Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_i_osnovy_programmirovaniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

                     

                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                         Директор МОУ СОШ №31

                                                                                          ____________/Т.П. Возняк/

                                                                                          «____» сентября 2010 года

ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО

КУРСА

в 9 классах

на 12 часов

«Экономика и основы программирования»

                                                                  Учитель   Акатова

                                                                                    Ирина Александровна

                                                                                   

Рассмотрено                                                                                        Принято

на заседании МО                                                                                педагогическим советом школы

учителей ____________________                                                     Протокол № _____

Протокол № _____                                                                             от «_____» ____________ 2010 г.

от «_____» ____________ 2010 г.

                                         

г. Осинники

                                                                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономике ученик учится постоянно, поэтому она способна оказать решающее влияние на формирование личности подростка, его социальную позицию. Предпрофильным курсом “Экономика и программирование” ставится задача заинтересовать учеников, систематизируя и расширяя их знания.

Программа курса показывает значение важной социальной связки “Я – экономика”, т.е. что я, человек, могу дать экономике и, что экономика может дать мне. Дает возможность учащимся получить реальное представление о себе как представителе различных категорий экономической жизни общества, учит переносить теоретические знания в реальную действительность, причем делает это, активно используя практическую направленность курса.

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Цели курса:

  1. создание ориентационной и мотивационной основы для возможного осознанного выбора социально-экономического профиля обучения;
  2. развитие практических умений и навыков, а также творческого потенциала учащихся;
  3. актуализировать экономическое и правовое мышление;
  4. развивать мотивацию собственной учебной деятельности, соответствующей склонностям школьника;
  5. помочь приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике (как гражданина, как работника, как потребителя);
  6. развивать коммуникативные навыки общения;
  7. формирование межпредметных связей.

Основные задачи курса:

  1. обеспечение учащихся образовательной информацией о важнейших аспектах деятельности предпринимателя; способах организации этой деятельности, специфике предпринимательства как формы экономической активности;
  2. содействие формированию у учащихся принципов самоконтроля, ответственности за свои решения;
  3. содействие социальной адаптации в условиях рыночных отношений;
  4. развитие умения четко формулировать цели, обосновывать свои предпринимательские идеи, извлекать уроки из ошибок; формирование инициативности и самостоятельности в условиях рынка;
  5. развитие экономической грамотности и адекватности в поведении на рынке, умение соизмерять свои потребности и реальные возможности;

Для лучшего усвоения и проявления заинтересованности учащихся материалом уроки проводятся в форме ролевых игр, ситуационного анализа, публичного диспута, круглого стола, а также составляются программы с использованием языка Turbo Pascal 7.0.

Примерное тематическое планирование элективного предпрофильного курса «Экономика и программирование» рассчитано на 12 часов. Учащиеся во время изучения этого курса должны овладеть материалом, усвоить основные темы экономики, расширить знания основ программирования, оценить свой потенциал со стороны образовательной перспективы и просто помочь поверить в себя. Данный элективный курс направлен также на создание положительной мотивации учащихся и условий для подготовки к выбору профиля в 10 классе.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ КУРСА

Модуль 1

«Теоретическая часть»

Модуль 2

«Теория + Практическая

деятельность»

Модуль 3

«Контроль и оценка»

Я и

моя семья

Знакомство, структура курса, входная диагностика, тест, анкетирование

Лекция «Экономика семьи»

  1.   Расчеты затрат семьи на ученика.

2.  Расчет отдачи ученика.

3.  Расчет о расходах семьи за текущие месяцы.

4.  Составление маршрутов и проектов сметы путешествий. Реклама.

  1. Деловые игры.

  1. Отчет о работе;
  2. Защита работы;
  3. Презентация проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Всего

Теория

Практика

1

Человек и рыночная экономика.

Интерфейс программы Turbo Pascal 7.0

1

1

«Знакомство учащихся – тренинг».

Анкетирование: «Зачем мне экономические знания?»

Тест «Знаю ли я экономику?»

Технология «Острова».

Знакомство с интерфейсом программы Turbo Pascal 7.0

2

Бухгалтерская книга семьи.

Я – ученик.  

Алфавит языка Turbo Pascal 7.0, структура программы, основные операторы.

2

1

1

Подготовка к работе с бухгалтерской книгой семьи.

Расчет статей «Доходы и расходы».

Актуализация знаний об образовании как отрасли народного хозяйства.

Чтение Конституции РФ.

Анализ информации о затратах государства на одного ученика и расчёты затрат семьи (рассмотрение простой программы на языке Turbo Pascal 7.0)

Расчет эффективности каждого ученика в процентах.

3

Я – покупатель.

