Главные вкладки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»
методическая разработка по обществознанию
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko_-_muzykalnyy_vecher_pesni_ognennyh_let.docx | 45.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Историко – музыкальный вечер «Песни огненных лет»
Е.А. Умпирович,
И.А. Кошекина
– учителя истории
Обучающиеся 5-11 классов
МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска.
Цели мероприятия:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, приобщение к знаниям о культурном наследии России.
2.Формирование устойчивых познавательных интересов к культурному наследию России.
3.Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
4.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой видов деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России.
2) Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности.
3) Формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур.
4) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
5) Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности.
6) Формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
7) Развитие творческих способностей обучающихся.
Метапредметные:
1) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
2) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
3) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
4)Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
1)Формирование российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации; понимания роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире.
2) Владение комплексом знаний об истории России.
3) Формирование умений применять исторические знания в общественной деятельности, поликультурном общении.
4) Владение навыками проектной деятельности с привлечением различных источников.
Организация пространства:
Межпредметные связи:
история, русский язык, литература, музыка.
Ресурсы:
Технические средства: мультимедийная установка, экран.
Экранно – звуковые пособия: видеофрагменты из кинофильмов, фонограммы с записями песен военных лет.
Список использованных источников:
- Н.Завадская. Любимые песни военных лет – М.: Советский композитор, 1987.
- Рождённые в боях/Составитель, автор вступ.ст. П.Ф.Лебедев. – М.: Молодая гвардия, 1985.
Содержание мероприятия:
Роли участников мероприятия: ведущая, выступающие ученики, зрители.
Сценарий мероприятия:
Актовый зал украшен ветками рябины. Перед сценой полукругом расположены стулья, на которых в военных гимнастёрках и в гражданской одежде, соответствующей эпохе Великой Отечественной войны, сидят юноши и девушки.
Демонстрация видеофрагмента. Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
Ведущая: Что помогало людям выжить в этой страшной войне? Любовь к Родине, родным и близким, отчему дому, тихим летним вечерам, запаху скошенных трав на лугах. Как рассказать об этих чувствах? В стихах и песнях.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Демонстрация видеофрагмента. Звучит песня «Смуглянка».
Ученица: Я хочу рассказать Вам две истории о песне «Тёмная ночь». В дни войны каждый от мала до велика, знал песню "Темная ночь". История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. Песня родилась в 1942 году в далеком Ташкенте. Во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Фильм «Два бойца» стал историей советского кино. А песня живет до сих пор, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки. Это первая история.
Вторая история – очень личная. Песня сыграла огромную роль в жизни моих прадедушки и прабабушки. В 1943 году мой прадед встретил замечательную девушку, служившую радисткой. В том же году он услышал песню «Тёмная ночь». Она стала песней их любви, которую они пронесли через всю свою жизнь. Прадед дошёл до Берлина и вернулся домой, где его ждала бабушка. Она встречала героя. Дед говорил, что сильная любовь спасала и оберегала его на фронте. Он цитировал бабушке строки из песни: «Верю в тебя, дорогую подругу мою. Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила». Мама рассказывала о том, как её родители любили друг друга и её. Когда она, будучи совсем малышкой выходила ночью на крыльцо и смотрела на звёзды, дедушка говорил ей:
- А ну, Викулька, тащи своё ведёрко – будем звёзды собирать!
Мама верила, приносила ведёрко и надеялась насобирать как можно больше звёзд. А дедушка в это время любил напевать «Тёмную ночь», любимую песню.
Видеофрагмент. Звучит песня «Тёмная ночь».
Ученик: Одна из самых лирических песен военных лет песня «В землянке». Родилась она совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в « Комсомольской правде». Песня «пошла» по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда. Но некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Даже требовали про смерть вычеркнуть. Но портить песню уже было поздно, она «пошла». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Под аккомпанемент гитары звучит песня в исполнении педагога.
Ученица: Поистине необычна история замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение Синий платочек. Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист « Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Красной армии посчитало песню чрезмерно лирической и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.
Видеофрагмент. Звучит песня «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.
Ученица: Когда фашисты напали на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Затемнения придавали городам и сёлам, как бы далеко от линии фронта они не находились, фронтовой характер.
