Рабочая программа 10 класс общество
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по курсу «Обществознание» (базовый уровень) разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю для учащихся 10-х классов на 2019-2020 учебный год. Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования. Курс изучается на базовом уровне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, экономика, право, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Изучение предмета «Обществознание» как части предметной области «Общественнонаучные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «История», «География», «Литература», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Курс «Обществознание» является интегративным и включает в себя достижения различных наук, а именно философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения. Это позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у учащихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов. Раскрытие ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введение нового содержания, расширение понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10klass_obshch.docx | 93.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Обществознание», 10 класс
Рабочая программа по курсу «Обществознание» (базовый уровень) разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю для учащихся 10-х классов на 2019-2020 учебный год. Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования. Курс изучается на базовом уровне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, экономика, право, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Изучение предмета «Обществознание» как части предметной области «Общественнонаучные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «История», «География», «Литература», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Курс «Обществознание» является интегративным и включает в себя достижения различных наук, а именно философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения. Это позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у учащихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов. Раскрытие ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введение нового содержания, расширение понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Цели и задачи обучения предмету «Обществознание»
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение конкретных целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации; – воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; – овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Используемый учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., и др./ ; под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2018.
- Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровень. 10-11 класс: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018.
Материал УМК "Обществознание» (базовый уровень) Л.Н. Боголюбова обеспечивает преемственность обучения. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в средней школе на 2019-2020 учебный год. Ученики получают теоретические знания в полном объёме курса. Подобран интересный материал, изложенный на проблемном уровне, что позволяет ученикам не только получить теоретические знания, но и применять их в практической деятельности (работа с текстом, справочным материалом).
В УМК много документов, познавательных заданий к ним, которые заставляют ученика разрешать ту или иную проблему. Методический аппарат комплекса, включающий вводные вопросы к тексту, рекомендации по повторению материала, перечень основных понятий, вопросы и задания, стимулирует школьников к изучению тем курса. Материал УМК способствует развитию личности ученика, его гражданственности, развитию кругозора, формированию активной жизненной позиции.
Планируемые результаты освоения учебного предмета и требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Обществознание» определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Личностные результаты:
- гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. Уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
учащиеся на базовом уровне научатся:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Правовое регулирование общественных отношений
- Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Правовое регулирование общественных отношений
- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: обществознание
Формы обучения:
- индивидуальная (консультации, работа с карточками-заданиями);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по теме усвоения – при изучении нового материала; по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Методы обучения:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- исследование общественно и личностно значимой социальной информации: извлечение информации из различных источников, поиск, систематизация и анализ материала, формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, представление результатов исследования;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- обучающие игры (ролевые, ситуативные, деловые), тренинги, моделирующие ситуации из реальной жизни;
- творческие работы по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в районе и городе.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы и схемы, раздаточный материал (карточки-задания, тесты), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства
- для учителя: книги, методические пособия, поурочные разработки, планирование, компьютер, Интернет.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный
- текущий
- промежуточный
- тематический
- итоговый
- комплексный
Формы контроля:
1. Устные
- пересказ материала учебника
- изложение фактического материала по самостоятельно составленному плану с использованием информации, полученной из разнообразных источников
- изложение материала с использованием модулей
- сравнение и сопоставление
- фронтальный опрос
- беседа по вопросам
- зачет
2. Письменные
- индивидуальные письменные задания
- диктант (терминологический)
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестовые задания
- написание эссе
- проверочные комбинированные работы
- контрольные работы
- зачет
3. Практические
- работа с раздаточным материалом
- составление таблиц
- составление схем
- выполнение заданий в рабочих тетрадях
- составление опорных конспектов
- составление планов ответа
- редактирование текста
4. Нетрадиционные
- составление и отгадывание кроссвордов
- составление тестов
- коллективный способ проверки знаний
- составление презентаций
- применение ИКТ
Содержание тем учебного предмета «Обществознание»
Глава I. Человек в обществе
Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Науки об обществе. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Особенности социальной системы. Основные институты общества. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Критерии прогресса. Сущность и противоречивость современного мира.
