Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"
методическая разработка по обж по теме
Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_po_pravu.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированное занятие
по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья.»
(для учащихся 11 класса, ОБЖ и обществознание)
Автор:
Учитель ОБЖ
Чернобровина В.П.
с.Суда, 2011 гИнтегрированное занятие по семейному праву
(ОБЖ + Обществознание)
Тема: «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»
Цель:
- Ознакомить учащихся с понятием «БРАК», «СЕМЬЯ».
- Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.
- Выработать на начальном уровне умения практического применения норм права в различных жизненных ситуаций.
- Воспитывать уважение к праву и закону.
Материалы к занятию:
- Семейный кодекс РФ (2003 год);
- статистические данные о количестве браков и разводов по Уинскому району за последние 5 лет;
- результаты соцопроса «Ранний брак», «Оформление брака»
- музыкальные фрагменты.
Понятия: Семья, брак, Семейный кодекс, брачный возраст.
Виды деятельности учащихся: групповая работа, диспут, тренинг.
Ход урока.
Информационно-подготовительный этап
- Звучит фрагмент песни «Обручальное кольцо – не простое украшенье».
Учитель: Определите, пожалуйста тему нашего занятия. О чем мы сегодня будем вести беседу? По какой важной теме проведем работу? (Семейное право)
Беседа по вопросам:
- Кто из вас, ребята не планирует создание семьи?
- А что такое семья? (Ответы учащихся)
Учитель: Семья – малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- Почему вы хотите создать семью? Для чего?
(Ответы учащихся:
- продолжение рода, продолжить себя;
- избежать одиночества;
- благополучная старость;
- обрести свое более совершенное «Я» в детях;
- семья как носитель ценности.
Учитель: Потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека. В любви, в семье, в детях человек достигает вершины человеческого счастья. Счастливая семья благотворно влияет на жизнь человека, укрепляет хорошее настроение и работоспособность. Семья очень важна для формирования человека, как личности, т.к. 1) только в семье формируются и закладываются основные базовые чувства – любовь, уважение, сочувствие, милосердия, сострадание, у девочек – материнство; 2) только в семье ребенок учится строить отношения между мужчиной и женщиной, что важно в дальнейшем; 3) семья напрямую связана с профессиональной деятельностью. Если человек самостоятельно и энергично строит свою семью, умеет создать в доме уют и тепло, то он достигает больших успехов в своей профессиональной деятельности. И напротив, безвольный и безынициативный семьянин, чаще всего проявляет пассивность в профессиональной сфере. Поэтому создание семьи всегда должно быть связано с таким понятием как ответственность. Создание семьи ответственный шаг в жизни человека, ответственность друг перед другом, ответственность перед будущей семьей. Семья имеет большое значение в жизни человека и общества.
Правовые отношения в этой сфере регулирует Семейный кодекс РФ.
- Звучит фрагмент марша Мендельсона.
Беседа с вопросами:
- В каких случаях звучит эта музыка? (ответы учащихся)
- Со словом семья часто еще употребляют какое слово?
- Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак? (ответы учащихся)
- Что же такое брак?
Учитель: Брак – добросовестный союз, направленный на создание семьи. (юридическое оформление семьи) Само слово «БРАК» - образовано от древнерусского «БРАТИЧИ» - выбирать хорошее, отклонять плохое.
Дискуссия: «Юридическое оформление брака. ЗА и ПРОТИВ. »
Этап информационного обмена.
- Заключение брака.
а) Работа в группах с раздаточным материалом (Статьи Семейного кодекса)
- условия заключения брака (СК ст. 12, 13)
- препятствия для заключения брака (СК ст. 14)
- порядок заключения брака (СК ст. 11)
б) Обсуждение вопросов:
- Каковы условия вступления в брак?
- Нужно ли согласие родителей?
- Если да, то в каких случаях?
- Какой брачный возраст в нашей стране?
- Может ли быть снижен брачный возраст?
Учитель: При наличии уважительных причин брачный возраст сожет быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одному из супругов. Разрешение на брак несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет выдается органом местного самоуправления по месту жительства, с учетом разрешения родителей. Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключения брака лицом моложе 16 лет (В Англии брачный возраст 16 лет, и он не может быть снижен ни при каких обстоятельствах. В РФ Владимирская область разрешают вступать в брак с 14 лет).
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака.
- Каков порядок заключения браков? Статистика заключения браков по Уинскому району за 5 лет.
Диспут: Ваше отношение к данному явлению? (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу)
Учитель: Ранние браки, как правило не прочны, 80% ранних браков распадается в возрасте до 29 лет.
- Расторжение брака.
К сожалению некоторая часть браков распадается. По статистике распадается каждый II брак.
а) Работа по группам:
- Основания для прекращения брака (СК ст. 16)
- Порядок расторжения брака через ЗАГС (СК ст. 19)
- Порядок расторжения брака через суд (стр. 21, 22, 23)
- Тренинг «Причины разводов»
б) Обсуждение вопросов.
в) «Причины разводов»
Учитель: Статистика свидетельствует, что основными причинами разводов становятся:
- пьянство;
- нервность супругов;
- низкая культура поведения;
- ранние браки;
Заключительный этап. (Подведение итогов, рефлексия)
- Контрольные вопросы и решение задач. (Карта-схема для учащихся)
Учитель: Какие еще вопросы вас интересуют в данной теме? (Ответы учащихся)
Спасибо за работу. Желаю вам в будущем стать хорошими,
заботливыми супругами, ответственными родителями.
Рефлексия: Оценка занятия учащимися. У учащихся две карточки: синяя и
красная. Если понравилось на столе учителя оставить красную
карточку, если не понравилось синюю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"
Презентация на тему "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"...
Разработка урока обществознания на тему "Семья в современной России" (профильное изучение, 11 класс)
Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Демографическая ситуация в России. Семья и брак как социальные институты». Позволяет подвести учащихся к выводу о необходим...
Урок по теме "Семья в современном обществе"
данный урок был представлен на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2012"...
Конспект урока ОБЖ 11 классе "Семья в современном обществе. Законодательство о семье."
Данная раработка расчитана на 2 часа учебного времени. Позволяет рассмотреть тему в историческом, законодательном и моально-этическом аспектах....
Конспект и технологическая карта урока на тему: "Семья в современном обществе".
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...
«Семья в современном обществе. Законодательство и семья».
Тип урока: изучение нового материалаЦель:Ознакомить учащихся с понятием «БРАК», «СЕМЬЯ».Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.Выработать на начальном уровне у...
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ
Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения по теме «Нравственность и здоровье», 11 класс...