Разработка урока по обществознанию "Труд и трудовое право"
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

 Хагурова Саида Хазретовна
Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию

 Тема «Труд и трудовое право»

9 класс

Цели урока:

Образовательные:

-дать учащимся представление об основах трудового права; сформировать новые понятия по теме; подвести учащихся  к выводу о том, что каждый человек должен знать законы, свои права и уметь использовать эти знания на практике; показать, что подростки в России защищены Трудовым кодексом даже больше чем взрослые;

Развивающие:

-развивать навыки работы с правовыми документами, работы в группах;

Воспитательные:

-воспитывать уважение к труду, людям труда.

Оборудование: Конституция РФ, Кодекс законов о труде, раздаточный материал, учебник « Обществознание» под редакцией А.И.Кравченко, использование ИКТ.

Проблема урока: «Труд это право или обязанность?»

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Вводная беседа:

1.Что такое право? Отрасль права?

2.С какими отраслями права вы уже познакомились?

3.Какие документы регулируют эти отрасли права?

4.А какие отрасли права ещё существуют?

3. Изучение нового материала:

1 этап

Вводное слово учителя.

Послушайте притчу. Раскройте её смысл.

«На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают?

Один ответил «Камни ношу»(для него труд принудиловка)

Второй сказал «Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить» (для него труд-средство существования)

Третий воскликнул восторженно «Мы строим собор» (труд –радость, служение великой цели)

Так что же такое труд? Составьте синквейн со словом труд.(учащиеся по группам составляют синквейн, а затем представляют его)

1.Само слово

2.Два прилагательных

3.Три глагола

4.Предложение со словом труд

5.Близкое по значению слово

Проверка синквейна.

Учитель.

Для вас ребята сейчас самый главный труд-это учёба. Но пройдёт совсем немного времени и вы начнёте свою трудовую деятельность. Кто-пойдёт работать сразу после окончания школы, кто-то после получения специального образования, а может кому-то придётся совмещать и учёбу и работу .Но каждому из вас необходимы основы правовых знаний. На предыдущих уроках вы познакомились уже с тремя отраслями права. С какими? А сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основами трудового права .Конечно за один урок изучить всё законодательство невозможно, но наша задача получить первоначальные знания по данной отрасли, чтобы вы могли всегда защитить свои интересы.

На уроке у нас сегодня юридический консультант (один из учащихся выполняет роль консультанта).

Учитель обращается к консультанту: «Познакомь  нас пожалуйста с документами, которые регулируют трудовые отношения».

Трудовое право взаимосвязано со многими отраслями права и в первую очередь с Конституционным правом .Давайте посмотрим как в Конституции РФ закреплено право на труд.(ст.37 п1,2,3,5)

Но все-таки основным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс РФ.

 Какие же отношения  и как регулирует трудовое право? Сейчас по группам  вы поработаете с текстом  документа и ответите на вопросы по карточкам.

2 этап

(Работа по группам)

Задание группе №1

1.Что такое трудовой договор?

2.На какой срок заключается трудовой договор и когда он вступает в силу?

3.С какого возраста допускается заключение трудового договора?

4.Какие документы необходимо предъявить при заключении трудового договора?

Задание группе №2

1.Что такое рабочее время?

2.Какова нормальная продолжительность рабочего времени?

3.Что такое сокращенная продолжительность рабочего времени? Для кого она  устанавливается?

4.Для кого устанавливается неполное рабочее время и как оно оплачивается?

Задание группе №3

1.Что такое время отдыха?

2.Каковы виды времени отдыха?

3.Каковы перерывы для отдыха и питания?

4.Какова продолжительность ежегодного отпуска?

Задание группе №4

1.На каких работах запрещается работать несовершеннолетним в возрасте до 18 лет?

2.На каких условиях принимаются лица в возрасте до 18 лет?

3.Каким должен быть ежегодный оплачиваемый отпуск лицам до 18 лет?

4.Каковы дополнительные гарантии при расторжении трудового договора лицам в возрасте до 18 лет?

3 этап

Представление работы групп

4 этап

Разбор правовых ситуаций.( Группы заранее готовили инсценировки правовых ситуаций и на уроке представляют их). Учащиеся других групп должны найти допущенные нарушения.

Правовые ситуации

1ситуация

Место действия-кабинет работодателя. За столом сидит начальник. Входит подросток.

-Здравствуйте. Я прочел в объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

-Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

-Мне 14. Новы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и вас не подведу.

-Ну что ж. пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

-Спасибо. А   мне  нигде расписаться не надо?

-О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

(Ошибки.1) 14-летнего подростка можно принимать на работу только с согласия родителей; 2) не составлен трудовой договор 3) не оформлена трудовая книжка)

2 ситуация.

Место действия-биржа труда. В приёмной для посетителей находятся работник биржи труда, женщина и подросток. Женщина со слезами просит за сына:

-Понимаете, муж умер, у меня кроме сына Миши ещё двое детей, прокормить их на мою зарплату невозможно. А старшенького моего Мишу, из школы за неуспеваемость отчислили. Он было пошел работать, да всё у него как-то не складывается. Поработает неделю-другу и всё, а то и совсем брать не хотят. Вот мне знающие люди и посоветовали поставить его на учет на бирже  труда, чтобы ему выплачивали компенсацию- хоть небольшие, а всё деньги.

- Сколько вашему сыну лет?

-Так уже 15 с половиной.

-Ну, хорошо. Давайте его документы.

(Ошибка. Безработным  подросток начинает считаться с 16 лет)

3 ситуация

Место действия-кабинет начальника предприятия. Он разговаривает с рабочим этого предприятия.

-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

-Через три месяца будет 18.

-Ну вот что, хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

(Ошибка. До 18 лет человек считается несовершеннолетним, поэтому за ним закреплены льготы-отпуск в летнее время, причем  более продолжительный, чем у взрослых)

4 ситуация

Место действия-кабинет начальника предприятия.

-Петров, мы вас увольняем на нахождение на предприятии в нетрезвом виде и прогулы. Ваша трудовая книжка останется у меня, получите её , когда возместите  ущерб за разбитое вами стекло.

(Ошибка. За период, пока трудовая книжка уволенного работника остаётся у работодателя. Работнику выплачивается заработная плата.)

Учащиеся из других групп разбирают ситуации. Юридический консультант комментирует их ответы.

5 этап

Поощрение за труд .

Какие награды имеют ваши родители? ( В качестве опережающего задания учащимся было предложено расспросить родителей о том, какие поощрения они имеют за свой труд).

Как называется основной документ о трудовой деятельности и трудовом  стаже работника? С

Народ сложил пословицы и поговорки о труде, в которых люди выражали своё отношение к трудолюбивым людям и бездельникам. Какие из них вы знаете. (Учащиеся называют пословицы и поговорки)

6 этап

Решение проблемы урока: учащиеся приходят к выводу «По закону труд это право, а по нормам морали, принятым в обществе - это обязанность»

7 этап

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: п.14. Творческое задание: какие изменения вы внесли бы в Трудовой кодекс РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»

Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»       Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей,  основами потребительско...

Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....

Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса

В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...

Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"

Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"...

Методическая разработка урока "Самоопределение подростка через трудовую деятельность"

Разработка представляет собой план-конспект и стенограмму интегрированного урока (литература, технология и обществознание) с применением системно-деятельностного подхода....