Социальная сущность человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.
Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Многообразие деятельности.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Социальное и гуманитарное знание. Многоообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека. «Свобода есть осознанная необходимость». Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.
Современное общество. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Глобальные проблемы современности. Угроза международного терроризма.
Повторительно-обобщающие уроки по теме «Человек в обществе». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава II. Общество как мир культуры
Духовная культура общества. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.
Духовная жизнь и духовный мир личности. Общественное и индивидуальное сознание. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Категории, принципы и нормы морали. Смысл жизни. Нравственная культура.
Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование как система. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия и религиозные организации. Понятие религии. Особенности религиозного сознания. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религия и религиозные организации в современной России. Проблемы поддержания межрелигиозного мира.
Искусство, его основные функции. Структура искусства. Современное искусство. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека.
Массовая культура. Характерные черты массовой культуры и причины ее возникновения. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Повторительно-обобщающие уроки по теме «Общество как мир культуры».
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Актуальные проблемы обществознания
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I и главы II.
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права Современное понимание права. Право как цивилизационный прорыв человечества.
Право в системе социальных норм. Элементы системы права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.
Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношения. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанность. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Элементы правовой культуры.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма.
Органы власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности. Федеральное Собрание Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Правительство Российской Федерации. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Его состав и порядок формирования. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Практическое занятие. Основы конституционного права.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Наследование. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственности. Защита гражданских прав.
Семейное право. Юридическое понятие «брак». Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Занятость населения. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Трудовые споры и способы их разрешения.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Административное право, понятие и источники. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Понятие и источники уголовного права. Уголовная ответственность. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Преступление. Признаки преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против общественной безопасности и общественного порядка; против государственной власти; против военной службы; против мира и безопасности. Компьютерные преступления.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Административная юрисдикция.
Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российской
Федерации. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Повторительно-обобщающие уроки по теме «Глава III. Правовое регулирование общественных отношений». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Актуальные проблемы обществознания
Уроки представления результатов проектной деятельности по теме главы III.
Поурочно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» в 10 классе на 2019 – 2020 учебный год
Количество часов: 68
№ | Тема урока |
Планируемые результаты обучения: предметные знания и УУД
| Виды и формы контроля | ||
Введение (1 ч)
| |||||
1 | Вводный урок. Обществознание: цели и задачи курса.
| 1 | В | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 10 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Регулятивные УУД: Самостоятельное формулирование цели урока; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности; прогнозирование результатов усвоения изучаемого материала; оценивание качества и уровня усвоенного материала; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных формах (хронологическая таблица, план-конспект). Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. Личностные: формирование стартовой мотивации к повторению. | Лекция с элементами беседы. Групповое выполнение проблемного задания. Вводное тестировани е. |
Глава I. Человек в обществе (17 часов) |
2 | Что такое общество. | 1 | К | Предметные УУД: Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношениями, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей. Общество и природа. Написание эссе «Вторая природа человека». Объяснять значение понятий и терминов: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа. Познавательные УУД: уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Постановка и формулирование проблемы. Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. Личностные УУД: владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию | Написание эссе. Практикум, работа с учебником. |
3-4 | Общество как сложная динамическая система. | 2 | К | Предметные УУД: Охарактеризовать: системное строение общества; социальная система, ее подсистемы и элементы; социальная система и ее среда. Объяснять значение понятий и терминов: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция». Познавательные УУД: уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели урока; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности; прогнозирование результатов усвоения изучаемого материала; оценивание качества и уровня усвоенного материала; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. | Работа с текстом учебника по заданиям к документу. |
5 | Динамика общественного развития | 1 | К | Предметные УУД: Определить особенности общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса. Объяснять значение понятий и терминов: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса». Познавательные УУД: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; Уметь: анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос. | Ответы на вопросы к документам. |
6-7 | Социальная сущность человека. | 2 | К | Предметные УУД: Объяснять теории происхождения человека и становления общества, особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции Объяснять: Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Современные теории происхождения человека, нетрадиционный взгляд на проблему зарождение человека. Объяснять значение понятий и терминов: «человечество», «антропогенез», «социогенез», «антропосоциогенез». | Фронтальны й опрос. |
8-9 | Деятельность – способ существования людей. | 2 | Н | Предметные УУД: Объяснить, что такое сущность и структура деятельности, деятельность как способ человеческого бытия. Сравнить деятельность человека и поведение животных. Как соотносятся потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Анализировать виды деятельности: творческая, трудовая, игра, учебная деятельность. Как соотносятся деятельность и общение. Объяснять значение понятий и терминов: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели урока; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности; прогнозирование результатов усвоения изучаемого материала; оценивание качества и уровня усвоенного материала; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. | Лекция с элементами беседы. Записи в тетради, письменные задания. Работа с документам и.
