Урок по теме: "Труд и трудовое право".
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)
Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение; формировать правовую культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_trud_i_trudovoe_pravo.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ «Труд и трудовое право»
Из личного опыта
ЦЕЛИ УРОКА: содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение; формировать правовую культуру учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, раздаточный материал (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).
ПЛАН:
- Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.
- Принципы использования труда. Труд не предприятии.
- Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
- Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:
«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?»
- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
- Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
- Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
- О чем притча? Как вы ее понимаете?
- Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего задания?
- Какую роль, на ваш взгляд, играет труд в жизни каждого человека? Почему?
Учитель подводит итог обсуждения, сообщает цель урока: выяснить роль труда и познакомиться с основами трудового права.
Учитель предлагает учащимся назвать то, чем ассоциируется слово «труд». Все версии выносятся на доску. Затем проводится беседа, направляемая следующими заданиями и вопросами:
- Самостоятельно сформулируйте понятие «труд».
- Найдите определение этого термина в рабочем листе, дополните формулировку.
- Какие виды труда вы знаете?
- Как вы считаете, какой труд важнее? Почему?
- Что мы приобретаем благодаря труде?
- Может ли человек прожить без труда?
- Приведите примеры пословиц и поговорок о труде. Как в них раскрывается роль труда?
Можно заполнить схему «Виды труда».
Виды труда
ТРУД
Учитель подводит итоги беседы.
- Прежде чем приступить к анализу источников, учащиеся отвечают на вопросы:
- В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?
- Что говорится в Конституции РФ о праве на труд?
Учащиеся выполняют задания, работая в парах:
а) ознакомьтесь с текстом статьи 37 Конституции; б) обсудите и запишите основные принципы использования труда.
По окончанию работы подводятся итоги.
Трудовая деятельность большинства людей осуществляется на предприятиях. Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
- Назовите участников труда на предприятии.
- Какие отношения между ними складываются?
- Найдите в словаре урока термин «трудовые отношения».
- Предложите, какие права и обязанности есть у работника и у работодателя.
При рассмотрении прав и обязанностей работника и работодателя может быть использована таблица.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что права работника – это обязанности работодателя и, наоборот, права работодателя – обязанности работника.
- Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить, какая отрасль права регулирует трудовые отношения. Затем организует работу со словарем и ставит перед классом вопрос: какие источники трудового права вы знаете?
для уяснения понятия «трудовой договор» приводится групповая работа с документами (Конституция РФ и ТК РФ), а также учебником.
Таблица
Работник | Линии сравнения | Работодатель |
Право иметь | Работа, рабочее место | Обязанность, предоставить |
Обязанность выполнять | Исполнение трудовых функций работником | Право использовать |
Право получать | Зарплата | Обязанности выплачивать |
Обязанность соблюдать | Дисциплина труда | Право требовать |
Право иметь | Отдых | Обязанность предоставить |
Обязанности соблюдать | Беречь имущество | Право требовать |
Задания для групп:
- Познакомьтесь со статьями 56, 57, 58, 77 ТК РФ и выясните: а) что такое трудовой договор; б) кто выступает в качестве сторон трудового договора; в) в чем состоят существенные и несущественные условия трудового договора; г) как определяются сроки трудового договора; д) как регламентируется прекращение трудового договора.
- Изучите статьи 63, 65, 66, 92 ТК РФ и выясните: а) с какого возраста заключается трудовой договор; б) какие документы необходимы при заключении трудового договора; в) что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, каков порядок ее ведения и хранения; г) какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних.
- Познакомьтесь со статьями 70, 265-269 ТК РФ и выясните: а) каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних; б) какого рода деятельность для них запрещена; в) возможна ли для них работа в выходные, праздники; г) какие дополнительные гарантии устанавливаются для этой категории.
Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают тексты и задания к ним.
ТЕКСТ 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15 летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9,00 до 13,00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11,00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю в) Ленивица выполнила свои обязанности в соответствии с трудовым договором г) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте.
ТЕКСТ 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о ниже следующем:
- Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
- Договор является договором по основной работе.
- Вид договора: на неопределенный срок.
- Срок испытания: 3 месяца.
- Права и обязанности работника: участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относиться к театральному инвентарю.
- Права и обязанности работодателя: вовремя выплачивать зарплату; обеспечивать безопасные условия труда.
- Особенности режима рабочего времени: ненормированный рабочий день; работать 7 дней в неделю.
- Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.
- Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер, Адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель:
Карабас Барабас, директор кукольного театра,
Адрес: ул.Кукольная, 10.
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Трудовой договор можно признать недействительным б) Нарушены ли права работодателя в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте.
ТЕКСТ 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями? а) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.
Учащиеся заполняют «словарь урока»:
- Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ____________________________
- Отношения, возникающие между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда, называются _____________________________
- Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях, называется _________________________
- Главный правовой акт трудового права ______________________
- Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, называется ____________________________
Для закрепления полученных знаний можно провести небольшую самостоятельную работу, используя следующие задания:
- Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ: 1. ___________________ 2. ___________________ 3. ___________________ 4. ___________________ 5. ___________________
- Заполните схему:
- Назовите участников трудовых отношений: 1. ___________________ 2. ___________________
- Укажите, что является существенными и несущественными сторонами трудового договора. А.________ 1) место 2) дата 3) трудовая функция 4) права и обязанности работника и работодателя Б. ________ 1) срок его действия и обстоятельства 2) условия труда 3) оплата труда
- Основным документом о трудовой деятельности является ___________. В нее записываются сведения о (об): а) работнике б) выполняемой работе в) переводе г) основаниях увольнения работника е) прекращения трудового договора ж) награждениях за успехи в работе
- Подчеркните названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве: паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета.
- Трудовой договор заключается в возрасте: 1. __________ 2. __________ 3. __________
- Заполните пропуски: а) сокращенная продолжительность рабочего времени для работников: до 16 лет - _______; до 18 лет - _______; б) использование труда какой категории работников запрещается на следующих работах: с вредными или опасными условиями труда ____; на подземных работах ______; в игровом бизнесе, кабаре, клубах ______ ; торговля спиртными и табачными изделиями ________; переноска и перевозка тяжестей _______; в) испытательный срок при приеме на работу несовершеннолетних ________; е) расторжение трудового договора по инициативе работодателя с несовершеннолетним работником возможно только с согласия _________.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция РФ.
ТК РФ.
Введение в обществознание. 8-9 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова. Любое издание.
Обществознание. 9 класс: Поурочные планы по учебнику под редакцией л.Н. Боголюбова/Авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград, 2007.
Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. 9 кл.: К учебнику «Введение в обществознание. 8-9 кл.»/Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2007.
Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 класс: Книга для учителя. М., 2000.
Элективный курс практического права /Сост. О.А. Северина, Е.Н. Сорокина. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Труд и зарплата" 7 класс
Методическая разработка урока направленного на формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, целью которого является познакомить учащих...
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ. чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...
Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...
Урок на тему "Труд и право" учебник Кравченко
открытый интернет-урок, предполагает поисковую работу учащихся в группах...
Разработка урока по обществознанию "Труд и трудовое право"
Разработка урока...
Конспект урока и тестирование по теме "Трудовое право"
Матерал для урока по обществознанию в 11 классе....
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе "Трудовое право"
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме "Трудовое право"...