Рабочая программа объединения платных образовательных услуг по обществознанию в 9 классе "Избранные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников в связи с подготовкой к ОГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа платных услуг по обществознанию | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения __________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С. М. Акатушев
Рабочая программа
объединения платных образовательных услуг
по обществознанию в 9 классе
«Избранные вопросы обществознания»
Разработчик программы: Филяков С. В.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: ________________________ Н. Н. Артамонова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________Г. А. Чупахина
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся в области функционирования и взаимодействия основных сфер общества.
Задачи:
- способствовать развитию содержательной и деятельной сторон мышления (знания и умения выполнять различные операции, действия);
- развивать логическое мышление, способность выбирать оптимальное решение;
- добиваться прочности знаний и умений, самостоятельности и активности учащихся.
Методическое обеспечение: в процессе познавательной деятельности учащимся необходимо обеспечить благоприятные условия для овладения способами поисковой деятельности нужной информации, получения необходимых знаний на основе исследования источниковой и документальной базы. Для этого предусматривается использование обширного перечня методической, научно-познавательной литературы, дидактических материалов, документов правоведческого характера.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол- во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1. Человек и общество (6 ч.) | ||||
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | 2 | 2 | |
2 | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 2 | 2 | |
3 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | 2 | 2 | |
2. Сфера духовной культуры (4 ч.) | ||||
4 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | 2 | 2 | |
5 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. | 2 | 2 | |
3. Экономика (10 ч.) | ||||
6 | Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. | 2 | 2 | |
7 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. | 2 | 2 | |
8 | Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 2 | 2 | |
9 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 2 | 2 | |
10 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. | 2 | 2 | |
4. Социальная сфера (4 ч.) | ||||
11 | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. | 2 | 2 | |
12 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость | 2 | 2 | |
5. Сфера политики и социального управления (6 ч.) | ||||
13 | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. | 2 | 2 | |
14 | Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. | 2 | 2 | |
15 | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство. | 2 | 2 | |
6. Право (20 ч.) | ||||
16 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. | 2 | 2 | |
17 | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды | 2 | 2 | |
18 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного | 2 | 2 | |
19 | Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 2 | 2 | |
20 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека | 2 | 2 | |
21 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 2 | 2 | |
22 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. | 2 | 2 | |
23 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | 2 | 2 | |
24 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 2 | 2 | |
25 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 2 | 2 | |
26 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
Содержание курса
1. Человек и общество (6 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
2. Сфера духовной культуры (4 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
3. Экономика (10 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
4. Социальная сфера (4 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
5. Сфера политики и социального управления (6 ч.)
Основные понятия курса. Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения.
Гражданское общество Политика и власть Политические институты и отношения. Власть ее происхождение и виды.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России
Гражданское общество и правовое государство
Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни
Политическая система современного общества и ее элементы. Политические режимы. Государственное управление и общественное самоуправление. Политические роли гражданина. Культура демократии. Защита прав человека
6. Право (20 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.
Правоохранительные органы. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Право на труд. Семейное право. Административное право. Уголовно-правовые отношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Современное российское законодательство. Гражданское общество и государство. Правовое государство: сущность. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Правосознание. Правовая культура Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Право как особая система норм. Современное российское законодательство. Правосознание. Правовая культура.
Итоговое занятие (2 ч.)
Практическое применение знаний и умений, полученных в ходе освоения учебного курса.
Литература для учителя
1. Аверьянов, Ю. И. Обществознание: Практикум: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: Профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. - М.: Просвещение., 2010. - 160 c.
2. Арбузкин, А. М. Обществознание. В 2-х т. Обществознание: Учебное пособие / А. М. Арбузкин. - М.: Зерцало-М, 2013. - 680 c.
3. Барабанов, В. В. Обществознание: мир человека: учебник для 6 класса: для учащихся общеобразовательных учреждений / В. В. Барабанов, И. П. Насонова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 c.
4. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев. - М.: Просв., 2017. - 207 c.
5. Брандт, М. Ю. ОГЭ 2018. Обществознание: репетитор / М. Ю. Брандт, А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская. - М.: Эксмо, 2007. - 208 c.
6. Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: Учебно-методическое пособие для нач. и сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 128 c.
7. Важенин, А. Г. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. Г. Важенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 368 c.
8. Глазунов, М. Н. Обществознание: учебное пособие / М. Н. Глазунов, И. А. Гобозов, Е. М. Дерябина; Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013. - 432 c.
9. Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Горелов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
10. Домашек, Е. В. Обществознание в таблицах и схемах: учебное пособие / Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А. В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 190 c.
11. Дорошенко, Н. А. Обществознание. Диагностические работы в формате ОГЭ в 2018 г. Билиотечка Статград / Н. А. Дорошенко. - М.: МЦНМО, 2017. - 152 c.
12. Иващененко, О. Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Обществознание 6-11 классы: пособие для учителей / О.Н. Иващененко. - М.: Бизнес Мередиан, 2012. - 232 c.
13. Ионин, Л. Г. Обществознание. Человек в глобальном мире. Книга для учителя. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Г. Ионин, Л. В. Поляков. - М.: Просвещение, 2009. - 239 c.
14. Касьянов, В. В. Обществознание: Учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 413 c.
15. Клименко, А. В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - М.: Дрофа, 2013. - 507 c.
16. Кравченко, А. И. Обществознание / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 280 c.
17. Краюшкина, С. В. Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева "Обществознание. 9 класс" (М.: Просвещение) / С. В. Краюшкина. - М.: Экзамен, 2013. - 142 c.
18. Лавренова, Е. Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения): 10-11 классы / Е. Б. Лавренова. - М.: Вита-Пр., 2013. - 208 c.
19. Липский, Б. И. Обществознание. Учебник для бакалавров / Б. И. Липский. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 412 c.
20. Макаров, О. Обществознание: полный курс. Мультимедийный курс (CD) / О. Макаров. - СПб.: Питер, 2012. - 160 c.
21. Махоткин, А. В. Обществознание в схемах и таблицах / А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. - М.: Эксмо, 2011. - 368 c.
22. Мушинский, В. О. Обществознание: учебник / В. О. Мушинский. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
23. Рутковская, Е. Л. ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. Королева. - М.: Эксмо, 2015. - 120 c.
24. Сафразьян, А. Л. Обществознание за 20 минут. Уч. пособие / А. Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2015. - 40 c.
25. Сафразьян, А. Л. Обществознание в схемах и таблицах / А. Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2015. - 96 c.
26. Сычев, А. А. Обществознание: учебное пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 c.
27. Федоров, В. В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке: книга для учителя. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Поляков, В. В. Федоров, К. В. Симонов; под ред. Л. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2009. - 363 c.
28. Федорченко, А. А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Б. Н. Мальков, М. Г. Марюшкин, А. А. Федорченко; под ред. Б. Н. Мальков, Р. В. Шагиева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 496 c.
29. Черникин, П. А. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие / П. А. Черникин. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
объединения платных образовательных услуг
по обществознанию в 9 классе
(52 часа, 2 часа в неделю)
учителя истории и обществознания
Филякова Степана Викторовича
2019 – 2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата проведения | Примечание | |||
По плану | Факт. | |||||
1. Человек и общество (6 ч.) | ||||||
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | |||||
2 | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | |||||
3 | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | |||||
2. Сфера духовной культуры (4 ч.) | ||||||
4 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | |||||
5 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. | |||||
3. Экономика (10 ч.) | ||||||
6 | Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. | |||||
7 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. | |||||
8 | Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | |||||
9 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | |||||
10 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. | |||||
4. Социальная сфера (4 ч.) | ||||||
11 | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. | |||||
12 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость | |||||
5. Сфера политики и социального управления (6 ч.) | ||||||
13 | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. | |||||
14 | Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. | |||||
15 | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство. | |||||
6. Право (20 ч.) | ||||||
16 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. | |||||
17 | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды | |||||
18 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного | |||||
19 | Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | |||||
20 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека | |||||
21 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | |||||
22 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. | |||||
23 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | |||||
24 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | |||||
25 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | |||||
26 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»
I. Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг «География для любознательных»
Актуальность данной программы заключается в том, что предлагаемый курс даёт возможность расширения и углубления знаний, полученных при изучении курса «Географии»....
Программа дополнительной платной образовательной услуги "Знания+"
Программа дополнительной платной образовательной услуги по русскому языку для 7 класса "Абсолютная грамотность"...
Программа дополнительной платной образовательной услуги "Знания+"
Программа дополнительной платной образовательной услуги по русскому языку для 8 класса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"...
Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»
Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...
рабочая программа по платным образовательным услугам для 10 класса по химии.
создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 10 класса и целенаправленной профессиональной ориентации старшеклассников, продолжить формирование умений решать задачи, упражне...