|
10- 11 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 2 | Н | Ознакомиться с особенностями познавательной деятельности. Предметные УУД: Знать, что такое онтология и теория познания. Понятие об агностицизме. Бытие и познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. | Лекция с элементами беседы. Записи в тетради, письменные |
Интуиция, как способ познания. Объяснять значение понятий и терминов: знание, познавательная деятельность, онтология, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, «понятие», суждение, агностицизм, абстрагирование. Знать основные подходы к пониманию истины и ее критериев. Объяснять значение понятий и терминов: эмпиризм, рационализм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий. Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | задания.
| ||||
12 | Особенности научного познания. | 1 | К | Предметные УУД: Характеризовать виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Определить особенности научного познания. Охарактеризовать уровни научного знания. Называть методы научного познания. Различать социальное и гуманитарное знание, виды человеческих знаний. Характеризовать основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания.. Понятия: социальное знание, конкретно-исторический подход. Характеризовать социальное познание, его особенности. Объяснять значение понятий и терминов: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование. Познавательные УУД: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки. | Устный опрос, проблемные задания |
13 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 | К | Предметные УУД: Выявить смысл фраз: Буриданов осёл. «Свобода есть осознанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Что такое свободное общество. Объяснять значение понятий и терминов: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Познавательные УУД: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; Уметь: анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос | Устный опрос, проблемные задания.
|
14- 15 | Современное общество. | 2 | К | Предметные УУД: Определять основные черты современного информационного пространства. Глобальная информационная экономика. Выявлять социально- | Участие в дискуссии, |
политические изменения в информационном обществе. Объяснять значение понятий и терминов: глобализация, современное информационное пространство, глобальная информационная экономика, глобальные проблемы современности. Познавательные УУД: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество. | сообщения. | ||||
16 | Глобальная угроза международного терроризма. | 1 | К | Предметные УУД: Знать понятие «терроризм», называть причины и характеризовать его опасность. Личностные УУД: формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. | Лекция с элементами беседы.
|
17- 18 | Повторительнообобщающие уроки по теме I. | 2 | ПО | Объяснять значение понятий и терминов по теме 1. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Регулятивные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Фронтальны й опрос. Промежуточ ный контроль. Контрольная работа. |
Глава II. Общество как мир культуры (13 часов)
| |||||
19 | Духовная культура общества | 1 | Н | Предметные УУД: Что такое духовная жизнь общества. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия. Объяснять значение понятий и терминов: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, народная, массовая, элитарная культура; молодежная субкультура, контркультура, диалог культур. Предметные УУД: Объяснять, что такое духовный мир человека. Объяснять значение понятий и терминов: духовная деятельность, духовный мир, духовное | Лекция с элементами беседы.
