Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_obshchestvoznanie_belyaeva.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________2019 года Руководитель МО ________________/___________________/ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ №______ от «____» ______________2019 года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___________________/ «_____» _____________2019 года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию (включая экономику и право)
Класс 10 В
Количество часов 70 Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Беляева Евгения Николаевна
Квалификационная категория высшая
Сургут, 2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 10 класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);
Положением о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом:
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (базовый уровень);
Программы к учебнику «Обществознание. 10 – 11 классы» (авторы Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский: под ред. Л.Н. Боголюбова)
Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в 10 классе направлено на достижение цели освоения системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение обществознания (включая экономику и право) в 10 классе отводится 70 часов в год из расчета 2 часов в неделю (35 учебных недели).
2. Результаты освоения программы
В результате освоения программы учащиеся должны:
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень требований к уровню подготовки
№ п/п | Предметные умения | Уровень стандарта среднего (полного) образования | Код требования (КУ) |
1 | биосоциальную сущность человека | Базовый | 1.1 |
2 | основные этапы и факторы социализации личности | Базовый | 1.2 |
3 | место и роль человека в системе общественных отношений | Базовый | 1.3 |
4 | закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы | Базовый | 1.4 |
5 | тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов | Базовый | 1.5 |
6 | основные социальные институты и процессы | Базовый | 1.6 |
7 | необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Базовый | 1.7 |
8 | особенности социально-гуманитарного познания | Базовый | 1.8 |
9 | характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | Базовый | 2.1 |
10 | анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Базовый | 2.2 |
11 | объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) | Базовый | 2.3 |
12 | раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | Базовый | 2.4 |
13 | осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | Базовый | 2.5 |
14 | оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | Базовый | 2.6 |
15 | формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Базовый | 2.7 |
16 | подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу | Базовый | 2.8 |
17 | применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Базовый | 2.9 |
3. Содержание программы
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Код контролируемого содержания (КС) |
1 | Человек и общество | Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) | 1.1 |
Мировоззрение, его виды и формы | 1.2 | ||
Виды знаний | 1.3 | ||
Понятие истины, её критерии | 1.4 | ||
Мышление и деятельность | 1.5 | ||
Потребности и интересы | 1.6 | ||
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность | 1.7 | ||
Системное строение общества: элементы и подсистемы | 1.8 | ||
Основные институты общества | 1.9 | ||
Понятие общественного прогресса | 1.16 | ||
Многовариантность общественного развития (типы обществ) | 1.17 | ||
Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) | 1.18 | ||
2 | Общество как мир культуры | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | 1.10 |
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки | 1.11 | ||
Образование, его значение для личности и общества | 1.12 | ||
Религия | 1.13 | ||
Искусство | 1.14 | ||
Мораль | 1.15 | ||
3 | Правовое регулирование общественных отношений | Право в системе социальных норм | 5.1 |
Система российского права. Законотворческий процесс | 5.2 | ||
Понятие и виды юридической ответственности | 5.3 | ||
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | 5.4 | ||
Законодательство Российской Федерации о выборах | 5.5 | ||
Субъекты гражданского права | 5.6 | ||
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | 5.7 | ||
Имущественные и неимущественные права | 5.8 | ||
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора | 5.9 | ||
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака | 5.10 | ||
Особенности административной юрисдикции | 5.11 | ||
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | 5.12 | ||
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) | 5.13 | ||
Споры, порядок их рассмотрения | 5.14 | ||
Основные правила и принципы гражданского процесса | 5.15 | ||
Особенности уголовного процесса | 5.16 | ||
Гражданство Российской Федерации | 5.17 | ||
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба | 5.18 | ||
Права и обязанности налогоплательщика | 5.19 | ||
Правоохранительные органы. Судебная система | 5.20 |
В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по обществознанию (включая экономику и право) для 10 класса внесены следующие дополнения, общий объём которых не превышает 15%: Это позволило включить в содержание рабочей программы по обществознанию (включая экономику и право) для 10 класса практические занятия, направленные на отработку отдельных умений, практика использования обществоведческих знаний в повседневной жизни, также в содержание отдельных тем включены вопросы изучения финансовой грамотности.
