Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)
материал по обществознанию (10 класс)

Ермилова Ксения Александровна

Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классе

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их причины, классификацию, структуру и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения       А.П. Чехова «Вишневый сад».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классе

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их причины, классификацию, структуру и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения           А.П. Чехова «Вишневый сад».

Задачи:

Обучающие: 

  • Формирование представления учащихся о понятии «конфликт» и его причинах;
  • Рассмотрение классификации конфликтов и их структуры;
  • Определение особенностей стратегий взаимодействия в конфликтных ситуациях;
  • Развитие представлений учащихся о конфликте драматургического произведения.

Развивающие:

  • Развитие  ассоциативного, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • Развитие коммуникативной способности.

Воспитательные:

  • Способствование  духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей;
  • Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник (Обществознание: профил. Уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011. -416 с.), текст произведения А.П. Чехова «Вишневый сад»

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

         Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем интегрированном уроке. Нам предстоит большой объем работы! Будьте внимательнее!

  1. Создание проблемной ситуации.

        Мы с вами совсем недавно изучили произведение «Вишневый сад». Внешний конфликт в драме лежит открыто для всех на самой поверхности. Он связан с потерей имущества, продажей своего имения за большие долги. Уже в первом действии Лопахин выступил с предложением о спасении усадьбы, разбив сад на дачные участки и сдав их в аренду горожанам. Но с этим не соглашаются Раневская и Гаев. Почему? Прояснить ситуацию может только проникновение в суть глубоко скрытых противоречий, что составляют внутренний (еще более значимый) конфликт. Вот  как раз о конфликтах в произведении мы поговорим в непривычной для нас обстановке.

Общение – это то, что сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Но не все могут его осилить. А о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

        Какие темы затрагивают герои пьесы: Лопахин и Петя Трофимов? Что между ними происходит?

Ответ: Трофимов и Лопахин затрагивают социальное положение друг друга. Мы можем предположить, что между ними происходит конфликт, идейные разногласия.

       Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»)

       Обратите внимание, перед вами находятся маршрутные листы, в которых обозначены все этапы нашего урока. Каждый этап вам предлагается оценить смайлом. Жёлтый – Справился! Зелёный – Что-то не получилось! Красный – Возникли сложности! Запишите в свои маршрутные листы тему урока.

  1. Выведение темы урока, озвучивание цели.

-А какова цель нашего урока?

Называют предполагаемую цель.

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Понятие «конфликт».
  2. Причины конфликтов.
  3. Классификация конфликтов.
  4. Структура  конфликта.
  5. Стратегии взаимодействия в конфликте.
  6. Успешное разрешение конфликта.

А) Работа в группах. Создание определения «конфликт».

-Что такое конфликт? Какие ассоциации у вас с данным термином?

Предполагаемые ответы.

-Слово «конфликт» происходит от лат. « conflictus»  и означает «столкновение». Дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений достаточно сложно. Есть целая наука, изучающая конфликты и способы их разрешения, - конфликтология. Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение «конфликта» и предложит его другим.

Перед вами кусочки текста, соберите их в определение.

  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).

  1. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).

  1. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

Озвучьте, получившиеся определения и проверьте их с представленными на слайде.

Выберете смайл, характеризующий вашу работу.

Сравните полученные определения между собой. Есть ли у них что-то общее? Предполагаемые ответы: (противоречие, две стороны).

Ребята, запишите в своих маршрутных листах определение конфликта.

Конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

 

Б) Работа в парах. Соотнесение героев пьесы и причины конфликтов.

В вашей жизни бывают конфликты?  Приведите примеры. 

Почему в нашей жизни так часто возникают конфликты? Назовите их возможные причины? Подведем итог, причины конфликтов - это объективные обстоятельства, которые предопределяют возникновение конфликтов.

 Итак, заполним маршрутный  лист. Причины конфликтов - это рассогласование:

1. Целей, интересов. - Лопахин

2. Взглядов, убеждений. - Трофимов

3. Личностных качеств.- Гаев

4. Понимания информации.- Раневская

5. Ожиданий, позиций. - Фирс

Каждый герой произведения «Вишневый сад» выходя на открытый или скрытый конфликт, руководствуется какими-либо причинами. Подберите героя к подходящей причине конфликта. Озвучьте полученные результаты и исправьте нужное.

