Интегрированный урок "Экономика семьи"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Тема урока: Экономика семьи
(обществознание + математика)
Цели урока:
- формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
- формировать навык решения экономических задач прикладного характера;
- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов.
Тип урока: урок - практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_semi.docx | 155.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема интегрированного урока: Экономика семьи
(обществознание + математика)
Цели урока:
- формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
- формировать навык решения экономических задач прикладного характера;
- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов.
Тип урока: урок - практикум
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развивать умение различать личные расходы и расходы семьи;
- Формировать ответственное понимание того, что трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния.
Предметные:
1.Структурировать знания о семейном бюджете
2. Сформулировать понятия семейного бюджета
3. Проверить навык планирования расходов.
Метапредметные:
- Владение и умение извлекать информацию из предложенного источника.
- Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать в команде.
Коммуникативные:
1. Донесение своей позиции,
2. Умение понять взгляды и интересы других.
Ход урока:
I. Организационный момент: налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.
II. Стадия вызова.
Учитель: Здравствуйте. Ребята, давайте представим такую ситуацию.:
Встречаются на перемене два друга.
1-ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?
2-ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. «Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.
1-ый мальчик. А что такое семейный бюджет?
2-ой мальчик. Не знаю.
Учитель:??? Какова тема сегодняшнего урока?
Учащиеся предлагают тему урока: Семейный бюджет или экономика семьи. (записывают в тетрадь)
Учитель:??? Что вы должны узнать сегодня на уроке? или Какие цели вы поставите на сегодняшний урок?
Ребята выдвигают цели урока (что они хотят узнать на сегодняшнем уроке)
III. Стадия осмысления.
Учитель:??? Ребята, а как вы думаете "Что такое семейный бюджет"?
Ребята высказывают свое мнение и рассказывают. что они знают о семейном бюджете.
Учитель:??? Ребята, как вы думаете из каких ресурсов состоит бюджет семьи?
Ребята предлагают варианты
и заполняют кластер в тетради.
Учитель: Молодцы. А теперь попробуйте все, названные вами ресурсы разделить на группы.
Ребята предлагают варианты. (материальные, трудовые, информационные, энергетические и финансовые)
Если учащиеся затрудняются в формировании групп, то учитель помогает.
Учитель: сегодня особое внимание мы уделим финансовым ресурсам семьи, т.к. финансовые ресурсы составляют бюджет семьи.
финансовые ресурсы
(бюджет семьи)
доходы расходы
Приведите примеры доходов и расходов семьи.
Учащиеся предлагают варианты и заполняют схему.
финансовые ресурсы
(бюджет семьи)
доходы расходы
зарплата
пособия
пенсии
прибыль от предпринимательской деятельности
проценты от сбережений
коммунальные платежи
питание
одежда
лекарства
транспорт
Учитель: Если Д>Р, то бюджет профицитный
Если Д<Р, то бюджет дефицитный
Если Д=Р, то бюджет равноценный
Учитель: Главная задача семьи - формирование и грамотное распределение семейного бюджета. Эта функция семьи отражена в заданиях единого государственного экзамена по математике.
Сейчас мы перейдем к решению экономических задач прикладного характера. На столе у вас лежат карточки.
Карточка №1: определите бюджет семьи.
Учащиеся решают задачи и определяют бюджет семьи (мальчики вычисляют заработную плату папы, девочки заработную плату мамы). Учащиеся могут друг к другу и советоваться.
Карточка №1
Семья состоит из 4 человек: мама, папа и двое детей.
Заработная плата мамы: ________________
Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Марии Ивановны равна 19 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Решение:
1 способ
1) 19000 руб - 100%
х руб - 13%
19000 *13 : 100 = 2470 руб - удержание
2) 19000 - 2470 = 16530 руб
Ответ: 16530 рублей
2 способ
1) 100 - 13 = 87 % - получит на руки
2) 19000 - 100%
х руб - 87%
19000 * 87 : 100 = 16530 руб
Ответ: 16530 рублей
Заработная плата папы: ________________
Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 24 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Решение:
1 способ
1) 24000 руб - 100%
х руб - 13%
24000 *13 : 100 = 3120 руб - удержание
2) 24000 - 3120 = 20880 руб
Ответ: 20880 рублей
2 способ
1) 100 - 13 = 87 % - получит на руки
2) 24000 - 100%
х руб - 87%
24000 * 87 : 100 = 20880 руб
Ответ: 20880 рублей
Решение:
300 * 2 = 600 рублей
Ежемесячное пособие на ребенка 300 рублей.
Бюджет семьи: _____________________
Решение:
16530 + 20880 + 600 = 38010 рублей
Ответ: 38010 рублей
Учитель: Одним из обязательных платежей являются коммунальные платежи: свет, вода и др.
Карточка №2: определите расходы семьи на коммунальные услуги.
Учащиеся решают задачи и определяют коммунальные платежи семьи (учащиеся 1,2 ряда определяют коммунальный платеж за свет, учащиеся 3,4 ряда определяют коммунальный платеж за воду. Учащиеся могут друг к другу и советоваться.
Карточка №2:
Коммунальный платеж за свет: _________________
Показания счётчика электроэнергии 1 сентября составляли 12 625 кВт·ч, а 1 октября — 12 802 кВт·ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 кВт·ч электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек (1,8 руб)?
Решение:
1) 12 802 - 12 625 = 177 кВт·ч
2) 177 * 1,8 = 318,6 рублей
Ответ: 318,6 рублей
Коммунальный платеж за воду: ________________
В доме, где проживает семья, установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). 1 сентября счётчик показывал расход 103 куб. м воды, а 1 октября — 114 куб. м. Какую сумму должен заплатить Иван Кузьмич за холодную воду за сентябрь, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп. (19,2 руб)?
