Разработка урока по теме "Общение как взаимодействие" 10 класс
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

Елена Юрьевна Карасавиди

Урок по обществознанию для профильного 10 класса (социально-экономический профиль) разработан на основе программы Боголюбова Л.Н. "Обществознание" для 10-11 класса в рамках блока "Личность и межличностные отношения". Разработка урока отвечает требованиям ФГОС, расширяет горизонт знаний обучающихся, заставляет активно развивать и  применять ситуативные, социальные, коммуникативные компетентности, развивает навыки работы в гоуппах, наблюдать, делать выводы. Урок предполагает использование игровых моментов, что повышает интерес обучающихся к материалу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestv._10_klass_karasavidi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5  г. Пыть-Ях ХМАО-Югра

Елена Юрьевна Карасавиди

       Тема урока: «Общение как взаимодействие»

Тип урока: практикум

Возраст обучающихся : урок рассчитан на учащихся 10 класса

 Цель урока:

  1. Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
  2. Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.

               Задачи урока:

  1.   Охарактеризовать общение как особый вид деятельности.
  2. Способствовать формированию умения применять психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.

4.   На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

  1. Закрепление   следующих понятий: деятельность, общение (невербальное и вербальное, формальное, неформальное, графическое,  интерактивное ).
  2. Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (выполнение ряда социальных ролей).
  3. Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

            Знать:

  1. указанные термины и понятия;
  2. приемы социально-психологического взаимодействия;
  3. особенности формального и неформального  общения.

           Уметь:

  1. взаимодействовать в социуме;
  2. диагностировать и анализировать ситуацию;
  3.  быть успешным в любом виде деятельности

           Методы и приемы:

  • беседа;
  • психологические упражнения;
  • игровые приемы и упражнения;
  • работа в группах

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Оформление:  презентация; столы расставлены для работы в группах.

        Ход урока

             - Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме «Общение как взаимодействии» . Целью урока для каждого будет приобретение необходимых в жизни навыков общения с использованием  знаний по социальной психологии. Давайте вспомним, что мы знаем об общении, роли общения в жизни человека, роли общения в жизни социума.

  1. Вопросы к повторению:
  1. Можно ли общение назвать видом деятельности?
  2. Какие функции выполняет общение?
  3. Чем отличается общение от коммуникации?
  4. Какие виды общения вы можете назвать?
  1. Практикум «Невербальное общение».
  2. Перед просмотром презентации обучающиеся делятся на группы.

Слово учителя. Мы с вами изучили такие виды общения как вербальное и невербальное общение. Люди попадают в различные ситуации, и важно научиться «читать» поведение, мысли и психологический настрой людей по их жестам, позам и мимике. Попробуйте описать ситуации и настроение людей показанных в презентации.

  1. Задача практикума – научиться диагностировать возможного собеседника, его настроение, готовность к контакту, для выстраивания дальнейшей модели поведения.

       Работа со слайдовой презентацией. Формулирование правил поведения при непосредственном общении. Каждая группа получает задание. Группа А – правила визуального общения формального характера. Группа Б – правила общения неформального характера. Группа В – правила для общения с незнакомыми людьми.

      ( на работу отводится 4-5 минут)  Итоги работы заслушиваются.

 

   

       Слово учителя.  На сегодняшний день большую роль в передаче информации и в общении играет общение графическое. Какие виды графического общения можете назвать? (предполагаемые ответы:  письма личные и деловые, СМС, интернет-общение).

       Практикум «Графическое общение»

       Задача практикума -   выработать навыки графического общения.

    Группы получают задание сформулировать правила  для  графического общения. . Группа А – правила написания СМС. Группа Б – правила написания писем делового характера. Группа В – правила общения в интернете.

         ( на работу группам отводится 4-5 минут) Итоги работы заслушиваются.

            Практикум « Разговор по телефону»

            Задача практикума - научиться вежливо и лаконично вести беседу по телефону.

  Слово учителя. Телефон стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но все ли умеют вести беседу по телефону? Телефонный разговор, один из видов делового разговора - самый быстрый способ связи в современной жизни, он позволяет решить многие проблемы, установить контакты, прибегая к непосредственному общению. Однако телефон может стать и настоящим бедствием, если не уметь им пользоваться, пренебрегать правилами делового общения по телефону. Давайте попробуем и для телефонного разговора составить особые правила.

    Группы получают задание сформулировать правила  ведения беседы по телефону. Группа А – правила дружеского телефонного разговора. . Группа Б – правила делового телефонного разговора . Группа В – правила общения по телефону с незнакомыми людьми.

         ( на работу группам отводится 4-5 минут) Итоги работы заслушиваются.

Обучающимся предлагается сделать вывод по работе групп, подвести итоги урока.

        Домашнее задание.  

Слово учителя.  Предлагаю, итоги вашей работы опубликовать в интернете среди друзей и знакомых. А так же изготовить буклеты, содержащие правила общения, и распространить их среди учащихся школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...