          Оцените свою работу смайлом.

В) Индивидуальная работа с текстом произведения. Классификация конфликтов.

 По степени вовлеченности людей в конфликт, все конфликты мы можем разделить на 3 группы:

  • внутриличностный (один участник);

Если в качестве конфликтующих сторон выступают различные части нашего «Я».

  • межличностный (два участника);

Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей.

  • межгрупповой (много участников, государства).

Если субъектами конфликта выступают социальные группы, преследующие различные цели.

Какие виды конфликтов есть в произведении? Давайте проиллюстрируем таблицу. Докажите отрывками из текста, подтверждающими данную классификацию.

Оцените свою работу смайлом.

Г) Работа с учебником. Структура конфликта.

Обычно конфликт в своем развитии проходит 4 стадии: предконфликтный этап, осознание конфликта, непосредственно конфликт и разрешение конфликта. Таким  образом, динамика конфликта развивается линейно. Каждая фаза сменяется последующей.

В вашем маршрутном листе отображена  таблица с этапами протекания конфликта. Дайте характеристику каждой стадии конфликта, опираясь на текст учебника с. 402-403.  и зафиксируйте ее в маршрутном листе.

Этапы протекания конфликта

предконфликтный этап

осознание конфликта

непосредственно конфликт

разрешение конфликта

появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация

объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников

переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона

полное или частичное разрешение конфликта

Проверьте себя.

Кто из героев произведения проходит все 4 стадии конфликта?

Оцените свою работу смайлом.

        

Д) Работа в группах. Соотнесение героев пьесы и стратегий взаимодействий в конфликте.

Находясь в конфликте, человек выбирает тот или иной стиль поведения. Существует пять стратегий взаимодействия в конфликте.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте

Соперничество (борьба)

Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте.

Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.

Лопахин, Трофимов

Сотрудничество

Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

Варя, Епиходов, Гаев

Компромисс

Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.

Аня, Трофимов

Избегание (уход)

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта.

Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.

Раневская

Приспособление

Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

Фирс

У вас на столах лежат листы со стратегиями взаимодействия в конфликте  и девизами, соотнесите их и озвучьте. Вам на работу даётся две минуты.

                     

                               Стратегии  взаимодействия в конфликте:

                              А. Избегание

                              Б. Конкуренция

                              В. Приспособление

                              Г. Компромисс

                              Д. Сотрудничество

           Девизы:

  • «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
  • «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»
  • «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»
  • «Чтобы я победил, ты должен проиграть»
  • «Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

           А

           Б

           В

          Г

          Д

             3

            4

            1

          5

           2

А теперь соотнесите  героев пьесы со  стратегией взаимодействий в конфликте. Заполните таблицу в вашем маршрутном листе.

Проверьте себя.

Оцените свою работу смайлом.

Е)Фронтальный опрос. Успешные пути разрешения конфликта.

 Ребята, а как вы думаете, как успешно разрешить конфликты?

Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Путями  конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.

Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой

Медиация - в процесс вступает третья сторона — посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш».

Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.

Зафиксируйте пути конструктивного разрешения конфликта в своих маршрутных листах.

Подумайте, как можно было бы успешно разрешить конфликт в нашем произведении?

Оцените свою работу смайлом.

  1. Подведение итогов:

Итак, ребята давайте подведем с вами итог, помогли ли нам герои пьесы лучше разобраться в конфликтах и помогли ли нам конфликты лучше проследить раскрытие характеров героев и почему? Что нового вы узнали о конфликтах? Отобразите, пожалуйста, полученную на уроке информацию при помощи синквейна.

  1. Рефлексия. Понравился ли вам урок в целом? Посмотрите, каких смайлов у вас больше? Сделайте вывод о продуктивности вашей работы на уроке, закончите фразы и приклейте последний смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние на конец урока.

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я узнал…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Удивительно было то, что…

5. Раньше я не знал (а)…

6. Думаю, этот урок…

  1. Домашнее задание:

На «3» -составить конспект по маршрутному листу.