2

1

1

Знакомство с законом о ЗПП.

Понятие «потребительская корзина».

Составить примерный вариант «расходной ведомости» за месяц. Определить долю ученика в расходах по «бухгалтерской книге семьи». Составление программы на языке Turbo Pascal 7.0.

4

Я – путешественник.

2

1

1

Работа с физической картой страны, области, региона. Составление маршрутов путешествий с учетом сезонов года.

Составление проекта сметы на один из маршрутов. Расчет питания на 1 ученика и многодневный поход.

Составление программы на языке Turbo Pascal 7.0.

5

Я – предприниматель.

2

1

1

Знакомство с бизнес-планом малого предприятия.

Творческое задание для групп учащихся – предложить 3-4 идеи возможной предпринимательской деятельности.

Основное требование – угадать нужды людей. Подготовить пятиминутное выступление для презентации своей идеи.

Начертить схему своего предприятия.

6

Налоги. Трудоустройство

2

1

1

Знакомство с информацией о налогах – единый социальный налог, МРОТ, субсидии. Решение расчетных задач на  %%.

Изучение закона о найме несовершеннолетних на работу.

Обработка информации о возможном трудоустройстве школьников. Игра «Я хочу работать». Анализ результатов. Написание резюме.

7

Итоговое занятие

«Чему я научился?».

1

1

Обсуждение полученных навыков и знаний. Защита лучших работ учащихся по изученным темам. Технология «Острова».

Итого

 12

  6

 6

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, учащиеся будут:

Иметь представление об:

  1. экономике как науке;
  2. основных закономерностях рыночной экономики;
  3. различных аспектах взаимодействия личности и экономики;
  4. бизнесе как сфере деятельности человека;
  5. принципах составления программ на языке Turbo Pascal 7.0;

Знать:

  1. основные понятия экономики;
  2. основные экономические механизмы, с которыми сталкивается каждый индивидуум общества;
  3. главные законы государства, регулирующие экономические механизмы;
  4. из чего складываются доходы и расходы семьи;
  5. принципы составления сметы расходов и доходов;
  6. основные источники информации экономических и правовых знаний;
  7. интерфейс программы Turbo Pascal 7.0, структуру программы и основные операторы.

Уметь:

  1. подбирать и обрабатывать информацию для анализа экономических ситуаций;
  2. проводить социологически исследования в определенной группе респондентов;
  3. составлять смету расходов и доходов семьи;
  4. соотносить собственные потребности с возможностями;
  5. применять теоретические знания в реальной действительности;
  6. решать экономические задачи и составлять программы на зыке Turbo Pascal 7.0;
  7. находить пути решения в проблемных ситуациях;
  8. готовить сообщения, рефераты, презентации, эссе;
  9. работать в группе;

Владеть: 

  1. Методами научного познания:                          

1. Проведение социологических исследований.

2. Представление результатов работы в таблицах, графиках и картосхемах.

3. Использование результатов исследований для теоретических выводов.

4. применение экономической теории для решения практических задач.

  1. Методами самостоятельной работы:

1. Работать с основной и дополнительной литературой, статистическими данными.

2. Выполнять тестовые работы.

3. Составлять программы на языке Turbo Pascal 7.0

4. Выполнять практические работы, вести наблюдения, собирать информацию.

5. Представлять выполненные работы (защита, презентация, эссе).

6. Использовать ресурсы Интернета.

Ожидаемый образовательный результат курса: 

  1. Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
  2. Умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их.
  3. Умение переносить полученные теоретические знания в реальную действительность рыночной экономики.
  4. Умение находить, обрабатывать и представлять полученные результаты.
  5. Опыт работы в коллективе, проектирования, моделирования; систематизация знаний.
  6. Возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
  2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
  3. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
  4. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
  5. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и  Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
  7. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.   М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
  8. Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика,  2003.
  9. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
  10. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  11. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Пособия, книги, Интернет-ресурсы, газеты, журналы по соответствующим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы программирования на языке Pascal" 10 класс

Данный элективный курс расчитан на изучение в 10 классе. Предполагается расширение базового курса информатики за счет введения электива, который расширяет программу. Элективный курс направлен на изуче...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)

ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС  ПО  ИНФОРМАТИКЕИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ(ОСНОВЫ  ПРОГРАММИРОВАНИЯ)...

Рабочая программа "Основы программирования.Элективный курс"

Рабочая программа составлена на основе системы "Исполнители", авторские права на которую принадлежат учителю школы №163 г. С-Петербурга, доктору технических наук К.Ю.Полякову....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по основам предпринимательской деятельности (предпрофильная подготовка)

Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательской деятельности» для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов разработана в соответствии с программой и «Методическими реком...