Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Гурьянова Виктория Владимировна

Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

-  Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования».

Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – лицей №22 имени А.П. Иванова города Орла

                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

              учителя

                 Гурьяновой Виктории Владимировны

               Актуальные вопросы обществознания (34 часа)

               7 класс

2022-2023 учебный год

1.  Пояснительная записка

Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

-  Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса «Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования».

Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: «Обществознание» 7 класс учеб. Для общеобразовательных организаций   Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Ивановой и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2015 г.

2. Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы

«Современные вопросы обществознания» в 7 классе.

Лекции, проекты, семинары, практические занятия, проверка степени овладения учащимися знаниями методов выполнения заданий.

3. Общая характеристика программы

    Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании.

Следует учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков.

Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».

2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.

3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей

4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.

4.Планируемые результаты

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.

5. Содержание программы

Глава 1.  Личность подростка.

Переходный возраст.

Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

Быть взрослым.

Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

Физические изменения у подростков.

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

Психологический портрет личности: темперамент и характер  

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Психологический портрет личности: эмоции и чувства

Способности и интеллект. Чувства и эмоции. Чувствительность, эмоциональность и возможность управлять этими качествами своей личности зависят т характера человека.

Самооценка подростка.

Одним из важнейших моментов в развитии личности является самооценка. Кто и что влияет на самооценку. Методы самовоспитания. Как самооценка стимулирует развитие подростка.

Выдающаяся личность

Что необходимо, чтобы стать выдающейся личностью. Роль семьи, образования и общества в формировании выдающейся личности.

Лидер и его качества.

Кого считают лидером. Элементы лидерства.  Искусство общения. Знания и умения, необходимые лидеру.

Глава 2. Подросток в социальной среде

Социальная среда подростка.

Что такое социальная среда? Как влияют на подростка. Подросток всё время находится в окружении людей и информационного поля. Всё это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.

Подросток в группе.

Социальные группы-большие и малые, профессиональные, религиозные, национальные, политические и др. Законы группы.

Межличностные отношения.

Взаимопонимание в межличностных отношениях. Вне зависимости от категорий возникают малые группы на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность, и имеют эмоциональную окраску.

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Социальный портрет молодёжи.

Молодёжь – большая социальная группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Ценности современной молодёжи.

Глава 3. Подросток и закон

Юридические границы подросткового возраста.

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. Юридическая ответственность.

Подросток как гражданин.

Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. Обязанности граждан РФ.

Подросток и его права.

Гражданские права ребёнка. Социально-экономические и культурные права ребёнка.

Опасный путь преступной жизни.

Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.

Подросток в обществе риска.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.

Конвенция о правах ребенка.

Права детей.

Подросток и Закон.

Подросток и преступление.

Жизнь-главная ценность человека.

Глава 4. Образ жизни подростка

Проблема одиночества.

Одиночество. Как бороться с одиночеством.

 Подростковая культура.

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.

Образ жизни.

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

Досуг и отдых.

Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

6. Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во час.

Дата

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

2

Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

3

Физические изменения у подростков

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

4

Психологический портрет личности: темперамент и характер, эмоции и чувства

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

5

Психологический портрет личности: эмоции и чувства

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

6

Самооценка подростка

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

7

Выдающаяся личность. Лидер и его качества

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

8

Социальная среда подростка.

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

9

Подросток в группе

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

10

Межличностные отношения

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

11

Социальный портрет молодёжи.

1

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

12

Юридические границы подросткового возраста.

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

13

Подросток как гражданин.

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

14

Подросток и его права

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

15

Опасный путь преступной жизни

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

16

Подросток в обществе риска

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

17

Конвенция о правах ребенка

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

18

Права детей

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

19

Подросток и закон

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

20

Подросток и преступление

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

21

Жизнь-главная ценность человека

2

Беседа

https://resh.edu.ru/subject/24/7/

22

Итоговый

1

Практикум

https://edu.skysmart.ru/homework/new/861

Учебно-методическое обеспечение:


1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-12-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.-223

2. Н.С. Кочетов.Обществознание. Поурочные аланы по учебнику А.И Кравченко, Е.А. Певцовой. 7 класс. Волгоград. 2010.

3. И.С. Хромова. рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание»  7 класс. – 5 изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

4. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. М.: «Русское слово», 2008

Электронные ресурсы

1. http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.

2. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

3. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.  

4. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение

5. http://www.hpo.opg — Права человека в России.

6. http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».  

7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

8.  http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).  

9. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...