На «4»-написать эссе «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом» (Особенности конфликтов в пьесе «Вишневый сад»)

На «5» - составление  сложного плана по теме: «Конфликт в межличностных отношениях» или составить  буклет по теме «Как уйти от конфликта».

  1. Выставление оценок. Ребята, спасибо за работу на уроке! Сдайте, пожалуйста, ваши маршрутные листы для проверки. Оценки вам будут озвучены позже.

Все хорошее имеет свойство заканчиваться. Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

 Надеемся, что урок был полезен для вас. Всего доброго!

Использованная литература:

1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2009 - 416с.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию для 10 класса (профильный уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: ВАКО, 2010, - 512 с.

3. Обществознание. Полный справочник. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Москва. АСТ. Астрель. 2015г.

4. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 класс. И.В.Синова. Санкт-Петербург. 2010г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликт в межличностных отношениях ( на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Слайд 2

Цель : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения А.П . Чехова «Вишневый сад».

Слайд 3

План урока : Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Стратегии взаимодействия в конфликте. Успешное разрешение конфликта.

Слайд 4

1.Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев ). 2.Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан ). 3.Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина). Проверьте полученные определения

Слайд 5

Понятие конфликт. Конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Слайд 6

Причины конфликтов причины конфликтов-это объективные обстоятельства, которые предопределяют возникновение конфликтов. Причины конфликтов-это рассогласование: 1. Целей, интересов. – 2 . Взглядов, убеждений. - 3. Личностных качеств .- 4 . Понимания информации.- 5 . Ожиданий, позиций. -

Слайд 7

Проверьте себя! Причины конфликтов-это рассогласование: 1. Целей, интересов. – Лопахин 2. Взглядов, убеждений. -Трофимов 3. Личностных качеств .-Гаев 4. Понимания информации.- Раневская 5. Ожиданий, позиций. -Фирс

Слайд 8

Классификация конфликтов. По степени вовлеченности людей в конфликт, все конфликты мы можем разделить на 3 группы: внутриличностный (один участник); Если в качестве конфликтующих сторон выступают различные части нашего «Я». межличностный (два участника); Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей. межгрупповой (много участников , государства).

Слайд 9

Классификация конфликтов Внутриличностный Межличностный Межгрупповой

Слайд 10

Проверьте себя! Классификация конфликтов Внутриличностный Межличностный Межгрупповой Лопахин Лопахин и Трофимов Представители дворянства и представители «нового общества»

Слайд 11

Структура конфликта Этапы протекания конфликта предконфликтный этап осознание конфликта непосредственно конфликт разрешение конфликта ? ? ? ? Пример: Пример: Пример: Пример: Проиллюстрируйте примерами таблицу. Кто из героев произведения проходит все 4 стадии конфликта?

Слайд 12

Проверим себя! Этапы протекания конфликта предконфликтный этап осознание конфликта непосредственно конфликт разрешение конфликта появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона полное или частичное разрешение конфликта

Слайд 13

Стратегии взаимодействия в конфликте. Основные стратегии взаимодействий в конфликте Соперничество (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

Слайд 14

Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

Слайд 15

Проверьте себя! Основные стратегии взаимодействий в конфликте Соперничество (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Лопахин, Трофимов Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. Варя, Епиходов , Гаев

Слайд 16

Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. Аня, Трофимов Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Раневская Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов. Фирс

Слайд 17

Как успешно разрешать конфликты Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой.

Слайд 18

Как успешно разрешить конфликт (2) Медиация - в процесс вступает третья сторона — посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш».

Слайд 19

Как успешно разрешать конфликт (3) Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.

Слайд 20

Успешные пути разрешения конфликта Переговоры Медиация Арбитраж

Слайд 21

Рефлексия 1 . Мне понравилось на уроке… 2. Я узнал… 3. Больше всего мне запомнилось… 4. Удивительно было то, что… 5. Раньше я не знал (а)… 6. Думаю, этот урок …

Слайд 22

Я доволен своей работой на уроке! На уроке я работал неплохо! На уроке мне было трудно. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Слайд 23

Домашнее задание: На «3» -составить конспект по маршрутному листу. На «4»-написать эссе «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом» (Особенности конфликтов в пьесе «Вишневый сад») На «5» - составление сложного плана по теме: «Конфликт в межличностных отношениях» или составить буклет по теме «Как уйти от конфликта».

