Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, 68ч
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, рассчитана на 68ч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрена: Методическим объединением учителей истории и обществознания Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | Утверждена: приказом директора МБОУ «Гимназия» 01.09.2021 г. № 317 – П |
Рабочая программа по спецкурсу
«Проблемные вопросы обществознания»
направление: социальное
для 10-11 кл.
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Павлова А.А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2021 г.
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по спецкурсу является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
1. Результаты освоения спецкурса;
2. Содержание спецкурса с указанием форм организации и видов деятельности;
3. Тематическое планирование.
2. Результаты освоения спецкурса «Проблемные вопросы обществознания»
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- Способность к определению своей позиции и ответственному правовому поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;
- Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы;
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат;
- Готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе;
- Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
3. Содержание основных тем спецкурса
«Проблемные вопросы обществознания» с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Социальное развитие современного общества (12 часов).
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Государственная поддержка семьи. Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Составляют таблицу «Общественные науки», работают по таблице «Социальные институты», составляют план «Особенности социальной системы»
Тема 2. Политическая жизнь современного общества (12 часов)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия. Демократия ее основные черты и ценности. проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления государственной политики. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Роль и место СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современном России. Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Составляют таблицу «Типы политических режимов», «задачи современной государственной службы», «Основные направления государственной службы», «Демократия, ее основные ценности и признаки». Составить словарик темы, синквейн «Парламентаризм», участвуют в ролевой игре «Выборы в демократическом обществе», участие в круглом столе на тему: «Правовое государство – утопия или реальность?»
Тема 3. «Духовная культура» (5 часов)
Понятие духовная культура. Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Наука. Функции современной науки. Этика науки. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Межконфессиональные отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Выполняют проблемные задания, составляют словарик темы, таблицу «Виды мировоззрений», пишут эссе по предложенным проблемам темы, разрабатывают социальный проект «Школа будущего», решают познавательные задачи, участвуют в дискуссии «Роль СМИ в современном обществе – благо
или проблема?»
Тема 4. «Современный этап мирового развития» (5 часов)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Составляют таблицу «Типы цивилизаций», участвуют в круглом столе «Глобальные проблемы и пути их решения», составляют схему «Последствия перехода к информационной цивилизации, готовят презентацию мультимедийных проектов
Тема 5. Экономическая сфера общества (34ч)
Государственно-правовой контроль за экономикой. Социально-экономические права граждан. Право собственности и его содержание. Виды права собственности. Право частной собственности граждан. Право частной собственности юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности. Защита права собственности. Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Юридические лица: понятия и виды. Виды коммерческих организаций. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций. Несостоятельность (банкротство)предпринимателей. Понятие договора. Виды договоров. Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров. Ответственность за исполнение договоров. Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в РФ. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина.. Забастовки. Безработица. Страхование и пенсионное дело. Экономические споры. Гражданские правовые споры. Досудебный порядок рассмотрения споров. Судебный порядок рассмотрения споров.
Составляют таблицу «Типы обществ», участвуют в круглом столе «Глобальные экономические проблемы и пути их решения», составляют схему «Последствия перехода к рыночной экономике», готовят презентацию мультимедийных проектов
3.Тематическое планирование спецкурса
«Проблемные вопросы обществознания» с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Социальное развитие современного общества | 12 часов |
2 | Политическая жизнь современного общества | 12 часов |
3 | Духовная культур | 4 часа |
4 | Современный этап мирового развития» | 6 часов |
5 | Экономическая сфера общества | 34 часа |
Итого | 68ч. |
Рассмотрена: Методическим объединением учителей истории и обществознания Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | Утверждена: приказом директора МБОУ «Гимназия» от 01.09.2021 г. № 317-П |
Рабочая программа по спецкурсу
«Проблемные вопросы обществознания»
направление: социальное
для 10-11 кл.
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Павлова А.А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2021 г.
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Проблемные вопросы обществознания» составлено в соответствии с:
Рабочей программой по спецкурсу «Проблемные вопросы обществознания»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.12. 2010 г. № 1897;
Основной образовательной программой основного общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015 г. № 235 (с изменениями и дополнениями);
Цели:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права;
- освоение системы знаний о праве, как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и международном нормативно-правовом материале.
