Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"
классный час на тему

Агеенко Инга Григорьевна

В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкального вечера

«Песни, опаленные войной»

Звучит песня «Ты же выжил, солдат»

Ведущий 1: Была война, но мы пришли живыми, 

                    Чтоб новой жизни сеять семена... 

                     Во имя павших и живых во имя, 

                      Фронтовики, наденьте ордена! 

Ведущий 2: Мои друзья лежат в могилах братских, 

                    Нам не забыть родные имена... 

                    Во имя вдов и матерей солдатских, 

                    Фронтовики, наденьте ордена! 

Ведущий 1: Солдат в атаку шел не за награды, 

                    Но велика награды той цены... 

                    Во имя чести воинской и правды, 

                    Фронтовики, наденьте ордена! 

Ведущий 2: Чтоб не пылать земному шару снова, 

                     Солдатской крови пролито сполна... 

                     Чтоб помнил враг урок войны суровой, 

                     Фронтовики, наденьте ордена!

Ведущий 1: В этом году 9 мая исполняется 70 лет Великой Победы над фашистской Германией. И наша сегодняшняя встреча посвящается песням военных лет, песням о войне.

Ведущий 2: Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся  на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

Ведущий 1: Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.

Ведущий 2: Фронтовые песни…Песни нашей памяти. Будто солдатские письма летят они к нам оттуда, из фронтовых лет, грозных дней. Песни, которые прошли по фронтовым дорогам. Они вдохновляли на героические сражения, создавали атмосферу высокого оптимизма. Жива фронтовая песня и в наше время, она по-прежнему в боевом строю, любима и хранима народом. 

Ведущий 1: С этой песни все и началось – 

                    Первые сражения и беды… 

                    Сколько нам их петь не довелось,  

                    Эта песня – с нами до Победы. 

                    В этой песне первой бомбы взрыв, 

                    Наша сила, мужество и горе… 

                    И неслось как лозунг, как призыв 

                    Над страной в одном едином хоре: 

                  «Пусть ярость благородная 

                   Вскипает как волна, 

                    Идет война народная 

                    Священная война». 

Фоном звучит песня «Священная война»

Ведущий 2: В полдень 22 июня радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, нарушив пакт о ненападении, пересекла наши границы. И вскоре после этого сообщения прозвучала песня «Священная война».

В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца, проходили писатели «школу рядового бойца»- учились стрелять, бросать гранаты, маршировать и ползать по-пластунски. В первый день возвращения поэты узнали, что их добивается по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит немедленно зайти. Редактор посмотрела на поэтов сквозь толстые стекла очков и невозмутимым видом спросила: 

-Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнется война с немцами? 

Редактор, не дав ответить на её вопрос, продолжала: 

-Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает. 
Лебедев-Кумач сел за работу.

Ведущий 1: 22 июня поэту оставалось лишь дописать песню. 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы, он не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной армии А.В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Ещё день – на репетицию с оркестром, а 27 июня уже состоялась премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Ведущий 2: С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слёзы, и это волнение передаётся исполнителям. У них тоже слёзы на глазах…Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – 5 раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий путь. Её пели всюду – на передовом крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие победы. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.

Ведущий 1: С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. В этой песне слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Песня «Священная война» была совершенно необходима в те грозные дни. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.

Исполняется поэтическая композиция

Ведущий 2: Так с первых дней песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни, создавали новые тексты на мелодии «Катюша», «Три танкиста» и других. «Катюша», песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания и к границам были устремлены тревожные взоры старшего и молодого поколения.

Ведущий 1: Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия. На дальнем востоке японские милитаристы выставили против России пограничные гарнизоны. К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно бы остались на линии фронта.

Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера.  Года три жила «Катюша» до войны, пели её с удовольствием - и старые, и молодые.

Ведущий 2: Накалялась обстановка в мире. Уже падали бомбы на города Европы, уже фашистские танки взламывали линии границ. 
Но как же ласковое русское имя Катюша, выйдя из песни, зазвучало грозно? Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил врага. Однажды в прифронтовом лесу появились новые машины с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно укрытым брезентовыми чехлами. Машины находились под усиленной охраной. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Под ними оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, в стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. На участке залпа враг был полностью уничтожен. Реактивные снаряды в первые же дни своего пребывания на фронте получили, сердечное, дорогое имя- Катюша. Вся гитлеровская Германия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа осталась тихая и нежная лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

Исполняется песня «Катюша»

Ведущий 1: Лучшие песни, те, что живут долго, становятся народными, появляются в своё время, тогда, когда их содержание и характер отвечают общественной обстановке. Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия. Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.  Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М.Галицкий.

