Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_11_klass.docx | 73.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
________________________________________________________________
671610, РБ, с.Баргузин, ул.Калинина 51А; тел: 8(30131) 41540, 41454,
факс 8(30131) 41540
«Рассмотрено» Руководитель кафедры гуманитарных наук МБОУ «Баргузинская СОШ» Шумкова Т.К. /__________/ Протокол №_____ от «____»__________20___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ» Л.М. Жалсанова /___________/ «____»____________20___г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ Баргузинская СОШ» А.И.Молчанов /____________/ Приказ № _____ от «____»____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по
обществознанию
для обучающихся 11 классов
на 2019/2020 учебный год
Составлено
учителем обществознания
Зарубиной Г.А.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №______ от
«____»_____________ 20___ г.
с.Баргузин
Нормативно-правовая база программы.
1.Закон об образовании РФ.
2.Программа по обществознанию Министерства образования РФ.
3.Стандарты образования по обществознанию в средней общеобразовательной школе РФ.
4.Обязательный минимум содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников средней школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2014 г.).
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 11 классе (базовый уровень) составлено по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., («Просвещение», 2017), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по курсу «Обществознании» в 11 классах (базовый уровень) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по курсу «Обществозна-ние» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Цели обучения.
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Актуальность программы.
Актуальность и новизна данной программы в том, что она позволяет формировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития политический институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина помогает учащимся ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.
Данный курс призван вскрывать острые общественные проблемы – политические режимы, деятельность президента, текущие события и т.д. Благодаря данной программе у учащихся складывается целостное представление о человеческом обществе.
Изучение данного курса позволит учащимся практически использовать приобретенные знания в повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, психологическими особенностями которых является: 1.Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение.
Программа подготовлена в соответствии с УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Модифицированная программа ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Программа предусматривает углубленное изучение вопросов экономики, социологии, что обусловлено востребованностью наук, расширению знаний в данных областях. Изучение вопросов в области духовной сферы нацелено на формирование ценностных ориентаций современных школьников. Изучение предлагаемых вопросов способствует процессу роста познавательных возможностей обучающихся, формирование их основных социальных компетенций.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Баргузинская СОШ» на изучение предмета «Обществознание» в 11 классе выделено 2 часа в неделю.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» в 11 классе являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
Содержание программы
Раздел IV Экономика (28 часов)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Конкуренция и монополия. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в России. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ.
Раздел V. Проблемы социально-политической и духовной жизни
(Человек в системе общественных отношений) (16 часов)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества .Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (20 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Итоговое повторение (2 часа)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел IV | Экономика | 28 часов |
Раздел V | Проблемы социально-политического и духовного развития общества. (Человек в системе общественных отношений) | 16 часов |
Раздел VI | Правовое регулирование общественных отношений | 22 часов |
Итоговое повторение | 2 часа | |
Итого | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
1 | Вводный урок. | 1 час | с. 5 | |
| Тема 1. Человек и экономика. |
|
| |
2-3 | Экономика: наука и экономическая деятельность. | 2 часа |
| |
4 | Экономический рост | 1 час |
|
|
5 | Экономическое развитие. Экономический цикл. | 1 час |
|
|
6-7 | Рыночные отношения в экономике. | 2 часа |
с. 30-32) |
|
8-9 | Фирмы в экономике. | 2 часа |
|
|
10-11 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 2 часа |
|
|
12-13 | Слагаемые успеха в бизнесе: источники финансирования. | 2 часа |
с. 67-70) | |
14-15 | Экономика и государство. | 2 часа |
|
|
16-17 | Финансы в экономике: финансовые и кредитные институты. | 2 часа |
|
|
18-19 | Занятость и безработица. | 2 часа |
| |
20-21 | Мировая экономика. | 2 часа |
с. 116-123) |
|
22-23 | Человек в системе экономических отношений: рациональное поведение потребителя. | 2 часа |
|
|
