Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).
Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».
Содержание этого урока позволяет продолжить рассмотрение многообразных связей и отношений человека в современном обществе. Тема урока тесно связана с предыдущими занятиями. Урок построен с учетом программных требований к содержанию материала, уровня знаний и умений учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классе
Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).
Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их причины, классификацию, структуру и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление учащихся о понятии «конфликт» и его причинах;
- Рассмотреть классификацию конфликтов и их структуру ;
- Определить особенности стратегий взаимодействия в конфликтных ситуациях;
- Развивать представления учащихся о конфликте драматургического произведения.
Развивающие:
- Развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- Развивать коммуникативную способность.
Воспитательные:
- Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей;
- Воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник (Обществознание: профил. Уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011. -416 с.), текст произведения А.П. Чехова «Вишневый сад»
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем интегрированном уроке. Нам предстоит большой объем работы! Будьте внимательнее!
- Создание проблемной ситуации. Общение – это то, что сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Но не все могут его осилить. А о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.
Какие темы затрагивают герои пьесы: Лопахин и Петя Трофимов? Что между ними происходит?
Ответ: Трофимов и Лопахин затрагивают социальное положение друг друга. Мы можем предположить, что между ними происходит конфликт, идейные разногласия.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»)
. Обратите внимание, перед вами находятся маршрутные листы, в которых обозначены все этапы нашего урока. Каждый этап вам предлагается оценить смайлом. Жёлтый –Справился! Зелёный – Что-то не получилось! Красный – Возникли сложности!
- Выведение темы урока, озвучивание цели.
-А какова цель нашего урока?
Называют предполагаемую цель.
- Изучение нового материала.
План:
- Понятие «конфликт».
- Причины конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Структура конфликта.
- Стратегии взаимодействия в конфликте.
- Успешное разрешение конфликта.
А) Работа в группах. Создание определения «конфликт».
-Что такое конфликт? Какие ассоциации у вас с данным термином?
Предполагаемые ответы.
-Слово «конфликт» происходит от лат. « conflictus» и означает «столкновение». Дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений достаточно сложно. Есть целая наука, изучающая конфликты и способы их разрешения, - конфликтология. Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение «конфликта» и предложит его другим.
Перед вами кусочки текста, соберите их в определение.
Проверьте полученные определения с представленными на слайде.
- Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
- Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
- Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
Сравните полученные определения между собой. Есть ли у них что-то общее? Предполагаемые ответы. (противоречие, две стороны)
Ребята, запишите в своих маршрутных листах определение конфликта.
Конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Выберете смайл, характеризующий вашу работу.
Б) Работа в парах. Соотнесение героев пьесы и причины конфликтов.
В вашей жизни бывают конфликты? Приведите примеры.
Почему в нашей жизни так часто возникают конфликты? Назовите их возможные причины? Подведем итог, причины конфликтов-это объективные обстоятельства, которые предопределяют возникновение конфликтов.
Итак, заполним маршрутный лист. Причины конфликтов-это рассогласование:
1. Целей, интересов. - Лопахин
2. Взглядов, убеждений. -Трофимов
3. Личностных качеств.-Гаев
4. Понимания информации.- Раевская
5. Ожиданий, позиций. -Фирс
Подберите героя к подходящей причине конфликта.
Проверьте себя.
Оцените свою работу смайлом.
В)Индивидуальная работа с текстом произведения. Классификация конфликтов.
По степени вовлеченности людей в конфликт, все конфликты мы можем разделить на 3 группы:
- внутриличностный (один участник);
Если в качестве конфликтующих сторон выступают различные части нашего «Я».
- межличностный (два участника);
Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей.
- межгрупповой (много участников, государства).
Если субъектами конфликта выступают социальные группы, преследующие различные цели.
Какие виды конфликтов есть в произведении? Найдите в тексте примеры, подтверждающие данную классификацию.
Оцените свою работу смайлом.
Г) Работа с учебником. Структура конфликта.