Слайд 24

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву . Занавес.

Слайд 25

Спасибо за урок!!!

Слайд 26

Используемая литература: Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень) 10 класс. Е . Н . Сорокина , Москва . « ВАКО ». 2008 Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 к. И.В.Синова . Санкт-Петербург. 201 5 Обществознание. Полный справочник. П.А.Баранов , А.В.Воронцов , С.В.Шевченко . Москва. АСТ . Астрель . 201 5 Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой , Н. М. Смирновой .2007



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист интегрированного  урока

Тема урока: _______________________________________________________________________

«Конфликт» – это _______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Причины конфликтов - это рассогласование:

Причины конфликтов

Герои произведения

Классификация конфликтов

Внутриличностный

Межличностный

Межгрупповой

Структура конфликта

Этапы протекания конфликта

предконфликтный этап

осознание конфликта

непосредственно конфликт

разрешение конфликта

Стратегии поведения

Основные стратегии взаимодействий в конфликте

Соперничество (борьба)

Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте.

Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.

Сотрудничество

Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

Компромисс

Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.

Избегание (уход)

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта.

Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.

Приспособление

Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

Успешные пути разрешения конфликта

 

Рефлексия. 

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я узнал…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Удивительно было то, что…

5. Раньше я не знал (а)…

6. Думаю, этот урок… 

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Занавес.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого интегрированного  урока обществознания и литературы

Учителя  Ермиловой Ксении Александровны


Дата проведения: 16 февраля 2018 г.

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения           А.П. Чехова «Вишневый сад».

Задачи:

Обучающие: 

  • Сформировать представление учащихся о понятии «конфликт», о субъектах конфликтов, их  классификации и стратегиях взаимодействия в конфликтных ситуациях;
  • Развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения.

Развивающие:

  • Развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • Развивать коммуникативную способность.

Воспитательные:

  • Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей;
  • Воспитывать толерантное отношение к окружающим.


Оборудование: проектор, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник (Обществознание: профил. Уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011. -416 с.), текст произведения А.П. Чехова «Вишневый сад»

Тип урока:  изучение нового материала.

Формы  и виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы урока: оргмомент, создание проблемной ситуации, выведение темы и постановка учебной цели, изучение нового материала, рефлексивный этап и оценка деятельности. 
Урок проводился в 10 классе. В группе 10 учащихся, из них: 4-мальчиков; девочек – 6.

Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся с такого предмета как обществознание  на предмет «литература». Этому способствуют поставленные цели и задачи. При планировании урока,  мы старалась учесть возрастные, поведенческие, учебные, индивидуальные особенности десятиклассников. Основные формы классной работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная. Их соотношение методически целесообразно.

          Содержание этого урока позволяет продолжить рассмотрение многообразных связей и отношений человека в современном обществе. Тема урока тесно связана с предыдущими занятиями. Урок построен с учетом программных требований к содержанию материала, уровня знаний и умений учеников.

С учётом системно-деятельностного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – знаний об обществе, о конфликте и его стадиях;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке);

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, думаю,  что структура урока была выдержана. Все этапы урока были взаимосвязаны. При проведении урока применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения. На уроке старались создать условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся  была направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения.

Особенность интегрированного урока это: чёткость, компактность, сжатость учебного материала; взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информационная ёмкость учебного материала, используемого на уроке. Поэтому, мы можем считать, что отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные  и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению обучающей и воспитательной  целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся, мотивировали к изучению обществознания и литературы. 

Считаю, что достигла, поставленных задач и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся, достигнутые ими на этом уроке.

Все замечания, высказанные руководством школы приму во внимание и учту в последующей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликт...

Интегрированный урок обществознания и литературы "Бирюк"

Цель данного урока совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали....

Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Хорошая находка! Через правовую призму рассмотреть классическое произведение... Здорово!