24 | Урок-семинар. Человек и экономика. | 1 час | с. 138-139 |
|
25 | Урок обобщения. Человек и экономика (тестирование). | 1 час |
|
|
| Тема2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. |
|
| |
26-27 | Свобода в деятельности человека. | 2 часа | §12 (п. 1-2, с. 140-142) |
|
29-30 | Общественное сознание: сущность и особенности, его структура. | 2 часа |
|
|
31-32 | Политическое сознание: обыденное и теоретическое. Современные политические идеологии. | 2 часа |
| |
33-34 | Политическое поведение: многообразие форм. | 2 часа |
|
|
35 | Политическая элита: сущность и роль в политической жизни. | 1 час |
с. 182-185) | |
36 | Политическое лидерство: понятие, типы и ролевые функции. | 1 час |
| |
37-38 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 часа |
с. 197-199) |
|
40 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | 1 час |
с. 202-206) |
|
41 | Права религиозных организаций. | 1 час |
Повторить § 12-18 |
|
42 | Урок-семинар. Проблемы социально-политической и духовной жизни. | 1 час | с. 213-216 |
|
43 | Урок обобщения. Проблемы социально-политической и духовной жизни (тестирование). | 1 час |
|
|
| Тема 3. Человек и закон. | 24 часа |
|
|
44 | Современные подходы к пониманию права. Естественное и позитивное право. | 1 час |
|
|
45 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 час |
с. 224-226) |
|
46 | Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. | 1 час |
|
|
47 | Воинская обязанность и ее гражданская альтернатива. Права и обязанности налогоплательщика. | 1 час |
| |
48 | Экологическое право. | 1 час |
|
|
49 | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | 1 час |
с. 244-247) |
|
50 | Гражданские правоотношения. Имущественные и личные неимущественные права. | 1 час |
|
|
51 | Право наследования. Защита гражданских прав. | 1 час |
|
|
52 | Семейное право: правовая связь членов семьи, вступление в брак и его расторжение. | 1 час |
|
|
53 | Права и обязанности супругов, детей и родителей. | 1 час |
|
|
54 | Правовое регулирование трудоустройства: трудовые правоотношения, порядок приема на работу. | 1 час |
|
|
55 | Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. | 1 час |
|
|
56 | Процессуальное право: основные принципы и участники гражданского процесса. | 1 час |
|
|
57 | Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. | 1 час |
| |
58 | Процессуальное право: основные принципы и участники уголовного процесса. | 1 час |
|
|
59 | Судебное производство в уголовном процессе. Суд присяжных заседателей. | 1 час |
|
|
60 | Процессуальное право: административная юрисдикция. | 1 час |
с. 310-314) |
|
61 | Конституционное судопроизводство. | 1 час |
|
|
62 | Международная защита прав человека: защита прав человека средствами ООН, европейская система защиты прав человека. | 1 час |
|
|
63 | Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд. | 1 час |
|
|
64 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | 1 час |
|
|
65 | Постиндустриальное (информационное) общество: особенности развития. | 1 час |
с. 339-340) Повторить § 25-29 | |
66 | Урок-семинар.Человек и закон. | 1 час | с. 331-333 | |
67 | Урок обобщения.Человек и закон (тестирование). | 1 час |
|
|
68 | Итоговое обобщение по курсу. | 1час |
|
|
Оценивание умений и навыков учащихся.
При выявлении умений применять теоретические знания в познавательной деятельности рекомендуется исходить из следующих критериев:
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов. При этом на поставленные вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Контроль уровня обучения. Контрольная работа (1 полугодие).
1. Выберите правильный вариант ответа
1. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется
1) нормой морали
2) партийной нормой
3) правовой нормой
4) традиционной нормой
2. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой
1) традиций
2) общественного мнения
3) убеждения
4) государства
3. Нормы права, в отличие от норм морали,
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в официальной форме
4. Отличительным признаком правовой нормы является
1) принятие её соответствующим государственным органом
2) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле
3) обеспеченность силой общественного мнения
4) соответствие интересам властной элиты
5. Получение наследства, дарение имущества относятся к правоотношениям
1) гражданским
2) административным
3) трудовым
4) семейным
6.Обязательное соответствие и не противоречие всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой её признак, как
1) нормативность
2) справедливость
3) высшая юридическая сила
4) соответствие нормам международного права
7. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности
1) на презумпцию невиновности
2) на участие в общественной организации
3) на свободу слова
4) на участие в выборах президента
8. Какая ситуация является примером семейных правоотношений
1) родители-алкоголики были лишены родительских прав
2) дочь получила наследство от друга семьи
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) сын устроился работать на семейную фирму
9. Вопрос защиты и охраны памятников архитектуры регулируется нормами права
1) гражданского
2) уголовного
3) трудового
4) административного
10.Верны ли следующие суждения о правоотношениях?