|
20 | Духовный мир личности. | 1 | К | Фронтальны й опрос. | |
21- 22 | Мораль. | 2 | К | Написание эссе. | |
23 | Наука. | 1 | К | Устный опрос, |
самоопределение личности, мировоззрение, духовные ценности, идеалы. Личностные УУД: формировать стремление к духовному развитию. Предметные УУД: Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Знать категории морали. Уметь объяснить роль морали как всеобщего регулятора поведения людей. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. Предметные УУД: Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь: осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научноисследовательский институт. уметь иллюстрировать роль науки в современном мире. Предметные УУД: Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование – составная часть общечеловеческой культуры). Уметь разъяснять: - эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - особенности правового статуса ученика современной школы. Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка. Личностные УУД: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Предметные УУД: знать, что такое религия; - иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия. Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. ислам, христианство, буддизм. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. | проблемные задания. Работа с документам и. Доклады.
| ||||
24 | Образование. | 1 | К | Устный опрос, проблемные задания. Работа с документам и.
| |
25- 26 | Религия и религиозные организации. | 2 | К | Устный опрос, проблемные задания Работа с документам и Доклады
| |
27- 28 | Искусство. | 2 | К | Текущий. Сообщения, подготовка презентаций | |
29 | Массовая культура. | 1 | К | Работа с текстом учебника по заданиям к документу. | |
30- | Повторительно- | 2 | ПО | Тематически |
31 | обобщающие уроки по теме «Общество как мир культуры». | Предметные УУД: выделять характерные черты массовой культуры. Знать причины ее появления. Уметь характеризовать взаимосвязь СМИ и массовой культуры. Предметные УУД: объяснять значение понятий и терминов по теме 1.3: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии, наука как социальный институт, виды научного знания, религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм. | й. Контрольная работа. | |||
Актуальные проблемы обществознания (2 часа)
| Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества. Сравнение разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Личностные УУД: формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, | Защита проектов и исследовате льских работ. | ||||
32- 33 | Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I и главы II. | 2 | ПР | |||
способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме | ||||||
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (28 часов)
| ||||||
34 | Современные подходы к пониманию права. | 1 | Н | Предметные УУД: Знать причины появления права как социального регулятора. Уметь объяснить различия в современных подходах в понимании права. Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать формы реализации (источники) права, виды норм права. Знать понятия: правосознание, правовая культура., правомерное поведение. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Тестовая диагностическая работа. Знать понятия: Конституция, виды конституций Конституционное право. Знать основы конституционного строя РФ. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать статус Президента РФ, его полномочия. Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Знать предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Знать структуру и формирование местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Знать понятие гражданство, основания предоставления | Создание презентации. | |
35 | Право в системе социальных норм. | 1 | П | Работа в группах. | ||
36 | Источники права. | 1 | Н | Фронтальный опрос. Работа с документами. | ||
38 | Предпосылки правомерного поведения. | 1 | К | Тестовая диагностичес кая работа. | ||
39 | Повторительнообобщающий урок по теме «Право в системе социальных норм». | 1 | ПО | Проверочная работа. | ||
40- 41 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.* | 2 | П | Тест «Основы конституцион ного строя». | ||
42 | Россия — федеративное государство.* | 1 | К | Фронтальный опрос. | ||
43 | Органы власти Российской Федерации.* | 1 | П | Работа в группа. | ||
44 | Судебная власть в Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации.* | 1 | К | Фронтальный опрос. | ||
45 | Гражданин Российской Федерации. | 1 | К | Устный опрос, |
гражданства, знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. Равенство прав и свобод людей. Знать основные понятия и термины. Уметь выполнять тестовые задания всех уровней; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам. Знать понятие, источники, субъекты гражданского права. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Знать способы защита гражданских прав. Знать: право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Наследование. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ, понятие семьи, семейные правоотношения. Знать понятие брака, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Характеризовать права и обязанности супругов, личные права, имущественные права и обязанности, личные права, имущественные права и обязанности. Выполнять практические задания по разбору проблемных вопросов. Знать права и обязанности родителей и детей. Знать понятие и источники трудового права, трудовые правоотношения, права и обязанности работника и работодателя, понятие трудового договора, его виды, стороны и порядок заключения трудового договора. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Трудовые споры и способы их разрешения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать: общую характеристику экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Знать понятие и источники административного права, виды административных правонарушений, виды административной ответственности, характеризовать Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Знать понятие уголовного права, принципы российского уголовного права, источники уголовного права. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Знать понятие уголовной ответственности, виды наказаний, ответственность | проблемные задания. Решение правовых задач
| ||||
46 | Повторительнообобщающий урок по теме «Основы конституционного права» | 1 | ПО | Практическая работа. | |
47- 48 | Гражданское право. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | Н | Решение правовых задач. | |
49 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 1 | К |
| |
50 | Семейное право. | 1 | К | Работа с документами. | |
51- 52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 2 | К | Решение правовых задач. | |
53 | Экологическое право. | 1 | Н | Проблемные задания. | |
54 | Административное право, понятие и источники.* | 1 | К | Фронтальный опрос. | |
55 | Понятие и источники уголовного права. Уголовная ответственность.* | 1 | К | Фронтальный опрос.