Обычно конфликт в своем развитии проходит 4 стадии:
Этапы протекания конфликта
Перед вами таблица с этапами протекания конфликта. Проследите динамику конфликта, опираясь на текст учебника с. 402-403
Этапы протекания конфликта | |||
предконфликтный этап | осознание конфликта | непосредственно конфликт | разрешение конфликта |
появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация | объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками | переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона | полное или частичное разрешение конфликта |
Пример: | Пример: | Пример: | Пример: |
Проиллюстрируйте примером таблицу.
Кто из героев произведения проходит все 4 стадии конфликта?
Оцените свою работу смайлом.
Д) Работа в группах. Соотнесение героев пьесы и стратегий взаимодействий в конфликте.
Находясь в конфликте, человек выбирает тот или иной стиль поведения. Существует пять стратегий взаимодействия в конфликте.
Основные стратегии взаимодействий в конфликте | ||
Соперничество (борьба) | Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. | Лопахин, Трофимов |
Сотрудничество | Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. | Варя, Епиходов |
Компромисс | Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. | Аня, Трофимов |
Избегание (уход) | Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. | Раевская |
Приспособление | Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов. | Фирс |
Соотнесите героев пьесы со стратегией взаимодействий в конфликте.
Проверьте себя.
Оцените свою работу смайлом.
Е)Фронтальный опрос. Успешные пути разрешения конфликта.
Ребята, а как вы думаете, как успешно разрешить конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры -это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой
Медиация -в процесс вступает третья сторона — посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш».
Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
Зафиксируйте пути конструктивного разрешения конфликта в своих маршрутных листах.
Подумайте, как можно было бы успешно разрешить конфликт в нашем произведении?
Оцените свою работу смайлом.
- Подведение итогов:
Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столкновения – существеннейший способ выявления жизненных программ персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе. Мы сегодня на уроке выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В жизни решение конфликта также определяется множеством факторов: конкретной ситуацией, особенностями характера человека. Ни одна из стратегий взаимодействия не является абсолютной и применима только в определенных условиях. Итак, мы сегодня на уроке познакомились с такими понятиями как «конфликт», выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
- Рефлексия. Понравился ли вам урок в целом? Посмотрите, каких смайлов у вас больше? Сделайте вывод о продуктивности вашей работы на уроке, закончите фразы и приклейте последний смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние на конец урока.
1. Мне понравилось на уроке…
2. Я узнал…
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Удивительно было то, что…
5. Раньше я не знал (а)…
6. Думаю, этот урок…
- Домашнее задание:
На «3» -составить конспект по маршрутному листу.
На «4»-написать эссе «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом» (Особенности конфликтов в пьесе «Вишневый сад»)
На «5» - составление сложного плана по теме: «Конфликт в межличностных отношениях» или составить буклет по теме «Как уйти от конфликта».
- Выставление оценок. Ребята, спасибо за работу на уроке! Сдайте, пожалуйста, ваши маршрутные листы для проверки. Оценки вам будут озвучены позже.
Все хорошее имеет свойство заканчиваться. Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Надеемся, что урок был полезен для вас. Всего доброго!
Использованная литература:
- Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень) 10 класс. Е.Н.Сорокина, Москва. «ВАКО». 2008 г.
- Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы. И.В.Синова. Санкт-Петербург. 2015г.
- Обществознание. Полный справочник. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. Москва. АСТ.Астрель. 2015
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой .2007г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях на основе произведения А.П . Чехова «Вишневый сад».
План урока : Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Стратегии взаимодействия в конфликте. Успешное разрешение конфликта.