А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими
Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть Б.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме
2. Найдите в приведенном ниже списке источники права и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) Правовой прецедент
2) Норма морали
3) Отрасль права
4) Договор с нормативным содержанием
5) Законопроект
6) Правовой обычай
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды административного наказания»
Предупреждение; штраф; исправительные работы; лишение специальных прав; арест до 15 суток.
Найдите и укажите те5рмн, не связанный с понятием «виды административного наказания»
Часть С.
1. Объясните, как соотносится между собой понятия «закон» и «право»? Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.
Контрольная работа (2 полугодие).
1. Существуют несколько значений понятия «экономика». Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику в значении «наука»?
1) продажа стирального порошка 2)изготовление шоколадных конфет 3)прогноз изменения биржевого курса акций
4)открытие ресторана китайской кухни
2. Что из приведенного ниже иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)производство необходимых обществу благ и услуг 2)объяснение факторов, влияющих на повышение курса национальной валюты
3)исследование причин экономического роста 4)разработка перспективных моделей развития сферы услуг
3. Что свойственно командной экономике? 1)свободное ценообразование 2)совершенная (чиста я) конкуренция 3)преобладание частной собственности над другими видами 4)централизованное распределение факторов производства
4. Что свойственно рыночной экономике? 1) дефицит товаров и услуг 2)многообразие форм собственности 3)централизованное ценообразование 4)уравнительная оплата труда работников
5.Фирма выращивает в теплицах цветы, овощи и зелень. К труду как фактору производства фирмы относится 1)оборудование теплиц 2) выращенная продукция 3)выручка сбыта продукции 4) штат работников теплиц
6.Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду? 1)земля 2)капитал 3)труд 4)предпринимательство
7.Фактором интенсивного роста может быть 1)закупка новых станков 2) приглашение иностранных рабочих 3)открытие новых месторождений полезных ископаемых 4) направление рабочих на курсы повышения квалификации
8.Для экстенсивного экономического роста характерно 1)повышение квалификации персонала 2)ускорение оборачиваемости фондов 3)совершенствование орудий производства 4)увеличение численности рабочей силы
9.Цена товара снизится, если предложение товара 1)останется неизменным, а спрос сократится 2)снизится, а спрос останется неизменным 3)останется неизменным, а спрос возрастет 4)снизится, а спрос возрастет
10. Как изменится рынок гречневой крупы после аномального жаркого лета? 1)рыночная цена крупы понизится 2)предложение крупы понизится 3)спрос на крупу понизится 4) количество проданной крупы повысится
11.Какую функцию в экономике выполняет рынок 1)регулирует денежное обращение 2) координирует деятельность потребителей и производителей 3)обеспечивает высокие прибыли товаропроизводителей 4)обеспечивает гармонию общественных и личных интересов
12. На фондовом рынке происходит 1) взаимодействие непосредственных производителей продукции 2)купля - продажа ценных бумаг 3) оборот товаров сельскохозяйственного значения 4) покупка и продажа недвижимости
13.Основным доходом коммерческого банка является: 1)сдача в аренду недвижимости 2)оплата населением коммунальных услуг 3) налоговые отчисления 4)плата за предоставляемый кредит
14. Гражданин сдает принадлежащий ему участок земли в аренду фермеру. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью? 1)капитал 2)прибыль 3)рента 4)процент
15.Право на получение части прибыли в виде дивидендов закреплено в 1)банковских сертификатах 2)акциях 3)чеках 4)облигациях
16.К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится 1)производственное объединение 2)акционерное общество 3)филиал фабрики
17.Какие затраты можно отнести к постоянным затратам 1)закупочную стоимость проданных товаров 2)расходы на сырье и материалы 3)заработную плату рабочих 4)проценты по банковскому кредиту
18. Какие затраты можно отнести к переменным 1)налоги на имущество предприятия 2)затраты на энергию, потребляемую в процессе производства 3)командировочные расходы сотрудников 4)затраты на печать рекламных каталогов
19. К основным функциям государства в рамках рыночной системы хозяйства относится 1)установление цен на товары повседневного спроса 2) регулирование заработной платы 3)перераспределение доходов с помощью налогообложения 4)разработка пятилетних хозяйственных планов развития экономики
20.Превышение расходов государства над его доходами называют бюджетным 1)убытком 2)потерями 3)профицитом 4)дефицитом