Учебный раздел | Дидактическая единица | Объём учебного времени | Причина корректировки |
Человек и общество | Занятие «Свобода экономической деятельности» | 1 | Решение задачи повышения финансовой грамотности |
Правовое регулирование общественных отношений | Занятие «Защита гражданских прав» | 1 | Решение задачи повышения финансовой грамотности |
Человек и общество | Практикум «Составление сложного плана» | 1 | Закрепление и практическая отработка задач по составлению плана по определенной теме |
Общество как мир культуры | Практикум «Работа с текстом» | 1 | Закрепление и практическая отработка задач осуществлять поиск социальной информации |
Правовое регулирование общественных отношений | Практикум «Написание эссе» | 1 | Закрепление и практическая отработка задач написания эссе |
Правовое регулирование общественных отношений | Встреча с представителями правоохранительных органов | 2 | Практическое использование знаний |
Тематический план
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество | |
практикум | тестов | |||
1 | Человек и общество | 23 | 1 | 3 |
2 | Общество как мир культуры | 17 | 1 | 3 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 30 | 1 | 3 |
Итого: | 70 | 3 | 9 | |
1 полугодие | 32 | 1 | 4 | |
2 полугодие | 38 | 2 | 5 |
Информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Название | Авторы | Наличие электронного приложения |
Учебники, учебные пособия | |||
1 | Обществознание. 10 класс. Базовый уровень | Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский | Нет |
Методические пособия | |||
1 | Обществознание. 10-11 класс. Формирование умения написания эссе | Фомина С.А. | Нет |
2 | ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения | Кишенкова О.В. | Нет |
Электронные и цифровые образовательные ресурсы
№ п/п | Наименование | Авторы | Темы, разделы, в изучении которых применяются ЭОР и ЦОР |
1 | Конституция РФ | Правовое регулирование общественных отношений | |
2 | Кодексы РФ |
№ | Тема раздела/тема урока | Дата | Используемые ресурсы | Контролируемые элементы содержания (КС) | Контролируемые умения (КУ) | |
План | Факт | |||||
1 | Введение |
|
| учебник |
|
|
Человек и общество | ||||||
2 | Понятие общество |
|
| учебник | 1.8 | 1.4 |
3 | Общество и природа |
|
| учебник | 1.8 | 1.4 |
4 | Особенности социальной системы |
|
| учебник | 1.9 | 1.6 |
5 | Входной контроль |
|
| контрольно-измерительные материалы |
|
|
6 | Социальные институты |
|
| учебник | 1.9 | 2.2 |
7 | Динамика общественного развития |
|
| учебник | 1.16 | 1.5 |
8 | Общественный прогресс |
|
| учебник, материалы СМИ | 1.16 | 2.4 |
9 | Биологическая сущность человека |
|
| учебник | 1.1 | 1.1 |
10 | Социальная сущность человека |
|
| учебник | 1.1 | 1.1 |
11 | Деятельность человека |
|
| учебник | 1.5 | 2.3 |
12 | Многообразие деятельности |
|
| учебник | 1.6 | 1.3 |
13 | Познавательная деятельность человека |
|
| учебник | 1.3 | 1.3 |
14 | Понятие истины, ее критерии |
|
| учебник | 1.4 | 2.1 |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека |
|
| учебник | 1.7 | 2.1 |
16 | Свобода экономической деятельности |
|
| учебник | 1.7 | 1.5 |
17 | Современное общество |
|
| учебник | 1.17 | 1.5 |
18 | Особенности современного мира |
|
| учебник, материалы СМИ | 1.17 | 2.5 |
19 | Глобальные проблемы современности |
|
| учебник, материалы СМИ | 1.18 | 2.5 |
20 | Терроризм угроза современной цивилизации |
|
| учебник | 1.18 | 2.6 |
21 | Составление сложного плана |
|
| памятка, алгоритм действий |
| 2.4 |
22 | Повторение по теме "Человек и общество" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 1.1 - 1.9, 1.16 - 1.18 | 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.6 |
23 | Повторение по теме "Человек и общество" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 1.1 - 1.9, 1.16 - 1.18 | 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.6 |
Общество как мир культуры | ||||||
24 | Духовная культура общества |
|
| учебник | 1.10 | 1.2 |
25 | Функции культуры |
|
| учебник | 1.10 | 2.1 |
26 | Духовный мир личности |
|
| учебник | 1.10 | 1.3 |
27 | Мировоззрение |
|
| учебник | 1.2 | 2.1 |
28 | Промежуточный контроль |
|
| контрольно-измерительные материалы |
| 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.6 |
29 | Мораль |
|
| учебник | 1.15 | 1.6 |
30 | Моральный выбор |
|
| учебник | 1.15 | 2.6 |
31 | Наука |
|
| учебник | 1.11 | 2.3 |
32 | Образование |
|
| учебник | 1.12 | 2.3 |
33 | Религия |
|
| учебник | 1.13 | 2.1 |
34 | Свобода совести |
|
| учебник | 1.13 | 2.6 |
35 | Искусство |
|
| учебник | 1.14 | 2.2 |
36 | Элитарная и народная культура |
|
| учебник | 1.10 | 2.4 |
37 | Массовая культура |
|
| учебник | 1.10 | 2.4 |
38 | Работа с текстом |
|
| обществоведческие тексты |
| 2.5 |
39 | Повторение по теме "Общество как мир культуры" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 1.10 - 1.15 | 2.1 - 2.6 |
40 | Повторение по теме "Общество как мир культуры" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 1.10 - 1.15 | 2.1 - 2.6 |
Правовое регулирование общественных отношений | ||||||
41 | Современные подходы к пониманию права |
|
| учебник | 5.1 | 2.1 |
42 | Право в системе социальных норм |
|
| учебник | 5.1 | 2.1 |
43 | Система права |
|
| учебник | 5.2 | 2.1 |
44 | Источники права |
|
| учебник | 5.2 | 2.3 |
45 | Законотворческий процесс |
|
| учебник | 5.2 | 2.5 |
46 | Правоотношения и правонарушения |
|
| учебник | 5.3 | 2.3 |
47 | Судебная защита |
|
| учебник | 5.3 | 2.4 |
48 | Правовая культура |
|
| учебник | 5.1 | 2.6 |
49 | Правомерное поведение |
|
| учебник | 5.1 | 2.6 |
50 | Гражданство РФ |
|
| учебник | 5.17 | 2.1 |
51 | Права и обязанности гражданина |
|
| учебник | 5.19 | 2.4 |
52 | Гражданское право |
|
| учебник, законодательство РФ | 5.8 | 2.4 |
53 | Защита гражданских прав |
|
| учебник | 5.7 | 2.4 |
54 | Семейное право |
|
| учебник, законодательство РФ | 5.10 | 2.2 |
55 | Семейное право |
|
| учебник | 5.10 | 2.4 |
56 | Трудовые правоотношения |
|
| учебник, законодательство РФ | 5.9 | 2.1 |
57 | Правовое регулирование занятости |
|
| учебник | 5.9 | 2.4 |
58 | Экологическое право |
|
| учебник | 5.12 | 2.1 |
59 | Процессуальное право: гражданский процесс |
|
| учебник | 5.14, 5.15 | 2.5 |
60 | Процессуальное право: уголовный процесс |
|
| учебник | 5.14, 5.16 | 2.4 |
61 | Конституционное судопроизводство |
|
| учебник | 5.4 | 2.2 |
62 | Международная защита прав человека |
|
| учебник | 5.13 | 2.2 |
63 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства |
|
| учебник | 5.4 | 2.2 |
64 | Проблема отмены смертной казни |
|
| учебник | 5.20 | 2.8, 2.9 |
65 | Итоговый контроль |
|
| контрольно-измерительные материалы | 1.1 - 1.18, 5.1 - 5.20 | 2.1 - 2.9 |
66 | Повторение по теме "Правовое регулирование общественных отношений" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 5.1 - 5.20 | 2.1 - 2.9 |
67 | Повторение по теме "Правовое регулирование общественных отношений" |
|
| контрольно-измерительные материалы | 5.1 - 5.20 | 2.1 - 2.9 |
68 | Написание эссе |
|
| памятка, алгоритм действий, критерии оценивания |
| 2.7 - 2.9 |
69 | Итоговое повторение |
|
|
|
| 2.4 |
70 | Итоговое повторение |
|
|
|
| 2.4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...