Интегрированный урок обществознания и литературы "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цель данного урока совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biryuk.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» с точки зрения нравственности и морали.
Образовательные: совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали.
Развивающие: развивать коммуникативную компетенцию; способствовать расширению словарного запаса и кругозора учащихся; формировать понятие «высоконравственный человек»
Воспитательные: способствовать нравственному и эстетическому развитию учащихся.
Ход урока:
Л: Добрый день. Сегодня у нас необычный урок, который проведем мы: Кугаевская В. Р. – учитель литературы и …
О: …Хасанова Н.А. – учитель обществознания. Нам очень приятно находиться в окружении умных, любознательных и чутких учеников Ярковской школы. (слайд 1)
Л: Сегодня мы погрузимся в мир рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», который относится к циклу рассказов «Записки охотника»
О: Определим, какими нравственными качествами обладаю герои произведения.
Л: Тема нашего урока звучит так: «Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» с точки зрения нравственности и морали». (слайд 2)
Давайте попробуем сформулировать цели урока с точки зрения литературы и обществознания:
- познакомиться с героями произведения, их особенностями;
-рассмотреть содержание понятий «мораль» и «нравственность»
Л: Я предлагаю вам посмотреть виртуальную экскурсию в родовое поместье Тургеневых – Спасское – Лутовиново и послушать сообщения учащихся о биографии И.С. Тургенева. (На фоне ролика «Экскурсия в Спасское – Лутовиново» учащиеся делают сообщения о биографии И.С. Тургенева)
1 ученик: Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 г. в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское-Лутовиново,и здесь же еще юношей поклялся бороться против помещичьего произвола и надругательства над человеком.
Взаимоотношения между родителями были сложными, но они понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет будущий писатель владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении. В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета, затем продолжает учебу в Берлинском Университете. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение - первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».
2 ученик: В 1847 г. в журнале «Современник» появился первый тургеневский очерк из «Записок охотника». «Записки охотника» положили начало общероссийской известности Тургенева. В них Тургенев впервые ввел в русскую литературу крестьянскую тему. Крестьяне предстали перед русским читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Тургенев увидел и открыл в крестьянах чувства, считавшиеся развитыми лишь в дворянском сословии, такие как: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность. Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы.
Слово учителя о рассказе «Бирюк». (слайд 3)
Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк...»
(слайд 4) В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, их нравственные и моральные качества.
О: Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать добрые дела?
О: Что такое МОРАЛЬ? (правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом. Основаны на представлении людьми о добре и зле, хорошем, плохом, о справедливости, чести, совести, т. е. это внутри каждого из нас как мы это все понимаем)(слайд 5)
О: Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»? (отношение к другому как к самому себе, любовь, уважение, т. е это поступки людей по отношению к другим людям) (слайд 6)
Л: Как вы понимаете значение слова Бирюк? (слайд 7)
Познакомьтесь со словарной статьей понятия «бирюк»
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
Бирюк –
- Волк – одиночка (обл.)
- перен. Нелюдимый человек (разг.) Смотреть бирюком (иметь угрюмый вид).
Л: В каком значении Тургенев использует данное слово? (во втором значении)
Л: Каким вы представляете себе этого героя? (Нелюдимый, необщительный, сердитый)
Л: Какими способами автор пытается раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (через портретное описание, через описание природы, через описание помещения, через отношение к людям, через отношение к своему делу, через отношение людей к герою). (слайд 8,9)
Л: Как к Бирюку относятся люди? Что о нем говорят люди? (его ненавидят, боятся, никому он спуску не дает) - сопоставить характеристики героев;
«От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет.»
«Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.»«Я тоже человек подневольный»
О: Почему Бирюк очень строг и суров к людям? (т. к. он справедливый честный, неподкупный)
О: Ребята, подумайте, можем ли мы встретить таких людей в современном обществе? (Можем)
О: Как будет складываться жизнь людей с таким складом характера? (с таким характером тяжело, такого человека не будут понимать, у него не будет друзей)
О: Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? (ценности остаются прежними, понятия нравственности и морали не изменились)
Л: При каких обстоятельствах герой-рассказчик знакомится с Бирюком??
(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ожидал конца ненастья. В этот момент при блеске молний он увидел высокую фигуру).
Л: Сейчас мы попытаемся охарактеризовать Бирюка, опираясь на такие художественные детали, как описание грозы, жилица и портрета героя. Будьте внимательны автор рассказывать и жилище лесника и подразумевает, что быт крестьян во многих чертах схож с бытом этого героя. Вы получили карточки с заданиями для работы в парах под номером 1: описание грозы, описание жилища, портрет героя. Если вам нужно будет что-то записать, вы можете сделать это прямо в каточке, или сделать пометы карандашом на полях учебника. (слайд 10)
Описание грозы
|
Описание жилища
|
Портрет героя
|
Сейчас мы заслушаем ответы учащихся и одновременно выполним еще одно задание. У вас есть карточки № 2. Рассмотрите их. Что вы будете делать? (сравнивать бирюка и Крестьянина). Выслушав сообщения, вы подчеркнете те качества, которые характерны героям. (слайд 11)
Примерные ответы учащихся.