Решение:
1) 114 - 103 = 11 куб. м
2) 11 * 19,2= 211,2 рубля
Ответ: 211,2 рубля
Коммунальные платежи: ___________________________
Решение:
318,6 + 211,2 = 529,8 рублей
Ответ: 529,8 рублей
Учитель: Еще одна статья расходов это питание. Ежеквартально Росстат подсчитывает цену потребительской корзины, на основании которой определяется прожиточный минимум.
Карточка №3: Потребительская корзина. Определите расходы на питание.
Карточка №3: Потребительская корзина
На официальном сайта Росстата есть форма, которая показывает стоимость условного (минимального) набора продуктов питания.
Месяц 2018 года | РФ |
январь | 3787,77 |
февраль | 3826,25 |
март | 3895,14 |
апрель | 3947,8 |
май | 3969,88 |
Выглядит неправдоподобно, особенно, если учесть, что по таким расчетам человек может потратить на еду в сутки всего 132 рубля.
Усредненный прожиточный минимум сегодня в России 7095 рублей в месяц на одного человека.
Расходы на питание семьи: ______________________
Решение:
7095 * 4 = 28380 рублей
Ответ: 28380 рублей
Учитель: Семейный отдых - это время, проведенное вместе! Совместные игры, прогулки, развлечения и т.д. Запоминается не место, где отдыхали, а то чем вы занимались...
Карточка №4: Определите стоимость отдыха семьи в санатории и хватит ли оставшихся денег на отдых.
Карточка №4: Определите стоимость отдыха семьи в санатории и хватит ли оставшихся денег на отдых.
Стоимость номера 13452 рубля. В стоимость входит трехразовое питание, лечебные процедуры.
Стоимость проезда Байкалово-Тюмень составляет 486 рублей на одного человека.
Стоимость недельного отдыха в санатории с проездом в обе стороны: ___________________________
Решение:
(486 * 4) * 2 + 13452 = 17340 рублей
Ответ: 13340 рублей
Хватит ли оставшихся денег на отдых.
Решение:
38010 - 529,8 - 28380 = 9100,2 рублей
Ответ: не хватит
Учитель: Если не хватает денежных средств. то семья обращается в банк за кредитом. Долговые обязательства семья будет выполнять ежемесячно, т.е ежемесячно нужно выплачивать кредит и проценты по кредиту. Определите сумму ежемесячного платежа.
Карточка №5: Определите сумму ежемесячного платежа по кредиту.
Карточка №5:
Определите сумму ежемесячного платежа по кредиту.
Клиент взял в банке кредит 15 000 рублей на год под 15%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
Ежемесячный платеж: __________________
Решение:
1 способ:
1) 15000 руб - 100%
х руб - 15%
15000 *15 : 100 = 2250 руб - переплата (проценты)
2) 15000 + 2250 = 17250 руб - сумма возврата (кредит + проценты)
3) 17250 : 12 месяцев = 1437,5 рублей - ежемесячный платеж
Ответ: 1437,5 рублей
2 способ
1) 100 + 15 = 115 % - нужно выплатить (кредит + проценты)
2) 15000 - 100%
х руб - 115%
15000 * 115 : 100 = 17250 руб - сумма возврата (кредит + проценты)
3) 17250 : 12 месяцев = 1437,5 рублей - ежемесячный платеж
Ответ: 1437,5 рублей
IV. Стадия рефлексии.
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением.
«Верные – неверные утверждения»
Утверждения | «+» - согласен «-» - не согласен |
Смета доходов и расходов на определенный период это бюджет. | |
Без предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию. | |
Бюджет формируется только из доходов. | |
При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы. | |
В семье бюджет может быть только дефицитный. | |
Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи | |
Расходы семьи заранее предвидеть невозможно. | |
На расходы семьи влияют только ее доходы. | |
Накопление для семьи формировать, не так важно как иметь новые модели телефонов. | |
Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете. | |
Можно ли всегда жить в долг всегда. | |
Ответственность за семейные расходы лежит только на родителях. | |
Жертвовать личными расходами ради общесемейных расходов нельзя. | |
Большинство семейных расходов контролю не поддаются. | |
Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи. | |
Доходы семьи изменить намного проще ,чем изменить расходы. | |
При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи которые приносят доход. | |
Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни |
Учитель: Ребята, прокомментируйте одно из утверждений с которым вы согласны.
Учащиеся предлагают свои варианты и комментарии.
V. Подведение итогов урока.
Учитель: ???Подведем итог урока. Нужно составлять бюджет или это необязательно?
Предполагаемый ответ учеников: Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит. Вы сможете избежать дефицита бюджета.
VI. Домашнее задание:
Заполните таблицу, распределив месячный бюджет своей семьи.
Доходы | Расходы | |||
Обязательные платежи | питание | промтовары | Культурно-бытовые услуги | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"
Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...
Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"
Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....
Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"
Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и её функциях, о психологическом климате, о различных стилях общения в семье.Раз...
Интегрированный урок в 10 классе по теме "Семья и брак"
Цели и задачи:Обществознание1) познакомить с формами брака, нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности в социально – филос...
Интегрированный урок сбо по теме "Семья" с воспитателями 7 кл.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за малышами....
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Презентация интегрированного урока «Семья-ячейка общества»
Урок «Семья-ячейка общества» является логическим продолжением занятий по теме «Социальная сфера» ...