1.Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев ). 2.Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан ). 3.Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
Понятие конфликт. Конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Причины конфликтов причины конфликтов-это объективные обстоятельства, которые предопределяют возникновение конфликтов. Причины конфликтов-это рассогласование: 1. Целей, интересов. – 2 . Взглядов, убеждений. - 3. Личностных качеств .- 4 . Понимания информации.- 5 . Ожиданий, позиций. -
Проверьте себя! Причины конфликтов-это рассогласование: 1. Целей, интересов. – Лопахин 2. Взглядов, убеждений. -Трофимов 3. Личностных качеств .-Гаев 4. Понимания информации.- Раевская 5. Ожиданий, позиций. -Фирс
Классификация конфликтов. По степени вовлеченности людей в конфликт, все конфликты мы можем разделить на 3 группы: внутриличностный (один участник); Если в качестве конфликтующих сторон выступают различные части нашего «Я». межличностный (два участника); Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей. межгрупповой (много участников , государства).
Проверьте себя! Классификация конфликтов Внутриличностный Межличностный Межгрупповой Лопахин Лопахин и Трофимов Представители дворянства и представители «нового общества»
Структура конфликта Этапы протекания конфликта предконфликтный этап осознание конфликта непосредственно конфликт разрешение конфликта ? ? ? ? Пример: Пример: Пример: Пример: Проиллюстрируйте примерами таблицу. Кто из героев произведения проходит все 4 стадии конфликта?
Проверим себя! Этапы протекания конфликта предконфликтный этап осознание конфликта непосредственно конфликт разрешение конфликта появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона полное или частичное разрешение конфликта
Стратегии взаимодействия в конфликте. Основные стратегии взаимодействий в конфликте Соперничество (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Проверьте себя! Основные стратегии взаимодействий в конфликте Соперничество (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Лопахин, Трофимов Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. Варя, Епиходов
Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. Аня, Трофимов Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Раевская Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов. Фирс
Как успешно разрешать конфликты Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой.
Как успешно разрешить конфликт (2) Медиация - в процесс вступает третья сторона — посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш».
Как успешно разрешать конфликт (3) Арбитраж — третья сторона контролирует не только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
Рефлексия 1 . Мне понравилось на уроке… 2. Я узнал… 3. Больше всего мне запомнилось… 4. Удивительно было то, что… 5. Раньше я не знал (а)… 6. Думаю, этот урок …
Я доволен своей работой на уроке! На уроке я работал неплохо! На уроке мне было трудно. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: На «3» -составить конспект по маршрутному листу. На «4»-написать эссе «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом» (Особенности конфликтов в пьесе «Вишневый сад») На «5» - составление сложного плана по теме: «Конфликт в межличностных отношениях» или составить буклет по теме «Как уйти от конфликта».
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву . Занавес.
Спасибо за урок!!!
Используемая литература: Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень) 10 класс. Е . Н . Сорокина , Москва . « ВАКО ». 2008 Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 к. И.В.Синова . Санкт-Петербург. 201 5 Обществознание. Полный справочник. П.А.Баранов , А.В.Воронцов , С.В.Шевченко . Москва. АСТ . Астрель . 201 5 Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой , Н. М. Смирновой .2007
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист интегрированного урока
Тема урока: _______________________________________________________________________
«Конфликт» – это _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Причины конфликтов - это рассогласование:
Причины конфликтов | Герои произведения |
Классификация конфликтов
Внутриличностный | Межличностный | Межгрупповой |
Структура конфликта
Этапы протекания конфликта | |||
предконфликтный этап | осознание конфликта | непосредственно конфликт | разрешение конфликта |
Пример: | Пример: | Пример: | Пример: |
Стратегии поведения
Основные стратегии взаимодействий в конфликте | ||
Соперничество (борьба) | Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. | |
Сотрудничество | Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. | |
Компромисс | Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. | |
Избегание (уход) | Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. | |
Приспособление | Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов. |
Успешные пути разрешения конфликта
Рефлексия.
1. Мне понравилось на уроке…
2. Я узнал…
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Удивительно было то, что…
5. Раньше я не знал (а)…
6. Думаю, этот урок…
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Занавес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...
Интегрированный урок обществознания и литературы "Бирюк"
Цель данного урока совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали....
Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)
Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классеТема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть су...
Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...
Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...
Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...
- Мне нравится (2)