Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Данная программа разработана с учетом использования УМК Л.Н.Боголюбова (включая учебник для базового уровня) и пособия для профильного обучения (ранее издавалось как учебник).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_2_kurs_profil_tushnova.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова (базовый и профильный уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа по обществознанию базового уровня рассчитана на 68 учебных часов. Однако, учитывая специфику образовательного учреждения ФГКОУ СПб СВУ МВД России и профильную социально-правовую направленность, в учебный план прохождения курса обществознания на 2 курсе добавлен 1 учебный час в неделю. Таким образом, на изучение учебной дисциплины «Обществознание» на 2 курсе отводится 102 учебных часа (в том числе 5 в резерве) из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» профильного уровня рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по обществознанию для 2 курс ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, А.В.Белявский и др./; под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 10 класс. Учебное пособие. Профильный уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова — М.: Просвещение, 2018 г.
Дополнительные пособия для учителя:
- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
- Обществознание. ЕГЭ. Учимся писать мини-сочинение: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышева. — Изд. 3-е, доп. — Ростов н/Д: Легион, 2016.
- Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ: задания с графиками, диаграммами и таблицами. 9-11 классы: учебное пособие/ О.А.Чернышева. — Изд. 3-е, перераб. — Ростов н/Д: Легион, 2016
- Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010.
Материалы для подготовки учащихся к ГИА (ЕГЭ):
- Печатные издания:
- Баранов П.А. Обществознание: полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство АСТ, 2016.
- Интернет-ресурсы:
- Решу ЕГЭ: образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://soc-ege.sdamgia.ru/teacher;
- ФИПИ: открытый банк заданий ОГЭ: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
- Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
- Основное содержание
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 часов).
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля
Раздел II. Общество и человек (18 часов).
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Раздел III. Деятельность как способ существования людей (15 часов).
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Раздел IV. Общество как мир культуры (16 часов).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Раздел VI. Сознание и познание (16 часов).
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Раздел VII. Личность. Межличностные отношения (20 часов).
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Промежуточная аттестация (1 ч).
Повторительно-обобщающий урок (1 ч).
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Разделы и темы | Количество часов | Планируемые сроки/дата проведения | |
По разделам | В том числе Контроль | |||
I. | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 12 | 1 | |
1-2 | Что такое общество. Общество и культура. Науки об обществе. | 2 | ||
3-4 | Наука и философия | 2 | ||
5-6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 2 | ||
7-8 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 2 | ||
9-10 | Из истории русской философской мысли | 2 | ||
11-12 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность" | 2 | 1 | |
II. | Общество и человек. | 18 | 1 | |
13-15 | Происхождение человека и становление общества. Социальная сущность человека. | 3 | ||
16-17 | Общество как динамичная сложная система. Социальные институты общества. | 2 | ||
18-19 | Динамика общественного развития. | 2 | ||
20-22 | Типология обществ | 3 | ||
23-25 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Исторический процесс | 3 | ||
26 | Проблема общественного прогресса | 1 | ||
27-28 | Современное общество. Глобальная угроза международного терроризма. | 2 | ||
29-30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе» | 2 | 1 | |
IV. | Глава 4. Деятельность как способ существования людей. | 15 | 1 | |
31-33 | Деятельность - способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. | 3 | ||
34-35 | Деятельность людей и ее многообразие. | 2 | ||
36-37 | Содержание и формы духовной деятельности. | 2 | ||
38-39 | Трудовая деятельность. | 2 | ||
40-41 | Политическая деятельность. | 2 | ||
42-43 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 2 | ||
44-45 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 2 | 1 | |
II. | Глава 2. Общество как мир культуры. | 16 | 1 | |
46-47 | Духовная культура общества. | 2 | ||
48-49 | Духовный мир личности. | 2 | ||
50-51 | Мораль. | 2 | ||
52-53 | Наука и образование. | 2 | ||
54-55 | Религия и религиозные организации. | 2 | ||
56-57 | Искусство. | 2 | ||
58-59 | Массовая культура. | 2 | ||
60-61 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры» | 2 | 1 | |
V. | Глава 5. Сознание и познание. | 16 | 1 | |
62-63 | Проблема познаваемости мира. | 2 | ||
64-65 | Истина и ее критерии. | 2 | ||
66-67 | Многообразие путей познания мира. | 2 | ||
68-69 | Научное познание. | 2 | ||
70-71 | Социальное познание. | 2 | ||
72-73 | Знание и сознание. | 2 | ||
74-75 | Самопознание и развитие личности. Что такое мировоззрение | 2 | ||
76-77 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | 2 | 1 | |
VI. | Глава 6. Личность. Межличностные отношения. | 20 | 1 | |
78-79 | Индивид, индивидуальность, личность. | 2 | ||
80-81 | Возраст и становление личности. | 2 | ||
82-83 | Общение как обмен информацией | 2 | ||
84-85 | Общение как взаимодействие. | 2 | ||
86-87 | Общение как понимание | 2 | ||
88-89 | Малые группы | 2 | ||
90-91 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 2 | ||
92-93 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | ||
94-95 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | ||
96-97 | Повторение по теме «Личность. Межличностные отношения». | 2 | 1 | |
98 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
99 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
Резерв | 3 | |||
Итого | 102 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
Рабочая программа по обществознанию 10 кл (профильный уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию с...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и проверочный материал к урокам обобщения....
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне....
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профильный уровень). УМК Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на учебных 134 учебных час из расчета ...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и ...