Рабочая программа по обществознанию 9 класс, линия Боголюбов Л.Н.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс (34 ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._obshch.19-20_po_bogolyubovu.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В содержание авторской программы внесены изменения:
Авторская программа | Рабочая программа |
35 ч. | 34 ч. |
резерв | Повторение по теме «Политика и власть. Государство» |
резерв | Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство» |
резерв | Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства» |
резерв | Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан» |
заключительный урок | Итоговое тестирование по курсу |
резерв | Работа над ошибками. Диагностика результатов итогового тестирования по курсу «Обществознание» |
резерв | ---- |
Содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс (34 ч.)
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | |
Введение – 1 ч. | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |
Политика (9 ч). | ||
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | Характеризовать власть и политику как социальные явления | |
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства | |
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | |
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей | |
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление | |
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности | |
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности | |
Практикум по теме «Политика» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности | |
Работа над ошибками. Диагностика результатов | ||
Право – 18 ч. + 6 ч. | ||
Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства | |
Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений | |
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности | |
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов | |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданин | |
Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя | ||
Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. | Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) | |
Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | ||
Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя | |
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | |
Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа | |
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний | |
Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних | |
Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона | Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства | |
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» | |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование | |
Практикум по теме «Право» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | |
Работа над ошибками. Диагностика результатов. | ||
Повторение по теме «Политика и власть. Государство» | Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. | |
Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство» | Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. | |
Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства» | Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. | |
Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан» | Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. | |
Итоговое тестирование по курсу «Обществознание». | Выполнять самостоятельно работу, опираясь на знания содержания изученного курса | |
Работа над ошибками. Диагностика результатов. | Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | |
план | факт | ||
1. | Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. | ||
Политика – 9 ч. | |||
2. | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | ||
3. | Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. | ||
4. | Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | ||
5. | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | ||
6. | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | ||
7. | Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | ||
8. | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | ||
9. | Практикум по теме «Политика» | ||
10. | Работа над ошибками. Диагностика результатов | ||
Право – 18 ч. + 6 ч. | |||
11. | Роль права в жизни общества и государства. Понятие нормы права. Система законодательства | ||
12. | Правоотношения и субъекты права. Правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица | ||
13. | Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности | ||
14. | Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат | ||
15. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Этапы развития Конституции. | ||
16. | Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. | ||
17. | Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. | ||
18. | Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ | ||
19. | Гражданские правоотношения. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | ||
20. | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | ||
21. | Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей | ||
22. | Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний | ||
23. | Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних | ||
24. | Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона | ||
25. | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право. | ||
26. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность | ||
27. | Практикум по теме «Право» | ||
28. | Работа над ошибками. Диагностика результатов. | ||
29. | Повторение по теме «Политика и власть. Государство» | ||
30. | Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство» | ||
31. | Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства» | ||
32. | Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан» | ||
33. | Итоговое тестирование по курсу «Обществознание» | ||
34. | Работа над ошибками. Диагностика результатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов
Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов...
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
рабочая программа для 9 класса линия " Полярная звезда"
Рабочая программа 9 класса...
Рабочая программа для 5 класса линия "Полярная звезда"
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлен...
Рабочая программа 5-6 класс линия жизни к ученику Пасечник В.В
Аннотация к рабочей программе по биологии 5-6 класс1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программыПредмет «Биология» включён в базовую часть Федерального базисного...
Рабочая программа по обществознании 9 кл (Боголюбов)
Изучение обществознания в основной школе призва¬но создать условия для полноценною выполнения выпуск¬ником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных с...