| |
56 | Процессуальные отрасли | 1 | Н | Работа в |
права | несовершеннолетних. Знать основные принципы и участников процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в гражданском процессе. Знать основные принципы и участников уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе. Знать понятие правовой культуры, содержание правовой культуры. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Характеризовать пути совершенствование правовой культуры. Знать Всеобщая Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, пакт, конвенция, декларация, апартеид, геноцид, дискриминация национальных меньшинств, расизм. Комитет по правам человека. Знать понятие «международное гуманитарное право», его источники и принципы. Формулировать свое отношение к фактам нарушения норм международного гуманитарного права. Уметь приводить примеры военных преступлений. Уметь работать с документами, приводить аргументы, отстаивать свое мнение, принимать позицию другого человека. Знать органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Уметь показать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Знать понятия гражданского, экологического, семейного, трудового, административного, уголовного права. Их источники. Субъекты права. Особенности материального и процессуального права. Регулятивные УУД: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; | группах. | |||
57 | Конституционное судопроизводство. | 1 | Н | Работа в группах. | |
58 | Международная защита прав человека. | 1 | Н | Работа в группах. | |
59 | Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации. | 1 | Н | Работа в группах. | |
60- 61 | Повторительнообобщающие уроки по теме «Глава III. Правовое регулирование общественных отношений». | 2 | ПО | Проверочная работа. |
коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Личностные УУД: владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию | |||||
Актуальные проблемы обществознания (2 часа)
| Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность. Использовать все возможные ресурсы для достижения целей. Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. Коммуникативные УУД: применение правил делового сотрудничества; сравнивание разных точек зрения; оформление диалогического высказывания; коллективное учебное сотрудничество; участие в коллективном обсуждении; использовать ИКТ. Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Личностные УУД: формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. | Защита проектов и исследователь ских работ. | |||
62- 63 | Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы III. | 2 | ПР | ||
64- 65 | Итоговое обобщение по темам курса | 2 | И | Итоговое обобщение по разделу II «Правовое регулирование общественных отношений» курса «Обществознание» за 10 класс. | Собеседовани е по |
«Обществознание» за 10 класс. | вопросам. Итоговая контрольная работа. | ||||
66 | Повторение. | 1 |
|
|
|
67 | Повторение. | 1 |
|
|
|
68 | Повторение. | 1 |
|
|
|
Условные обозначения:
В Вводный урок
Н Урок изучения нового материала
К Комбинированный
ПР Проектная деятельность
П Урок-практикум
ПО повторительно-обобщающий урок
И итоговый урок
Параграф отмеченный* изучается по учебнику Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровень. 10-11 класс: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; - сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал: - предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно осветил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; - дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; - дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не сумел продемонстрировать умения и знания, необходимые для получения положительной оценки:
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
- информацию представил не в контексте задания.
