Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_prava_i_obyazannosti_chlenov_semi.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урмацких Ольга Борисовна
Урок по обществознанию для обучающихся 11 класса
по теме «Права и обязанности членов семьи»
Технологическая карта урока
Тема урока | Права и обязанности членов семьи | ||||||||
Тип урока; форма урока | Изучение нового материала; комбинированный урок | ||||||||
Дата урока | 06.03.2018 | ||||||||
Образовательные ресурсы | Конституция РФ Семейный кодекс РФ | ||||||||
Цель урока | Создать условия для конкретизации представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей | ||||||||
Методы обучения Формы обучения | Проблемное обучение Индивидуальная, фронтальная, групповая | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Научатся: определять, какие отношения регулируются семейным правом; личные и имущественные права ребенка в семье; определять субъекты и объекты семейных отношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с источником информации; взаимодействовать с окружающими; использовать различные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
Мотивация к учебной деятельности
| 11 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала - актуализация имеющихся у учащихся знаний и опыта об объекте познания посредством предъявления конкретной (контекстной) задачи — воспроизведение учащимися информации, способов действий; создание учителем проблемной ситуации; осознание ими недостоверности или неполноты своих знаний; - побуждение к формулированию проблемы; - совместная постановка цели (учебной задачи) деятельности | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Задание «Перекличка» (вопросы на карточках) Найти различие в определениях понятия «Семья» (даются два определения на слайде) Назовите членов семьи. https://clck.ru/FTmwt (можно включить ресурс по ссылке) Задания группам даются на карточках. Задание группе № 1
Задание группе 2
Задание группе № 3
| Слушают учителя, выполняют задания: Задают друг другу вопросы и отвечают на них, исправляют ошибки. Находят различие и формулируют тему урока. Называют членов семьи. Анализируют свои знания по данному вопросу, формулируют проблему и ставят цели деятельности. (Тема: Права и обязанности членов семьи) Отвечают на вопрос и формулируют цели: изучить права и обязанности супругов; права и обязанности родителей; права и обязанности детей. | Фронтальная работа Групповая работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества Познавательные: воспроизводят на память информацию, необходимую для решение учебной задачи. | Устный опрос Записывают в тетрадь тему урока | ||
Ориентировочный | 4 | Совместное планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия и способов решения задач. | Оказывает помощь, задает наводящие вопросы. Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить учебную задачу? Подумайте и обсудите в группах задание, разработайте алгоритм своей деятельности. | Отвечают на вопросы, планируют деятельность, выбирают способы достижения цели, необходимые ресурсы. | Групповая работа | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества | Записи в тетради | ||
Поисково-исследовательский (изучение нового материала) | 15 | - групповая работа обучающихся по сбору информации (фактов) о правах и обязанностях членов семьи: работа с документами (СК РФ; Конституция РФ) - обмен информацией между группами (изложение результатов исследования); - совместная с учителем или самостоятельная организация (структурирование) учениками новой информации с помощью различных графических форм; - самостоятельное или совместное с учителем формулирование окончательных выводов как решения проблемы урока | Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: на основании статей СК РФ определить права и обязанности супругов, родителей и детей. | Знакомятся с документом, самостоятельно структурируют новую информацию, готовятся к презентации итогов своей работы | Групповая работа | Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи, умеют структурировать знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели; дополняют и расширяют знания и представления о семейных правоотношениях. Регулятивные: Планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план последовательности действий. Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Записи в тетради | ||
Практический этап (закрепление) | 10 | использование учащимися вновь открытого знания для решения задач, обеспечивающее глубокое понимание и усвоение знаний | Формулирует задание, организует работу по выполнению заданий | Выполняют задания | Индивидуальная работа, групповая работа | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Личностные: развивают способность к самооценке | Самостоятельная работа по выполнению заданий | ||
Рефлексивно-оценочный | 3 | - самооценка степени достижения запланированного результата - анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе - обсуждение перспектив дальнейшей работы по проблеме - воспроизведение знаний, умений, навыков, являющихся основой для открытия нового знания | Оказывает помощь, задает наводящие вопросы. | Отвечают на вопросы на карточках и определяют эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная работа, групповая работа | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Письменный опрос | ||
Домашнее задание | 2 | Пройти по ссылке и выполнить задания | Конкретизирует задание Сделать скриншот выполнения задания | Записывают задание, копируют ссылку | |||||
Опережающее здание. Подготовка к проекту «На рынке труда»: выявление проблемы, планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия и способов решения задач по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства». |
Список источников
Конституция РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/)
Семейный кодекс РФ: (http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=lm1&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2091.)