И вдруг туда, где шли бои, прилетела песня «Огонёк» - про то, как уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины, не зажигают фар, и поезда движутся без огней… Скромный поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет! А человек, который написал стихи, жил тогда в эвакуации – на Каме, в городе Чистополе. Звали его Михаил Исаковский. Стихотворение «Огонёк», написанное в 1942г., было отправлено из Чистополя композитору Матвею Блантеру. И вскоре, написанная композитором песня, прозвучала по радио. Однако привычное сочетание фамилий авторов – музыка Блантера, слова Исаковского – вскоре оказалось нарушенным, и при публиковании и при исполнении песни «Огонёк» часто стали указывать: музыка народная. И на фронте, и в тылу, гармонисты подбирали мотив: стихотворение легко поддавалось музыкальной импровизации. Появились буквально десятки музыкальных решений «Огонька» - самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних. И так песня «Огонёк» быстро обрела звание «народной».
В исполнении ученицы звучит песня «Огонёк».
Ученик: Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.
В стихах оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность и простота сюжета, близкого и понятного всем. Восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен. Начало большому циклу стихов на музыку любимой песни было положено в конце 1941 года, когда решалась судьба битвы за Москву, и на фронте появилось новое оружие – многоствольные реактивные минометы, которые любовно стали называть «Катюшами». Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922 года, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937 года. В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.
«Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.
Видеофрагмент. Звучит песня «Катюша».
Ученица: Незадолго до конца войны Константин Симонов молниеносно между фронтовыми командировками написал пьесу «Так и будет». Была эта пьеса полна предчувствия скорой победы, но вместе с этим звучала в ней боль по погибшим, и тоска по тем, кто далёк, и горечь расставания с теми, кому завтра в бой. И ещё была там песня: «Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука». Этот очень светлый и одновременно грустный вальс был написан в 1943 году, но история начинается много раньше. Поэт Евгений Долматовский находился в войсках в районе Харькова и Белгорода. Он заметил, что никакая сложная обстановка, никакая смертельная опасность, разруха, беда не препятствуют всему тому, что всегда было свойственно лишь мирным и беззаботным временам. Как только останавливается колонна на ночёвку в прифронтовом селе или городке, так сразу возникают знакомства, разговоры, влюблённость. А на утро расставание, отъезд. Так появилось стихотворение «Танцы до утра». Написано это было в Купянске в конце 1942г., а через год поэт встретился с композитором М.Фрадкиным, который кочевал по войскам с бригадой артистов. Он прочитал ему «Танцы до утра» и вскоре появилась эта вальсовая мелодия. В первоначальном варианте песни были такие слова: «ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на погоне
незнакомая ваша рука». Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
Видеофрагмент. Звучит песня «Случайный вальс». На сцене в военных гимнастёрках вальсируют юноша и девушка.
Ученик: Вы никогда не задумывались над тем, что во многих фильмах, песнях, созданных в 1943 – 1944 годах, победа одерживается именно весной, когда об этом ещё никто не мог знать? В замечательной песне военных лет «Лизавета» герой обещает невесте вернуться весной. Песня впервые прозвучала в кинофильме военных лет «Александр Пархоменко». Автор текста – Евгений Долматовский, композитор – Никита Богословский. Вот что писали о песне фронтовые газеты: «Песня – наш друг боевой. Вечером в затишье рядовой Колотилин берёт гармонь и начинает тихо, мелодично наигрывать. Гвардейцы тихо подпевают. Другие солдаты собираются вокруг окопа и как зачарованные слушают трогательные слова песни…
В исполнении ученика и ученицы звучит песня «Лизавета».
Ведущая:
Над лесами необъятными,
Над полями перелётными,
Над разрывами гранатными
Песни-ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом,
И о том, что сердцу дорого,
Русским людям говорят.
Практические результаты мероприятия:
- Приобретение обучающимися знаний об истории создания популярных песен времён Великой Отечественной войны.
- Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, мир, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия через взаимодействие со сверстниками и педагогами.
- Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в процессе общения со сверстниками и педагогами.
Планируемые выходы из опыта проведения мероприятия:
- Мероприятие можно рекомендовать к проведению на различных ступенях обучения.
- Приглашать на мероприятие ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального вечера "Песни военных лет"
Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными в годы войны (их авторами, историей создания); предлагаются образцы жанра, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспев...
Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"
В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении...
Технологическая карта урока «В музыкальном театре. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».
Задачи:Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Образовательная:...
Технологическая карта урок музыки "Музыкальные образы природы Якутии в музыке"
Урок во 2м классе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ "Торжественный вечер "Герои нашего времени"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ "Торжественный вечер "Герои нашего времени"...
Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»
Сценарий урока предусматривает применения ЦОР. Расичтан для учащихся 6 класса...
Технологическая карта урока литературы по теме "Песни военных лет"
Технологическая карта урока литературы...