Технологическая карта урока "Общество как сложная система"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Ход урока "Общество как сложная система в формате технологической карты с максимальной детализацией учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока по обществознанию в 10 классе
Тема урока | Общество как сложная система | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Формы, приемы, методы: | Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; частично-поисковая. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод проблемного диалога, самостоятельный поиск. Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа, составление кластера. | ||
Педагогические технологии | Информационно-коммуникативная, технологии критического мышления | ||
Цель урока | Рассмотреть общество как сложную динамическую систему, знать особенности социальной системы, социальные институты. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Уметь описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. | Усваивать основы работы с текстом по теме «Общество как сложная динамическая система»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: общество, система, подсистема, социальная структура, социальный институт. | Умение осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
Организационная структура урока №1 | ||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | Формы контроля |
I. Мотивация | 3 | Организация проверки домашнего задания. | Учитель предлагает прочитать практические выводы к §1. и организовать проверку д/з: знать определение общество, общественные науки, вопросы с.17 | Ученики читают практические выводы на с.16. Дают определение понятия общество. Отвечают на вопросы (5,8) для самопроверки с.17 - Какие отношения можно считать общественными? - Какие науки изучают общество? | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: Самостоятельно находят необходимый учебный материал, обсуждают полученные знания. | Устный опрос. |
II. Актуализация знаний | 5 | Поиски решения проблемных вопросов. Изображение на доске кластера Задание к кластеру. Работа в тетради Постановка темы и задач урока Задание классу Запись в тетрадь темы урока | Учитель подводит учеников к изучаемой теме, задаёт проблемные вопросы. - Ребята, как вы понимаете слово "Система"? В каких случаях мы используем это слово? Возможно, вам известны словосочетания этого слова. - Действительно, в жизни встречается немало примеров со словом система. Например, человек - очень сложная биологическая система. Что включает эта система? - Какие виды систем мы можем назвать? - Приведите примеры этих систем. Учитель предлагает записать полученные знания в тетрадь. Учитель предлагает сформулировать тему и цели урока Учитель обращает внимание на кластер и задаёт вопрос - Что мы знаем о социальной системе? - На уроке мы должны рассмотреть …… Учитель записывает на доске и проговаривает классу тему урока: «Общество как сложная динамическая система» | Ученики принимают участие в проблемном диспуте, отвечают на вопросы. - солнечная система, кровеносная система, нервная система, система образования, экономическая система и т.п. - органы, кости, мышцы, нервы техническая, биологическая, социальная. 1. Техническая система: машина, компьютер 2. Биологическая система: человек, животные, насекомые. 3. Социальная система: общество. - Рисуют кластер, выполняют записи с доски. Самостоятельно и при помощи наводящих вопросов формулируют тему и общие цели урока. - социальную структуру общества, различные подсистемы общества, социальные институты. Записывают тему в тетрадь. | Познавательные: выявляют особенности и признаки общества – как системы, приводят примеры различных систем. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, отвечают на вопросы. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 25 | Работа с материалами учебника с.19 Общее задание Рисуем кластер Общее задание Работа с кластером Самостоятельная работа с учебником Общее задание Просмотр видеопрезентации. | Учитель предлагает изучить структуру урока. Учитель предлагает вспомнить и охарактеризовать подсистемы общества - Какие подсистемы общества мы знаем? - Попробуйте охарактеризовать одну из подсистем Попробуем разобрать общество как систему состоящую из подсистем и элементов подсистем. - Возьмем политическую подсистему - Из каких элементов состоит эта подсистема? - Попробуйте самостоятельно охарактеризовать экономическую подсистему. - Запишите, из каких элементов она состоит - Сделайте вывод и запишите его в тетрадь - Покажите на схеме, где расположены: система, подсистемы, элементы подсистем. - Кто является основным элементом системы? Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с разделом «Особенности социальной системы» с.18 и составить простой план текста Учитель предлагает превратить план в тезисы и записать их в тетрадь. Учитель организует просмотр видеопрезентации по теме «Общество как сложная динамическая система» | Просматривают содержание темы, читают названия разделов. Ученики на основе имеющихся знаний вспоминают и называют основные сферы жизни общества (подсистемы) - Экономическая подсистема это: производство и распределение всех необходимых для людей товаров и услуг. - гос. учреждения, органы гос. власти, госслужащие, политические партии - деньги, производство товаров и услуг, предприятия, транспорт - Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы. Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны. - Человек Ученики самостоятельно читают раздел «Особенности социальной системы и составляют простой план текста. Ученики формулируют основные положения прочитанного текста и записывают в тетрадь Ученики просматривают видеопрезентацию.. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами логические-дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об обществе и общественной системе; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск существенной информации ( из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата ;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | Опрос Просмотр и чтение Записи Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 3 | Ответы на вопросы учебника | Учитель предлагает ответить на вопросы с.27
| Ученики отвечают на вопросы в разделе «Вопросы для самопроверки» | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические- осуществляют поиск существенной информации ( из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике | Индивидуальный опрос. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Подведение итога. | Учитель предлагает в устной форме зафиксировать общие знания, подвести итоги урока. - Общество представляет ……. - Система означает …. - Основными подсистемами общества являются … - Все подсистемы общества ... - Основным элементом общества как системы является .... Учитель объявляет оценки | Ученики принимают участие в устном опросе, продолжают начатые учителем мысли. - сложную динамическую систему. - Целое, состоящее из частей. - экономическая, политическая, социальная, духовная. - друг с другом взаимосвязаны - человек | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Фронтальный опрос. |
Домашнее задание | 1 | § 2 | Объявление домашнего задания: знать особенности социальной системы, социальные институты. Вопросы для самопроверки 5-7 с.27 Задания 1-4 из тетради-тренажёра
| Записывают домашнее | Контроль записи д/з | |
Организационная структура урока №2 | ||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | Формы контроля |
I. Мотивация | 4 | Просмотр презентации | Учитель организует просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система» | Ученики просматривают и читают отдельные слайды» | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: Принимают активное участие в процессе восприятия и закрепления знаний. | Восприятие. |
II. Актуализация знаний | 7 | Проверка домашнего задания | Учитель предлагает проверить домашнее задание. Учитель предлагает ответить на вопросы на с.27. - Что такое социальный институт? - Охарактеризуйте главные социальные институты. - Каковы основные черты социального института? Организует проверку заданий 1-4 из тетради-тренажёра | Ученики отвечают на вопросы учителя в ходе индивидуального опроса. Чтение выполненных работ | Познавательные: Самостоятельно определяют особенности социальной системы, социальные институты. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества;, отвечают на вопросы. | Индивидуальный опрос. Индивидуальный опрос. |
III. Изучение нового материала | 20 | Практическая работа | Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу по теме «Общество, как сложная динамическая система»
| Ученики выполняют письменную работу в тетради используя отсканированные раздаточные материалы. | Познавательные: Закрепляют полученные знания по теме «Общество как сложная динамическая система» Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Контроль выполнения письменной работы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Проверка практических работ Работа с учебником | Учитель предлагает показать результаты практического задания. Учитель предлагает прочитать практические выводы в учебнике с.26 | Ученики читают записи заданий Читают выводы. | Познавательные: Приводят результаты практической работы, демонстрируют знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике. | Индивидуальный опрос. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Итоги урока | Учитель помогает ученикам подвести итоги урока. На уроке мы узнали, что - Общественные отношения это ...... - К социальным институтам общества относится ...... - Функцией социального института является процесс .... - Институциализация это процесс .... | Ученики обдумывают и грамотно формулируют итоги урока, приводят устные варианты высказываний, заканчивают начатые учителем слова. - многообразные формы взаимодействия людей, связи возникающие между различными социальными группами (и внутри их) - Институт семьи и брака, школа, армия, производство, государство - социализации - закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Фронтальный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 2 | Объявляет д/з: анализ документа с.26 | Записывают домашнее | Контроль записи д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"
Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"
Данный урок в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит в раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и является четвертым,...

Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"
Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"....
Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс
ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...

Технологическая карта "Союзы в сложном предложении" 5 класс урок русского языка
Данный материал поможет: ...