Ведущий 2: Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

Исполняется песня «Синий платочек»

Ведущий 2: Привезли солдата в медсанбат… 

                    Врач сказал: «Не доживет до ночи…» 

                    «Мне бы песню, - прошептал солдат, - 

                     Я до песен с давних пор охочий…» 

                     Боль невыносима и остра, 

                     Сто осколков раскрошили тело… 

                     И сестра, уставшая сестра 

                     До рассвета над солдатом пела. 

Исполняется песня «Вальс фронтовой сестры»

Ведущий 2: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества. В конце 1941 года под впечатлением трудного фронтового дня написал своей жене письмо в стихах Алексей Сурков. Он рассказал ей, где находится, о чём думает, о своей любви. Сурков не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно станет песней. Поэт вспоминал: «Так бы и  остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 г. не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он пришёл в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову».

Ведущий 1: Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел новую песню «В землянке». Она сразу же всем полюбилась. Слова и ноты были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года. Публикация оказалась едва ли не единственной за первые годы войны. В то время эту песню исполняли Леонид Утёсов, Лидия Русланова и многочисленные фронтовые ансамбли.

Звучит песня «В землянке»

Ведущий 2: В середине лета 1942 г. началась историческая  Сталинградская битва, которая продолжалась более полугода. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться. В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращён в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. А в ноябре 1942 г. началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю1943 г были уничтожены.

Ведущий 1: У Сталинграда вещей битвы жар

                     Простёрся в вечность заревом кровавым,

                     И, чуя гибель, враг от нас бежал,

                     Гонимый вспять орудьем нашим правым.

Исполняется песня «Волгоградская березка»

Ведущий 2: Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.

Ведущий 1: Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Ведущий 2: Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

Звучит песня «Огонек»

Ведущий 2: Песни о любви, верности, отваге и смелости…Они помогали солдату находить щемящие душу слова для любимой, для той, которая была в это время недосягаемо далеко. 

                  «Верю в тебя,

                    Дорогую подругу мою…»

Кто не знает эту песню? Пели ее солдаты и артисты, пел стар и млад. Поют ее и сейчас. 

Исполняется песня «Темная ночь»

Ведущий 1: Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола.

Ведущий 2: Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя. О чем пели наши солдаты  весной 1945 г.? Пели о том, как на «солнечной поляночке, дугою выгнув бровь, мальчишка на тальяночке играет про любовь». Пели о «смуглянке-молдаванке», что ушла в партизанский отряд.

Исполняется песня «Смуглянка»

Ведущий 1: Война добралась и до Германии. Покорённая Европа встала, воспрянула, союзники открыли, наконец, второй фронт. Но главной силой, сокрушившей фашизм, был весь наш народ.

Исполняется песня «Идет солдат по городу»

Ведущий 1: 30 апреля 1945 года над рейхстагом было вооружено знамя Победы. 8 мая в Берлине подписана полная капитуляция Германии. А 9 мая невиданным салютом – 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям. Отгремели залпы победных салютов. Ушёл в историю май 1945 г. Но продолжают сниться фронтовикам военные дороги и друзья однополчане. И поют они об этом песни, песни тех далёких военных лет.

Ведущий 2: 45-ый год! Наша родная земля свободна и независима. И зазвучали наши песни на улицах Берлина.  Через всю дымившуюся Европу песня прошагала в солдатском звании. До самой Победы дошла. Образ песни грозных лет всегда с нами. От самого первого выстрела и до последней переклички на войне песня находилась в строю. 

Ведущий 1: В праздничные дни и дни печали, 

                    Радости и горя не тая, 

                    Их поют друзья – однополчане 

                    И друзей - героев сыновья. 

Ведущий 2: Мы храним их бережно и свято 

                    И несем сквозь гул идущих лет… 

                    В них – душа советского солдата 

                    И победы нашей вечный свет. 

Ведущий 1: И в наших городах и в самых разных странах 

                    Звучит простой напев и мужественный стих… 

                    Они еще живут, те песни – ветераны, 

                    И никогда, друзья, не забывайте их! 

Звучит песня «День Победы»



Предварительный просмотр:

http://www.admsur.ru/bank/news/img589.jpg

http://www.admsur.ru/bank/news/img587.jpg

http://www.admsur.ru/bank/news/img586.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»

Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...