Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования».
Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_aktualnye_voprosy_obshchestvoznaniya_7_klass.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – лицей №22 имени А.П. Иванова города Орла
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Гурьяновой Виктории Владимировны
Актуальные вопросы обществознания (34 часа)
7 класс
2022-2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования».
Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: «Обществознание» 7 класс учеб. Для общеобразовательных организаций Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Ивановой и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2015 г.
2. Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы
«Современные вопросы обществознания» в 7 классе.
Лекции, проекты, семинары, практические занятия, проверка степени овладения учащимися знаниями методов выполнения заданий.
3. Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании.
Следует учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.
Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков.
Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.
Задачи:
1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».
2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.
3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей
4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.
4.Планируемые результаты
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.
5. Содержание программы
Глава 1. Личность подростка.
Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Быть взрослым.
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Физические изменения у подростков.
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.
Психологический портрет личности: эмоции и чувства
Способности и интеллект. Чувства и эмоции. Чувствительность, эмоциональность и возможность управлять этими качествами своей личности зависят т характера человека.
Самооценка подростка.
Одним из важнейших моментов в развитии личности является самооценка. Кто и что влияет на самооценку. Методы самовоспитания. Как самооценка стимулирует развитие подростка.
Выдающаяся личность
Что необходимо, чтобы стать выдающейся личностью. Роль семьи, образования и общества в формировании выдающейся личности.
Лидер и его качества.
Кого считают лидером. Элементы лидерства. Искусство общения. Знания и умения, необходимые лидеру.
Глава 2. Подросток в социальной среде
Социальная среда подростка.
Что такое социальная среда? Как влияют на подростка. Подросток всё время находится в окружении людей и информационного поля. Всё это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.
Подросток в группе.
Социальные группы-большие и малые, профессиональные, религиозные, национальные, политические и др. Законы группы.
Межличностные отношения.
Взаимопонимание в межличностных отношениях. Вне зависимости от категорий возникают малые группы на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность, и имеют эмоциональную окраску.
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Социальный портрет молодёжи.
Молодёжь – большая социальная группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Ценности современной молодёжи.
Глава 3. Подросток и закон
Юридические границы подросткового возраста.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. Юридическая ответственность.
Подросток как гражданин.
Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. Обязанности граждан РФ.
Подросток и его права.
Гражданские права ребёнка. Социально-экономические и культурные права ребёнка.
Опасный путь преступной жизни.
Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.
Подросток в обществе риска.
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Конвенция о правах ребенка.
Права детей.
Подросток и Закон.
Подросток и преступление.
Жизнь-главная ценность человека.
Глава 4. Образ жизни подростка
Проблема одиночества.
Одиночество. Как бороться с одиночеством.
Подростковая культура.
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.
Образ жизни.
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Досуг и отдых.
Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во час. | Дата | Форма проведения | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
2 | Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
3 | Физические изменения у подростков | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
4 | Психологический портрет личности: темперамент и характер, эмоции и чувства | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
5 | Психологический портрет личности: эмоции и чувства | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
6 | Самооценка подростка | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
7 | Выдающаяся личность. Лидер и его качества | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
8 | Социальная среда подростка. | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
9 | Подросток в группе | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
10 | Межличностные отношения | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
11 | Социальный портрет молодёжи. | 1 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
12 | Юридические границы подросткового возраста. | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
13 | Подросток как гражданин. | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
14 | Подросток и его права | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
15 | Опасный путь преступной жизни | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
16 | Подросток в обществе риска | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
17 | Конвенция о правах ребенка | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
18 | Права детей | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
19 | Подросток и закон | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
20 | Подросток и преступление | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
21 | Жизнь-главная ценность человека | 2 | Беседа | https://resh.edu.ru/subject/24/7/ | |
22 | Итоговый | 1 | Практикум | https://edu.skysmart.ru/homework/new/861 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-12-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.-223
2. Н.С. Кочетов.Обществознание. Поурочные аланы по учебнику А.И Кравченко, Е.А. Певцовой. 7 класс. Волгоград. 2010.
3. И.С. Хромова. рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. – 5 изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.
4. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. М.: «Русское слово», 2008
Электронные ресурсы
1. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
2. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
3. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
4. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение
5. http://www.hpo.opg — Права человека в России.
6. http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
8. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
9. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...