21.Ценральный банк, в отличие от коммерческого банков 1)осуществляет финансовые операции 2)производит эмиссию денег 3) участвует в торгах на валютной бирже 4)работает с вкладами граждан и фирм
22. Протекционизм 1)предоставляет благоприятный торговый режим зарубежным фирмам 2)охраняет авторские права отечественных производителей 3)стимулирует рост отечественного ВВП 4)обеспечивает снижение цен на импорт
23.Государственный долг страны значительно вырос и не позволяет в прежнем объеме финансировать социальные и иные обязательства государства. Государство собирается объявить о невозможности обеспечить выплаты по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Данный пример отражает такое понятие как 1)дефолт 2)рецессию 3)девальвацию 4)стагфляцию
24. Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма? А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного механизма Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
25. Верны ли следующие суждения о безработице и безработных? А.К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны Б К категории неработающих относятся те, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу потребителей 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
26. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении производителя? А. Производители стремятся добиться желаемого результата при наименьших затратах Б. При решении экономических вопросов производитель исходит из фактора ограниченных ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
.
27.Верны ли суждения о Государственном бюджете? А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняет его Правительство Б. Государственный бюджет отражает основные направления внутренней и внешней политики государства ресурсов 1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
28.Одна из функций политической элиты 1)деления населения на партии 2)установление своей диктатуры 3 ) выражение интересов различных слоев населения 4)быть главным творцом художественных ценностей
29. Конституция РФ провозглашает ценности 1)индивидуализма 2)патриотизма 3)национального превосходства 4)диктатуры пролетариата
30 Верны ли суждения о праве? А. Право является частью общечеловеческой культуры Б .Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности
1) верно А 2)верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения не верны
Часть 2.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме
В2.Запишите слово, пропущенное в таблице
Тип общества | Основа производства |
-------------------------- | Земля и ручной труд |
Индустриальное | Промышленное производство |
Постиндустриальное | Знание, информация |
В3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика»1)кодекс 2)ставка 3)рынок 4)платежи 5)инфляция 6)льготы 7)объекты
Запишите цифры, выпадающие из общего ряда
В4.Установите соответствие
В5.Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры: 1)увеличение расходов на социальные программы 2)закрытие убыточных предприятий 3)изъятие лишних денег Центральным банком 4)отказ от повышений зарплат и пенсий 5)переход на натуральный обмен вместо денежного 6)внесение поправок в Трудовой кодекс
В6. Рынок пассажирских перевозок области Z поделен между четырьмя крупными компаниями, другие производители не представлены. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2 )совершенная конкуренция 3)региональный рынок 4)рынок товаров 5)олигополия 6)рыночный дефицит
В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)безвозмездные выплаты стипендий 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда 4)обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса 5)пособия по безработице
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) равновесная цена 2)спрос 3)предложение 4)рынок 5)продавцы
6)потребители
Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.(А. Пороховский)
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Ресурсное обеспечение.
Основная литература.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебник: Обществознание: базовый уровень: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2018 г.
Дополнительная литература
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2018;
- Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2017;
- Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2018;
- Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2018;
- Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2019;
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2019. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2019.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2018;
- Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2018;
- Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2018;
- Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2018;
- Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2019;
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2019. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...