Рабочая программа по обществознании 9 кл (Боголюбов)
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Винокуров михаил михайлович

Изучение обществознания в основной школе призва¬но создать условия для полноценною выполнения выпуск¬ником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процес¬сах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; пер¬вичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Вы¬пускник основной школы должен получить достаточно пол¬ное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения обра¬зования и работы, для самореализации в многообразных ви¬дах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образо¬вания (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт соз¬дания курса обществознания для основной школы. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю¬щих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулиро¬вание общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманисти¬ческих ценностей; правовые нормы, лежащие в основе пра¬вомерного поведения. Не менее важным элементом содер¬жания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной инфор¬мации; решение познавательных и практических задач, от¬ражающих типичные социальные ситуации; учебную комму¬никацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МР «Таттинский улус»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Ытык-Кюельская средняя школа№ 1 им. А.И.Софронова "

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

От ____________________2021 г. протокол №

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

От ______________________2021 г. протокол №

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обществознание

9 класс

Класс: 9 «б», «в»

Учитель: Винокуров М.М.

Количество часов: 34

Учебник: Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2017

с. Ытык-Кюель 2021 г.

Пояснительная записка

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценною выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность  человека,  основные  этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных  задач  по  актуальным  социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и

 согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в Другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  1. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  2. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  3. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип

урока

Дата

Планируемые результаты

Методы и приемы

Примечание

По плану

Фактич.

1

Введение

Изучение нового материала

Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру

Обществознание, человек, общество, государство, политика, право

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

2

Политика и власть

Комбинированный

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества.Политика, сфера политики

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

3

Государство

Комбинированный

.

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательнаядеятельность, налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарноеи федеративное. Гражданство

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

4

Политические режимы

Изучение нового материала

комбинированный

Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия

Тоталитаризм, авторитаризм, демократия

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

5

Правовое государство

Комбинированный

Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Властьв правовом государствеТри ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

6 - 7

Гражданское общество и государство

Комбинированный

Что такое гражданское общество.Гражданское общество

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

8

Участие граждан в политической жизни

Комбинированный

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти.Пути влияния на власть.Всеобщее избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

9 - 10

Политические партии и движения

Комбинированный

Общественно-политические движения. Политические партии.Политика. Оппозиция, многопартийность.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

11

Обобщение «Политика»

Повторительно–обобщающий урок

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

12

Практикум по теме «Политика»

Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

13 - 14

Роль права в жизни человека, общества и государства

Изучение нового материала

Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон.Естественное право, нормативные акты,  норма права, отрасль права,институты права.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

15

Правоотношения и субъекты права

Изучение нового материала

Комбинированный

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоотношения, правоспособность, дееспособность

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

16-17

Правонарушения и юридическая ответственность

Комбинированный

Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственностиПротивоправность, деяние, причинениевреда, наличие вины,  преступление, проступок, презумпция невиновности

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

18

Правоохранительные органы

Комбинированный

Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура.Прокуратура, МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенствограждан перед законом.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

19 - 20

Конституция РФ

Комбинированный

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы.Нравственные ценности, ценности демократии, ценностипатриотизма, ценности  международного сотрудничества,ценности социального мира

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

21

Основы конституционного строя РФ

Комбинированный

Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статусачеловека и гражданина.Выборы, референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

22

Права и свободы человека и гражданина

Комбинированный

Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человекаи гражданина. Права ребёнка.Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина.Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

23

Гражданские правоотношения

Комбинированный

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетнихСделка, договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральныйвред.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

24

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Комбинированный

Право на труд. Трудовые правоотношенияТрудовой кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

25

Обобщение «Гражданское право»

Повторительно–обобщающий урок

26

Семейные правоотношения

Комбинированный

Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключениябрака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.Семейный кодекс, брак.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

27

Административные правоотношения

Изучение нового материала

Практическая работа

Административное право. Понятие и черты административногоправоотношения. Административное правонарушение. Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

28

Уголовно-правовые правоотношения

Изучение нового материала

.

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления.  Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетнихУголовный кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

39

Социальные права

Комбинированный

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.Социальная и трудовая пенсии, пенсионный фонд.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Комбинированный

.

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.ООН, Красный крест, военные преступления

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Комбинированный

Законодательство в сфере образования.Закон «Об образовании», ступени образования.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

32

Обобщение «Право»

Повторительно–обобщающий урок

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

33

Практикум по теме «Право»

Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

34

Итоговая контрольная работа

Урок контроля и систематизации знаний

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Боголюбов.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов

Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов...

Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов

Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов....

Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)

Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов) 7 класс

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Боголюбова Л.Н....