обществе

1

2

Что нужно человеку?

1

3

Экономика: хозяйство и наука.

1

4

Как действует экономика?

1

5

Труд –« отец богатства» или «творец человека?»

1

6

Моё, наше, ничьё!

1

7

«Утром деньги- вечером стулья, вечером деньги…, но деньги вперед!»

1

8

Кто придумывает цены?

1

9

Что такое финансы?

1

10

Что мы знаем о производстве?

1

11

Рынок – это место продажи товаров?

1

12

Почему одни товары покупают, а другие – нет?.

1

13

Когда мы будем жить лучше?

2

14

Что такое менеджмент?

2

15

Дело, предпринимательство, бизнес – в чем разница?

2

16

Основные черты и признаки бизнеса, его история в России.

1

17

Бизнес – удел избранных.

1

18

Реально ли стать богатым?

1

19

Какие бывают фирмы?

2

20

Как начать свое дело?

1

21

Оценка рынка сбыта

1

22

Конкуренция: выбор стратегии поведения на рынке.

2

23

Издержки и прибыль фирмы.

2

24

Сколько работников нужно фирме?

1

25

Реклама в жизни фирмы.

1

26

Откуда взять деньги?

1

27

Государство и фирма: все ли можно фирме, что хочет?

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Экономика и право"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Элективный курс "Экономика и социальная экология"

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природ­ные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматрива...

Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...

Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс

Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Элективный курс “ Экономика предприятия ”

Элективный курс “ Экономика предприятия ” предназначен для предпрофильной подготовки школьников девятых классов. По школьному учебному плану на изучение данного курса от...