Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"
план-конспект урока (психология, 8 класс) по теме
Цели урока
Образовательная: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и её функциях, о психологическом климате, о различных стилях общения в семье.
Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развитие навыков эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semiy.docx | 99.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 44
г. Иркутск
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
обществознание + психология
8 класс
Тема «Психологический климат в семье»
Учитель обществознания: Медведева С.В.
Педагог-психолог: Тимофеева Т. Н
Тема «Психологический климат в семье»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, фломастеры, цветные карандаши.
Цели урока
Образовательная: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и её функциях, о психологическом климате, о различных стилях общения в семье.
Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развитие навыков эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Мотивация.
Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова Л.Н. Толстого.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л.Н. Толстой
Тему урока вы должны будете составить из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение. Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья.
2 ученика составляют определение на доске.
Формулировка темы с учащимися. Психологический климат в семье.
3.Изучение нового материала.
Откройте тетради, запишите тему урока.
Вернемся к основному понятию – семья.
Запишите это определение, оно написано на доске.
Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово семья?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову семья. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос - «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения. Кроме того этот этап работы может дать возможность диагностического среза.
Семья - это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.
Сейчас мы с вами в игре определим роли членов семьи.
Игра «Волшебный прямоугольник». (Приложение 1) На экране и у вас на партах волшебный прямоугольник, в котором написано 20 родственников. Читать можно по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Также у вас на листах дана формулировка технологии родства. Вам необходимо найти родственника и охарактеризовать степень его родства в соответствии с технологией, которая у вас приведена ниже.
(Ответ: Дед, бабка, дочь, деверь, шурин, золовка, невестка, свекор, сын племянник, тесть, мать, брат, дядя, отец, свекровь, теща, отчим, мачеха, тетя, прадед, зять, пасынок, свояк, племянница.)
Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель?
Выслушиваются ответы детей.
А теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.
В тетрадь записывается перечень функций.
- Продолжение рода
- Хозяйственная
- Воспитательная
- Передача знаний
- Создание атмосферы психологического комфорта
Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?
(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).
Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи. (Приложение 2)
А теперь я хочу предложить вам поработать в группах. Групповая работа:
1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:
Особенности традиционной семьи | Особенности современной семьи |
Большая семья, 6-12 детей, | |
Совместное проживание трех поколений, передача опыта, наследства. | |
Уважение к старшим | |
Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку | |
Брак оформлялся церковью |
2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.
Мама | Папа | Бабушка | Дедушка | Брат | Сестра | Я |
3 группа. Определите и впишите в верхнюю строчку определение стиля заимоотношений в семье.
|
|
|
Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи.
2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа
Климат семьи определяется стилем общения. (Ответы 3 группы)
Запись в тетрадь определений.
Выделяют три стиля общения:1 - авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях?2 - попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо? 3- демократический. Это хорошо или плохо?
Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.
4.Подведение итогов урока.
Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра ,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.
Домашнее задание. Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи и выполнить тест. Результаты теста обсудить на семейном совете. (Приложение 4)
Самооценка работы учащихся. (Приложение 3) Поставьте + в той графе, которая соответствует вашей
работоспособности на уроке и подсчитайте сумму плюсов.
В | О | П | П | А | С | Ы | Н | О | К | Л | Я | Р | У |
Ч | З | Р | П | Л | Е | М | Я | Н | Н | И | К | З | А |
П | О | А | М | Т | Е | С | Т | Ь | Т | О | Р | М | Е |
Д | Е | Д | П | Е | В | М | А | Т | Ь | Д | Е | К | Л |
Е | Д | Е | В | Щ | Г | З | Я | Т | Ь | Ш | Ь | М | Ы |
В | О | Д | С | А | Я | З | Р | Н | Б | Б | Р | А | Т |
Е | Ч | С | В | Е | К | О | Р | А | Н | Б | О | Ч | Е |
Р | Ь | Ц | О | З | О | Л | О | В | О | И | А | Е | Т |
Ь | В | Д | Я | Д | Я | О | Г | О | Т | Е | Ц | Х | Я |
С | В | Е | К | Р | О | В | Ь | Д | Ч | Е | Ж | А | Б |
Н | Е | В | Е | С | Т | К | А | И | И | К | Э | Р | А |
З | О | Л | О | В | К | А | В | З | М | Ь | Ю | Ж | Н |
Ш | У | Р | И | Н | Б | А | Б | К | А | К | Р | Е | Ш |
Приложение 1
КАРТА ТЕХНОЛОГИИ РОДСТВА
• Бабушка - мать отца или матери, жена деда.
• Брат - каждый из сыновей одних родителей.
• Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
• Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
• Деверь - брат мужа.
- Дед - отец матери или отца
- Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
- Дядя - брат отца или матери.
- Золовка - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
- Зять - муж дочери, сестры, золовки.
- Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
- Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
- Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
- Невестка - жена сына.
- Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
- Отчим - другой муж матери, неродной отец.
• Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
• Пасынок - сын неродной одному из супругов.
• Племянник - сын брата или сестры. Племянница - дочь брата или сестры.
Приложение № 2. Задания по группам
1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:
Особенности традиционной семьи | Особенности современной семьи |
Большая семья, 6-12 детей, | |
Совместное проживание трех поколений, передача опыта, наследства. | |
Уважение к старшим | |
Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку | |
Брак оформлялся церковью |
2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.
Мама | Папа | Бабушка | Дедушка | Брат | Сестра | Я |
3 группа. Определите и впишите в верхнюю строчку определение стиля взаимоотношений в семье. Чтобы определить стиль откройте учебник на с.90.
1.Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу | 2.Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие | 3.Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество |
Приложение 3
Рефлексия (самооценка работы)
В ходе урока я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | |||
Давал определения, находил ответы | |||
Ждал помощи от участников группы | |||
Принимал участие в совместной работе | |||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело | |||
Условные обозначения | |||
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 |
Приложение 4
Домашнее задание (вместе с родителями)
Тест. Психологический климат в семье.
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
7. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.
8. В семье есть очень неуравновешенный человек.
9. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".
11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
12. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
13. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
15. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
16. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
17. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
18. Меня часто обижают дома.
19. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
20. Отношения в семье весьма натянутые.
Обработка данных.
Определяется число правильных ответов по "ключу":
"да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 19;
"нет" - 3, 5, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 20.
За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.
Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 20 баллов.
0 - 4 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели членов семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
5 - 9 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают члены семьи, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.
10 - 15 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
16 - 20 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.
Вместе с родителями составьте генеалогическое дерево вашей семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический климат семьи. Урок в 11 классе
Методическая разработка урока этики и психологии семейной жизни в 11 классе...
Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"
Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....
Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс
Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...
презентация к интегрированному уроку психологии с обществознанием
В 6 классе в рамках предмета обществознания есть тема, тесно связаная с психологией. Тема конфликтов раскрывается на материале по способам поведения в конфликтах....
рабочий лист к интегрированному уроку психологии с обществознанием для 6 класса " Способы поведения в конфликте"
Рабочий лист для учащегося 6 класса к активному и продуктивному изучению темы по обществознанию и психологии "Способы поведения в конфликте"...