Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Офилат Раиса Яковлевна

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №22

Обществознание                Офилат Р. Я

Класс 6

Дата урока:  6 – А 13.02.2024  6 –  Б 13.02.2024   6 – В 13.02.2024

Тема урока:   Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 

Планируемые результаты:

Предметные:    овладение научной терминологией, ключевыми понятиями; формирование знаний об обществе как совместной жизнедеятельности людей, о сферах и областях общественной жизни, ознакомление учащихся со значениями понятия «сферы общественной жизни».

Метапредметные:

  • Коммуникативные – развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
  • Регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цели урока; искать и выделять необходимую информацию.
  • Познавательные – анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, давать определение понятий.

Личностные:  развитие способности обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование: учебник, рабочие тетради

Ход урока

 I. Организационный момент

II.  Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое общество?
  2. Как общество связано с природой?

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

  1.  Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).

Если рассматривать общество как систему, которая состоит из взаимодействующих частей, то основными ее подсистемами являются сферы общественной жизни.

Общество как совокупность взаимосвязанных частей или сфер рассматривал американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.), который считал, что людей как челнов общества объединяют цели жизнедеятельности. Какие главные цели ставят перед собой люди? Всем людям необходимо создавать материальные (продукты питания, одежду, обувь, лекарства, строить жилища, создавать средства производства и т.д.)  и распределять их между собой  

Сфера общества – это подсистема, которая характеризуется определённой функцией и деятельностью людей по её выполнению. В каждой сфере складываются соответствующие общественные отношения и создаются особые институты (подробнее о социальных институты. Общество в этом значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной.

Обычно выделяют четыре  сферы: экономика, политика, социальная и духовная сфера.

Изучите  схему: "Основные сферы общественной жизни".

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

 Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).

Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

  1. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Тестирование:

1. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?

1) социальной

2) правовой

3) политической

4) духовной

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

3) семья, нация

4) издержки, рынок

3. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

4)заключение брака

4. Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие Шаляпинского фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

5. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

1)  политической и духовной

2)  экономической и политической

3)  социальной и политической

4)  экономической и социальной

6. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

1)  экономическую и социальную

2)  политическую и духовную

3)  экономическую и духовную

4)  политическую и социальную

7. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?

1)  экономической и политической

2)  политической и социальной

3)  духовной и экономической

4)  экономической и социальной

8. К духовной сфере общества относятся отношения между

1)  режиссером кинофильма и актерами

2)  зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3)  зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4)  директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

9. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  принятие конституции государства

Б)  продажа товаров в магазине

В)  принятие присяги главой государства

Г)  предвыборная агитация избирателей

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  политическая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

10. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  производство товаров и услуг

Б)  отношения «отцов» и «детей»

В)  межнациональный конфликт

Г)  оказание банковских услуг

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  социальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Ключи

Вопрос

Ответы

Баллы

4

1

2

1

1

1

3

1

4

1

4

1

1

1

1

1

2122

2 ( 1 ошибка – 1 балл)

1221

2 ( 1 ошибка – 1 балл)

Итого12 баллов

Менее 5 – «2»

5 – 7 – «3»

9 -10 – «4»

11-12 – «5»

V.Анализ достижений учащихся.  Итоги урока. Домашнее задание

§ 13

ФИ __________________________________________

1. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?

1) социальной

2) правовой

3) политической

4) духовной

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

3) семья, нация

4) издержки, рынок

3. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

4)заключение брака

4. Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие Шаляпинского фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

5. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

1)  политической и духовной

2)  экономической и политической

3)  социальной и политической

4)  экономической и социальной

6. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

1)  экономическую и социальную

2)  политическую и духовную

3)  экономическую и духовную

4)  политическую и социальную

7. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?

1)  экономической и политической

2)  политической и социальной

3)  духовной и экономической

4)  экономической и социальной

8. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1)  производство материальных благ

2)  организация государственной власти

3)  создание произведений искусства

4)  разработка и принятие законов

9. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  принятие конституции государства

Б)  продажа товаров в магазине

В)  принятие присяги главой государства

Г)  предвыборная агитация избирателей

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  политическая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

10. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  производство товаров и услуг

Б)  отношения «отцов» и «детей»

В)  межнациональный конфликт

Г)  оказание банковских услуг

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  социальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 10 классе по теме «Сферы жизни общества»

Содержание работы по обществознанию представляет собой  комплекс вопросов, отражающих основные объекты изучаемого курса обществознания: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическ...

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс...

Конспект урока по истории в 7 классе "Основные сословия российского общества в XVII в."

Данный урок содержет задания для работы с историческим источником, а также самостоятельной работы учащихся с текстом учебника...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА обществознание в 10 классе «Роль экономики в жизни общества»

Урок-исследовательская работа. Учащиеся, работая в группах исследуют взаимосвязь экономики с другими сферами жизнедеятельности. Результаты своей работы представляют графически и создают общий кластер ...