Этапы урока | Самооценка О.Павлова | Взаимооценка А.Олесов |
Мотивация | ||
Актуализация | ||
Ориентировочный | ||
Поисково-исследовательский (изучение нового материала) | ||
Практический этап (закрепление) | ||
Рефлексивно-оценочный |
Рефлексия
Удалось ли решить проблему, ответить на интересующие вопросы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие методы исследования помогли в этом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что вызвало затруднения?___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы предприняли для преодоления трудностей?____________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие вопросы остались без ответа? _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Какие новые вопросы возникли?____________________________
Перекличка (карточки с вопросами, которые раздаются обучающимся)
- Какой смысл юристы вкладывают в понятие «Семейное право»?
- Назовите субъекты семейных правоотношений.
- Назовите объекты семейных правоотношений.
- Какой смысл юристы вкладывают в понятие «брак»?
- Назовите условия заключения брака.
- Назовите и проиллюстрируйте примерами обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ.
- Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания расторжения брака в судебном порядке.
- Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания признания брака недействительным, предусмотренные Семейным кодексом РФ.
- Приведите два примера ситуаций, которые в РФ регулируются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться.
- Какой смысл юристы вкладывают в понятие «семья»?
Перекличка
(вопросы и примерные ответы)
- Семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание. С юридической точки зрения семья представляет собой объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, кровного родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «Семейное право»? (Отвечает №2)
- Семейное право – это отрасль права, которая регулирует личные имущественные и производные от них имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Вопрос: Назовите субъекты семейных правоотношений (Отвечает №3)
- Члены семьи – муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки - являются субъектами семейных отношений. Назовите объекты семейных правоотношений (Отвечает №4)
- Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение брака, развод супругов), а также их вещи (например, дача, квартира) являются объектами семейных отношений. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «брак»? (Отвечает №5)
- Брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, заключенный с соблюдением установленных законом требований и порождающий взаимные права и обязанности. Назовите условия заключения брака. (Отвечает №6)
- Условия заключения брака: добровольное взаимное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения (при заключении брака задается вопрос: является ли решение вступить в законные брачные отношения добровольным); достижение брачного возраста (Артему и Наталье отказали в регистрации брака, т.к. Наталье не было 18 лет); отсутствие обстоятельств, препятствующих браку. Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. (Отвечает №7)
- Обстоятельства, препятствующие заключению брака: пребывание в другом зарегистрированном браке; близкое родство; не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными); недееспособность лица в результате психического расстройства. Назовите любые три основания расторжения брака в судебном порядке. (Отвечает №8)
- Основаниями расторжения брака в судебном порядке является: наличие у супругов общих несовершеннолетних детей; отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака; уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС. Назовите три основания признания брака недействительным, предусмотренные Семейным кодексом РФ. (Отвечает №9)
- Брак признается недействительным: если заключён между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; брак заключён между близкими родственниками; брак заключён между усыновителем и усыновлённым; хотя бы один из вступивших в брак был признан недееспособным; брак был заключён без цели создания семьи. Приведите два примера ситуаций, которые в РФ регулируются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться. (Отвечает №10)
- Регулируются брачным договором действия: супруги Осиповы определили долю доходов каждого, которая будет вноситься в семейный бюджет; после заключения брака Мария и Павел планируют приобретение квартиры и заранее определяют долю каждого в этой собственности;
Не могут регулироваться брачным договором следующие действия: Антон стремится заставить жену Марфу после заключения брака оставить работу и заниматься только домашним хозяйством; Ирина требует от будущего мужа Николая, чтобы он после заключения брака взял её фамилию. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «семья»? (Отвечает №1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Технологическая карта урока по английскому языку "Семья или друзья"
Технологическая карта урока по английскому языку для 9 класса по УМК Биболетовой и др. по теме "Семья или друзья"...
Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс
УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...
технологическая карта урока во 2 классе "Семья"
технологическая карта урока во 2 классе "Семья...
Технологическая карта урока на тему "Члены семьи" для 6 класса по учебнику Spotlight
Технологическая карта урока на тему "Члены семьи" для 6 класса по учебнику Spotlight...
Технологическая карта занятия по теме: "Моя семья"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию технологическую карту к занятию по теме "Моя семья"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ....