ОГЭ 9 класс общество программа
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)
ОГЭ 9 класс общество программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_9_klass_obshchestvo_programma.docx | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена для подготовки обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена.
Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу обществознание для подготовки к государственной итоговой аттестации по обществознанию, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Программа охватывает основное содержание курса обществознание, содержит материалы, входящие в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Содержание курса рассчитано на выполнения заданий во время урока, в режиме индивидуальной консультации с преподавателем, самостоятельной отработкой учащимися материалов по каждой теме курса в объёме временных рамок изучения темы из открытого банка заданий ОГЭ, отработка тренировочных вариантов в режиме on-line, отработка практических заданий во время урока и на дополнительных занятиях.
Цель программы
Подготовить выпускников 9 классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Программа нацелена на развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена, а также развитие познавательной активности учащихся.
Формы и методы работы
Самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, работа онлайн,
работа с открытым банком заданий.
Используемые материалы
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию. wwwfipi.ru Типовые экзаменационные варианты. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. 2016-2017 гг. Учебник «Обществознание» 8-9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. 2013г. изд. «Просвещение».
Содержание программы
1.Человек и общество
1.1Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2.Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3.Экономика
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
4.Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
5.Сфера политики и социального управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
6.Право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей 6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями экзаменационной работы
Знать/понимать:
1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми 1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь:
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
Реализация программы
№ | Элементы содержания образования | Формируемые умения, знания, навыки | Формы работы | Сроки |
1. | 5.1Власть. Роль политики в жизни общества | Власть, виды власти, политика. Называть признаки политической власти. Отличие политической власти от других видов власти. Характеризовать власть и политику как социальные явления. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 05.09- 16.09 |
2 | 5.2Понятие и признаки государства | Государство, его отличительные признаки, суверенитет, внутренние и внешние функции государства. Раскрывать признаки суверенитета. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 19.09 -23.09 |
3 | 5.3Разделение властей | Правовое государство, условия становления правового государства в РФ. Раскрывать принципы правового государства, характеризовать разделение властей. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 26.09-30.09 |
4 | 5.4Формы государства | Формы государства. Различать формы правления и государственного устройства. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 03.10-07.10 |
5 | 5.5Политический режим. Демократия 5.6Местное самоуправление | Политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм. Демократические ценности. Сопоставлять различные типы политических режимов, называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 17.10-21.10 |
6 | 5.7Участие граждан в политической жизни 5.8Выборы, референдум | Гражданская активность, участие в выборах, референдум. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни, приводить примеры гражданственности. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 24.10-28.10 |
7 | 5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни, участие партий в выборах. Называть признаки политической партии, характеризовать проявления многопартийности. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 31.10-03.11 |
8 | 5.10 Гражданское общество и правовое государство | Гражданское общество, правовое государство, пути формирования гражданского общества в РФ, признаки правового государства. Характеризовать гражданское общество и правовое государство. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 07.11-11.11 |
9 | 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства | Право, норма права, нормативно-правовой акт, виды нормативных актов. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 14.11-18.11 |
10 | 6.2 Норма права. Нормативный правовой акт | Нормативно-правовой акт, виды нормативных актов. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 28.11-02.12 |
11 | 6.3Понятие правоотношений | Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, субъекты правоотношений, дееспособностью, физические и юридические лица, юридические действия и события. Раскрывать особенности возникновения правоотношений и дееспособности у физических лиц. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 05.12-09.12 |
12 | 6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности | Понятие правонарушения, признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Различать правонарушение правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работ и работа в группах. wwwfipi.ru | 12.12-16.12 |
13 | 6.5Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Называть главные задачи конституции. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 19.12-23.12 |
14 | 6.6 Федеративное устройство Российской Федерации 6.7Органы государственной власти Российской Федерации | Федеративное устройство РФ. Характеризовать органы государственной власти. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 26.12-30.12 |
15 | 6.8Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Ветви власти, судебные органы. Суды общей юрисдикции. Конституционный суд. Характеризовать взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 09.01-13.01 |
16 | 6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 16.01-20.01 |
17 | 6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних 6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина 6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина 6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 23.01-27.01 |
18 | 6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | Сущность гражданского права, особенности гражданских правоотношений, гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 30.01-03.02 |
19 | 6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Правоотношения супругов. Находить извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 06.02-10.02 |
20 | 6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних 6.17Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних Понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 13.02-17.02 |
21 | 6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания | Административные правоотношения, правонарушения и наказания Указывать основные признаки административного правонарушения | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа. wwwfipi.ru | 27.02-03.03 |
22 | 6.17Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 06.03-10.03 |
23 | 1.1Общество как форма жизнедеятельности людей 1.2 понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних 1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 1.4 Биологическое и социальное в человеке | Понятие общества в широком и узком значении. Сферы общества их взаимосвязь Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 13.03-17.03 |
24 | 1.5Личность. Особенности подросткового возраста 1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Межличностные отношения. Общение | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 20.03-24.03 |
25 | 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности 2.2 Наука в жизни современного общества 2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации | Понятие культуры ее особенности Наука особая система знаний, сфера деятельности ученых. Образование Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 27.03-31.03 |
26 | 2.4Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 2.5Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | Религия, мировые религии, монотеистические религии, функции религии. Мораль Категории морали. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 03.04-07.04 |
27 | 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 3.3Экономические системы и собственность 3.4Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация 3.5 Обмен, торговля 3.6 Рынок и рыночный механизм | Понятие экономика, роль экономики в человеческом обществе. Ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Разделение труда и специализация Рынок и рыночный механизм Факторы производства. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 17.04-21.04 |
28 | 3.7Предпринимательство.Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 3.8 Деньги 3.9 Заработная плата и стимулирование труда 3.10Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 3.11Налоги, уплачиваемые гражданами 3.12Экономические цели и функции государства | Виды фирм. Банковская система. Заработанная плата. Номинальная з/п, реальная з/п. Функции денег. Конкуренция. Распределение доходов Собственность, имущественные отношения, право собственности, владение, распоряжение, пользование. Субъекты права. Налоги: прямые и косвенные. Безработица и её виды Спрос и предложение. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 24.04-28.04 |
29 | 4.1Социальная структура общества 4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями 4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте 4.4Социальные ценности и нормы 4.7Межнациональные отношения | Социальные группы, социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная. Признаки социальной группы. Формальные и неформальные группы. Социальные роли, статусы, агенты социализации, Межнациональные отношения в современном обществе. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 02.05-05.05 |
30 | 4.5Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни 4.6Социальный конфликт и пути его решения | Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное. Социальный конфликт. Причины конфликтов. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. wwwfipi.ru | 08.05-12.05 |
31 | 4.7Межнациональные отношения | Межнациональные отношения в современном обществе | Отработка заданий в режиме урока. wwwfipi.ru | 15.05-19.05 |
32 | Личность и общество Сфера духовной культуры Экономика Социальная сфера Политика Право | Быть личностью. Общество. Сферы общества. Реформы, революции. Глобальные проблемы. Мораль. Образование и наука. Религия. Главные вопросы экономики. Экономические системы. Предпринимательство. Роль государства в экономике Потребление. Инфляция. Безработица. Международная торговля. Социальная структура. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Политика и власть. Государство. Гражданское общество и государство. Политические партии. Право. Субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституция РФ. Гражданские правоотношения. Право на труд. Семейные правоотношения. Административное право. Уголовное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Апрель-май |
Реализация программы к подготовке ГИА с низкомотивированными и слабоуспевающими учениками.
№ | Элементы содержания образования | Формируемые умения, знания, навыки | Формы работы | Сроки |
1 | 5.1Власть. Роль политики в жизни общества | Власть, виды власти, политика. Называть признаки политической власти. Отличие политической власти от других видов власти. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах. | 05.09- 23.09 12.09- 16.09 |
2 | 5.2Понятие и признаки государства | Государство, его отличительные признаки, суверенитет, внутренние и внешние функции государства. Раскрывать признаки суверенитета. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 19.09- 23.09 26.09- 30.09 |
3 | 2.4Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести | Религия, мировые религии, монотеистические религии, функции религии. Мораль Категории морали | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 03.10- 07.10 31.10- 03.11 |
4 | 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 3.3 Экономические | Понятие экономика, роль экономики в человеческом обществе. Ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 24.10- 28.10 31.10- 03.11 |
5 | 3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 3.8 Деньги 3.9 Заработная плата и стимулирование труда | Виды фирм. Банковская система. Заработанная плата. Номинальная з/п, реальная з/п. Функции денег. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 07.11- 11.11 14.11- 18.11 |
6 | 3.10Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки | Конкуренция. Распределение доходов Собственность, имущественные отношения, право собственности, владение, распоряжение, пользование. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 28.11- 02.12 05.12- 16.12 09.01- 13.01 |
7 | 3.11Налоги, уплачиваемые гражданами 3.12Экономические цели и функции государства | Субъекты права. Налоги: прямые и косвенные. Безработица и её виды Спрос и предложение | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 16.01- 20.01 30.01- 03.02 |
8 | 4.1Социальная структура общества | Социальные группы, социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная. | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 06.02- 17.02 27.02- 03.03 |
9 | 4.2Семья как малая группа. Отношения между поколениями | Признаки социальной группы. Формальные и неформальные группы | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 06.03- 17.03 |
10 | 4.3Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | Социальные роли, статусы, агенты социализации, | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 20.03- 31.03 |
11 | 4.4Социальные ценности и нормы | Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное. Социальный конфликт | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 03.04- 07.04 |
12 | 4.7Межнациональные отношения
| Межнациональные отношения в современном обществе | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 17.04- 28.04 |
13 | 6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 02.05- 12.05 |
14 | 6.17Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Отработка заданий в режиме урока. Индивидуальная работа и работа в группах | 15.05- 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...
Урок по Новой истории 7 класс "Общество эпохи Просвещения"
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Общество и правители в эпоху Просвещения"
Иллюстрированный материал к уроку...
Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса
Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации...
Рабочая программа 10 класс общество
Рабочая программа по курсу «Обществознание» (базовый уровень) разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...