Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс)

Роженцова Ольга Юрьевна

Цель:

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.

Задачи:

  1.  Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.
  2. Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье,  чувство сопереживания      и сострадания к  родным и близким.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moya_semya-_moya_obitel.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и обществознания

  по теме «Моя семья – моя обитель »

по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.

Задачи:

  1.  Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.
  2. Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье,  чувство сопереживания      и сострадания к  родным и близким.

                     Эпиграф к уроку: «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё

                                                               хорошее от Человека» 
                                                                                                         М.Пришвин 

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.            

   1. Вступительное слово учителя.

Учитель обществознания:   Ребята, посмотрите на меня, посмотрите друг на друга, давайте друг другу улыбнемся, чтобы наше общение было сегодня приятным. У нас сегодня много гостей, повернитесь, пожалуйста, и  поприветствуйте их.

В течение урока оцените свою работу на уроке.

Лист  оценивания   _______________________________________________ (фамилия, имя)

Устные ответы

Работа в группах

Работа с таблицей «Качества героев»

Сумма

баллов

Оценка

Дополнительные задания

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Норма оценки:

10-11 баллов – оценка «3»

12-14 баллов – оценка «4»

13-15 баллов – оценка «5»

2.Мотивация к учебной деятельности. (фильм «Семья»)

- О чем этот фильм? (О доме, о семье).

Учитель обществознания:   - Родной дом, семья – самое ценное, что может быть в жизни человека, потому что наши интересы, привычки, характер формируются в семье. И выходим мы в большую жизнь из семьи, неся с собой эти привычки и характер.

- Практически все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение. На какие вопросы мы должны будем ответить на этом уроке?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд1

Итак, тема нашего урока: Моя семья – моя обитель

Слайд2

Слайд3

- Давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ, что это

(Это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)

Семья - это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

            Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.

- Давайте вспомним, как произошло это слово.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Наши предки издавна учили что это семя не взойдет без помощи старших. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы- сынки и дочки, а затем добрые плоды.

- И сразу возникает вопрос. Что это за добрые плоды?

В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, характером. Семьи бывают разные, но любая семья хочет жить счастливо.

- Как вы думаете, каков рецепт семейного счастья? В чем он заключается?

Учитель литературы: Семья - это слово греет душу. Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о заботе  бабушки.

       А сейчас поднимите руки те, у кого есть бабушки?

Какие ваши бабушки.

3.Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

Слайд4

           Итак,  вы прочитали к сегодняшнему уроку рассказ Валентины Осеевой «Бабка».

     -    Как бы вы назвали этот рассказ? ( добрая бабушка, заботливая бабушка, старенькая бабушка)

-  Скажите, почему рассказ В. Осеевой о  такой  доброй, заботливой  бабушке назван « Бабка»? (   В. Осеева хотела через название подчеркнуть отношение домочадцев к бабушке.)

А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как вы думаете, почему?

  А вы знаете имена своих бабушек?

  1. Открытие новых знаний

Инсценировка.

Автор.Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

 - Всю квартиру собой заполонила!.. - ворчал Борькин отец.

 А мать робко возражала ему:

 - Старый человек... Куда же ей деться?

 - Зажилась на свете... - вздыхал отец. - В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

   - Кто  главные герои в этом рассказе? 

- Какие черты характера  родителей, Борьки и бабки вы бы назвали? Какие они? Перед вами листочки, на которых написаны различные качества, распределите их. Докажите примерами из текста.

Слайд5

Герои рассказа

качества

Родители

Борька

Бабка

Грубый,  уважительный, невоспитанный,   равнодушный, заботливый,

Неласковый,  невнимательный,  добрый,   бессердечный,      справедливый,      мудрый

Слайд6-8

  1. Физкультминутка.

Всей семьёй идем в поход (шагаем)

Нас в лесу тропинка ждет

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,( колени выше)

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда. (наклон вперед, руками коснуться пола)

Тихо птенчика берем

И назад его кладем. (выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочкам побежим. (бег на носочках)

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (прыжки)

Как много мы увидели (шагаем)

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

Учитель литературы: 

6.Работа в группах. Слайд 9

-  Спасибо, вы замечательно поняли это произведение. Я предлагаю вам каждому пережить судьбу каждого из героев, погрузиться в образ своего героя и ответить на довольно таки не простые вопросы. Каждой группе я предлагаю вопрос. 

 Родители

  1. Зять,    почему ты хотел отправить бабку в дом инвалидов?
  2. Дочь, чувствуешь ли ты свою вину перед матерью? В чем она проявляется?

Бабка

  1. Была ли ты счастлива дома?

Борька

  1. Как ты относишься к своей бабушке? О чем ты сожалеешь?
  1.     Беседа по рассказу 

Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)

А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)

Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).

 Можно ли назвать эту семью дружной, полноценной?

        Как вы понимаете заключительное  предложение:“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.   

 Почему на коленках глина? Где был? Что делал?

Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит.

Учитель: А когда человек стоит на коленях?

 Дети:  Когда он просит прощения, раскаивается.

Учитель: Борька  раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.

 А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Грустный рассказ?

Ребята, у вас у всех есть бабушки, мамы, папы  и я призываю вас любить их, дорожить ими, уделять больше внимания.

7.Проект «Моя бабушка» (2-3 ученика)Слайд10

Учитель обществознания:   Слайд11

9.Итог урока (обобщение)

Ну, что ж вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока

- Как вы думаете  каков рецепт семейного счастья?

-  И что это за добрые  плоды, которые человек собирает, если в семье лад и согласие? (послушание, любовь, забота, понимание, согласие, уважение, трудолюбие, милосердие, доверие)

- Как вы понимаете слова Михаила Пришвина: «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее от Человека» 

Моя семья – моя обитель (читает учащийся)

Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья

Учитель обществознания:   Слайд12

На доске висит  солнышко, запишите на его лучиках рецепт семейного счастья.

У каждого у вас есть такое солнышко, запишите на ео лучиках рецепт семейного счастья.

Слайд13

Учитель литературы: .Я верю, что именно у Вас такие семьи.

Частичкой солнца на столе свеча пылает,

Неся в мир этот свет и теплоту;

Своим сияньем словно призывает

Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами,

Тепло души своей смогли мы донести,

Дарить любовь, заботу и вниманье

И вовремя успеть сказать «Прости!»

Слайд14

Домашнее задание

Нарисовать портрет своей семьи или сделать селфи; написать сочинение о своей семье

  1.  Рефлексия

1. Своей работой на уроке я

2. Урок для меня показался

3. За урок я

4. Мое настроение

5 Материал урока мне был

6. Домашнее задание мне кажется

  1. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)

Тема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии взаимодействия в конфликт...

Интегрированный урок обществознания и литературы "Бирюк"

Цель данного урока совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали....

Конспект интегрированного урока (обществознание и литература)

Открытый интегрированный урок по обществознанию и литературе в 10 классеТема: Конфликт в межличностных отношениях (на материале произведения А.П.Чехова «Вишневый сад»).Цель: рассмотреть су...

Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...