Задачи:
- способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
- овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- научить учащихся самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, давать характеристику содержания текстов нормативных актов;
- сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.
2. Календарно – тематическое планирование по спецкурсу «Проблемные вопросы обществознания» в 10 классе
График представления и защиты результатов спецкурса «Проблемные вопросы обществознания»
в 10 классе на 2021 -2022 уч. год
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | Религия в современном мире | апрель |
2 | Глобализация в современном мире | апрель |
2. Календарно – тематическое планирование по спецкурсу «Проблемные вопросы обществознания» в 11 Б классе
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Экономическая сфера общества ( 34 ч) | ||||
1-2 | Государственно-правовой контроль за экономикой | 2 | 01.09 01.09 | |
3-4 | Социально-экономические права граждан | 2 | 08.09 08.09 | |
5-6 | Право собственности и его содержание | 2 | 15.09 15.09 | |
7-8 | Виды права собственности | 2 | 22.09 22.09 | |
9-10 | Право частной собственности граждан | 2 | 29.09 29.09 | |
11-12 | Право частной собственности юридических лиц | 2 | 06.10 06.10 | |
13-14 | Право государственной и муниципальной собственности | 2 | 13.10 13.10 | |
15-16 | Право собственности на движимое и недвижимое имущество | 2 | 20.10 20.10 | |
17-18 | Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности | 2 | 10.11 10.11 | |
19-20 | Защита права собственности | 2 | 17.11 17.11 | |
21-22 | Понятие предпринимательства | 2 | 24.11 24.11 | |
23-24 | Формы предпринимательства | 2 | 01.12 01.12 | |
25-26 | Индивидуальное предпринимательство | 2 | 08.12 08.12 | |
27-28 | Юридические лица: понятия и виды | 2 | 15.12 15.12 | |
29-30 | Виды коммерческих организаций | 2 | 22.12 22.12 | |
31-32 | Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций | 2 | 29.12 29.12 | |
33-34 | Несостоятельность (банкротство)предпринимателей | 2 | 12.01 12.01 | |
35-36 | Понятие договора | 2 | 19.01 19.01 | |
37-38 | Виды договоров | 2 | 26.01 26.01 | |
39-40 | Порядок заключения договоров | 2 | 02.02 02.02 | |
41-42 | Способы обеспечения исполнения договоров | 2 | 09.02 09.02 | |
43-44 | Ответственность за исполнение договоров | 2 | 16.02 16.02 | |
45-46 | Законодательство о труде | 2 | 02.03 02.03 | |
47-48 | Занятость и трудоустройство в РФ | 2 | 09.03 09.03 | |
49-50 | Трудовой договор | 2 | 16.03 16.03 | |
51-52 | Рабочее время и время отдыха | 2 | 23.03 23.03 | |
53-54 | Трудовая дисциплина | 2 | 06.04 06.04 | |
55-56 | Забастовки | 2 | 13.04 13.04 | |
57-58 | Безработица | 2 | 20.04 20.04 | |
59-60 | Страхование и пенсионное дело | 2 | 27.04 27.04 | |
61-62 | Экономические споры | 2 | 04.05 04.05 | |
63-64 | Гражданские правовые споры | 2 | 11.05 11.05 | |
65-66 | Досудебный порядок рассмотрения споров | 2 | 18.05 18.05 | |
67-68 | Судебный порядок рассмотрения споров | 2 | 25.05 25.05 |
График представления и защиты результатов спецкурса «Проблемные вопросы обществознания»
в 10 классе на 2020 -2021 уч. год
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | Влияние экономики на сферы общесва | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...
Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"
Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....
Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"
Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...
Рабочая программа по О,Б,Ж, 10-11кл. Фролов.Литвинов
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной учебной программыкурса<<Основы Безопасности Жизнедеятельности>>для о...
Рабочая программа по праву базовый уровень 10-11кл.
Представлена пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование....