Реализация проекта по внедрение тем по основам финансовой грамотности в курс «Обществознания» в 2018-2019 учебном году
опыты и эксперименты по обществознанию (9, 10, 11 класс)
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_proekta_po_vnedrenie_tem_po_osnovam_finansovoy_gramotnosti_v_kurs.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта по внедрение тем по основам финансовой грамотности в курс «Обществознания» в 2018-2019 учебном году
В сентябре 2018 года в МБОУ СОШ имени Мустая Карима с. Кляшево был введен новый модульный курс по развитию финансовой грамотности среди обучающихся. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса: Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников. Подготовка учителей для обучения новой дисциплине. Эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие. Для решения второго вопроса учителя приняли участие на курсах, организованных ИРО РБ.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы: – составление и расчет семейного бюджета; – денежные операции в банках и других структурах; – сделки, связанные с риском; – денежные вознаграждения; – наличие ответственных органов за финансовые услуги; – личные сбережения — излишество или прок; – тонкости кредитов и депозитов; – права и обязанности участников финансово-экономических отношений; – управление денежными потоками; – агрессивная политика банков; – активы и пассивы (доходы и расходы); – страхование и пенсионные выплаты; – наличие и безопасное использование пластиковых карт. Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас. На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?» Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию. В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.
15 апреле 2019 года в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников «Как обеспечить себе достойную жизнь». Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых операций. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года. Все обучающиеся ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением. 17 апреля 2019 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ имени Мустая Карима с. Кляшево в 10-11 классе прошел открытый урок финансовой грамотности «Разнообразные факты о деньгах». Цель — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия. Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской оласти от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Внедрение тем финансовой грамотности в курс Обществознания.
Сегодня, является актуальным вводить в общеобразовательные организации специальный модуль по Финансовой грамотности школьников, в котором отражены примерные аспекты будущей финансовой жизни.Школы могу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (учебный курс) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими доку...
Формирование финансовой грамотности через курс "Обществознание" в основной и старшей школе
Материал представляет собой обобщение опыта обучения учащихся азам финансовой грамотности через уроки обществознания с использованием УМК Боголюбова...