Описание грозы. (слайд 12)
1.
Перед грозой | Гроза |
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. | Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. |
- Гроза изображена страшной и величественной. Не смотря на грозу спокоен, силен, как богатырь. Гроза – пугающее природное явление, Бирюк – сам, как гроза, его боятся). (Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)
Описание жилища. По ходу работы напоминаем, что большинство крестьян живут подобным образом. (слайд 13)
- Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек…Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу…Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь…
- Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна, Бирюк несчастный, брошенный)
Портретное описание.(слайд 14,15)
- «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.»
«Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой...» «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…»
- Внешность разная, Бирюк – богатырь, здоровый, крестьянин – вор – боится, нездоровый, нищий.
Таблица «Сравнительная характеристика героев»
Бирюк | Крестьянин – вор. |
Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый | Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый |
Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный, одинокий. | Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный. |
Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи | Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи |
(слайд 16)
Бирюк | Крестьянин – вор. |
Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый | Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый |
Высокий большой дом, комната без полатей, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный, одинокий. | Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный. |
Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи | Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи |
Л: О чем свидетельствует наша таблица?
(О крайней бедности, нищете крестьянина и Бирюка,
тяжелое положение, с «голодухи», «детей кормить надо» - объясняет кражу крестьянин)
Л: А разве у Бирюка нет детей? Сытые ли они? (кроме хлеба есть нечего..)
О чем это говорит? (о крайней бедности, жена бросила - о тяжелой жизни лесника).
Так что же получается, что не так уж и разные мужик и лесник.
(одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне)
условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
О: Почему мужик идет на кражу господского леса?
(чтобы удовлетворить свои потребности в пище, тепле, считает, что воровать можно)
О: Почему же Бирюк, имея такое же положение не пользуется господским имуществом? (его долг – охранять лес)
О: Как должен был поступить лесник?
(по законам того времени должен был отвести нарушителей своему хозяину)
О: Кто защищал права крестьян того времени? (никто, это крепостные – рабы, никаких прав они не имели)
О: Как поступил Бирюк? Почему?(своими внутренними качествами).
О: Можно сказать, что внутри Бирюка происходит борьба? (Он не знает, что делать, отпустить мужика или нет.Трудная ситуация. (слайд 17)
Что препятствует выходу из трудной ситуации? | Что помогло выйти из данной ситуации? |
-долг | -доброта |
-честность | -жалость |
-непонимание | -мужество |
-сила воли |
О: Теперь мы можем составить образ высокоморального, высоконравственного человека. Назовите эти качества. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
О: Да, ребята, одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения. Верно поступает тот человек, который совершает нравственные, высокоморальные поступки, даже об этом не задумываясь.
О: Трудно ли соответствовать образу морального человека? (трудно, но нужно стремиться)
О: А нужно это человеку? (нужно)
О: Зачем? (чтобы поддержать спокойствие в обществе, мир между людьми)
Итогом нашей совместной работы будет тестирование. Карточка с заданием №3.
1. Тема произведения:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
2. Главным героем произведения является:
А) сам автор
Б) лесник
В) пойманный крестьянин
3. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:
А) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела
Б) испугался мести крестьян
В) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость
4. Выберите качества высокоморального человека:
А) доброта
Б) честность
В) порядочность
Д) трудолюбие
5. Соотнеси термин и определение
1. мораль | А) отношение к другому как к самому себе, любовь, уважение, т. е это поступки людей по отношению к другим людям |
2. нравственность | Б) Правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом. Основаны на представлении людьми о добре и зле, хорошем, плохом, о справедливости, чести, совести, т. е. это внутри каждого из нас как мы это все понимаем |
Взаимопроверка. Оценивание.
Домашнее задание.
Как вы думаете, что является главным: чувство долга или сочувствие чужой беде?
Дайте развернутый ответ, опираясь на знания литературы и обществознания.
Тренинг «Доброе сердце» (звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)
Учащиеся вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.
Л: В наших руках прекрасная корзинка. В ней находятся сердечки Добра, которые помогут вам следовать «Золотому правилу нравственности». Сейчас мы каждому из вас раздадим по сердечку (Учитель подходит и кладет в ладони каждого учащегося сердечко). «Милые ребята, будьте осторожны, чтобы не обронить сердечко, крепко прижмите его к себе. Теперь это сердце будет вместе с вами. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно останется в ваших душах и сердцах От него исходит приятная музыка. Мысленно поместите свое хорошее настроение внутрь себя, в свое сердце.
Ребята, а теперь откройте глаза.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Обществознание – английский язык»
•Форма:современный интегрированный урок.•Вид:учебно-практическое занятие.•Тип:закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.•Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический...
Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе
Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...
Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"
Урок « Роль государства в экономике» Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
Интегрированный урок ( обществознание + экология)
Урок по теме: " Человек и природа". На этом уроке ведется обобщающее повторение по данной теме.Тестовые задания подобраны аналогичным на ГИА....