Нормы оценки письменной работы по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
- осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
- сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
- продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);
- предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся:
- осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
- при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
- обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (география, биология, искусство и т.д.);
- сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» и выставляется в том случае, если учащийся:
- смог осуществить поиск социальной информации, но не извлек весь необходимый объем знаний из текста по заданной теме;
- описал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
- попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста, но не смог ее аргументировать;
- выполнил менее 75% предлагаемых заданий;
Отметка «2» и выставляется в том случае, если учащийся:
- выполнил менее половины предлагаемых заданий; - не смог определить основную идею, мысль текста;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)
- аргументация отсутствует;
- информация дана не в контексте задания.
Тестовые работы. Критерии выставления оценок за тест:
Оценка «5» выставляется, если выполнено 86-100% заданий
Оценка «4» выставляется, если выполнено 71-85% заданий
Оценка «3» выставляется, если выполнено 50-70% заданий
Оценка «2» выставляется, если выполнено менее 50% заданий
Требования к написанию эссе по обществознанию:
- В эссе должна быть четко сформулирована поднимаемая автором цитаты проблема, показана ее актуальность и раскрыт смысл его суждения.
- Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой и терминологией.
- Теоретические выводы должны быть проиллюстрированы не менее, чем двумя примерами из истории, литературы, социального опыта. Примеры должны быть представлены из разных источников.
- Эссе должно отражать личное мнение учащегося по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения - мнения, основанные на его убеждениях или взглядах).
- Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
- Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
- Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
- В эссе должно присутствовать творческое начало.
Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
- Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и указывает ее актуальность.
- Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Дается определение наиболее важным обществоведческим понятиям, входящим в эссе. Они систематизируются, иллюстрируются примерами.
Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис - суждение, которое надо доказать;
- аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
- вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
Нормы оценки эссе
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
- увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты, указал ее актуальность; - раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;
- аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни, исторические примеры или на социальный личный опыт (не менее двух примеров из разных источников);
- продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (география, биология, искусство и т.д.).
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:
- увидел и сформулировал идею, главную мысль автора цитаты;
- осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;
- при раскрытии проблемы на теоретическом уровне допустил неточности и несущественные ошибки;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии темы; - аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса, сумел привести только один пример с опорой на факты общественной жизни, исторический, социальный личный опыт или приведены дублирующие примеры;
- обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.).
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
- увидел проблему и попытался ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;
- не смог осуществил поиск социальной информации и показать необходимый объем знаний по заданной теме;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, но не привел ее обоснования;
- аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- выполнил менее половины предлагаемых заданий;
- не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);
- аргументация отсутствует или информация дана не в контексте задания.
Используемый учебно-методический комплект
- Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., и др./ ; под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – 5 – е изд. / Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. – М.: Просвещение, 2017.
- Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]: Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник).
- Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровень. 10-11 класс: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Обществознание. 10 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профиль. уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
- Краюшкина С.В. тесты по обществознанию: 10 класс: к учебнику «Обществознание. 10 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Аверьянов Ю.И. Обществознание. Понятие и термины. Словарь-справочник. ФГОС. –
М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Брандт М.Ю. ЕГЭ. Словарь по обществознанию: понятия и термины. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию: Пособие по подготовке. Учебное пособие. СПБ. 2017.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию: Рабочая тетрадь. Учебное пособие. СПБ. 2014.
- Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию. Как надо и как не надо писать эссе. Пособие по подготовке к выполнению задания 29. Учебное пособие. СПб, 2011.
- Видеоуроки.
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / Махоткин А.В.,
Махоткина Н.В. - М.: «Эксмо», 2016.
Интернет-ресурсы:
http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации. http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка. http://www.youthrussia.ru – Национальный совет молодёжных и детских объединений России. http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http:// www.antropogenez.ru – Проблемы антропогенеза.
http://expert.ru – Актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России и мира. http://www.scepsis.ru – Научно-просветительский журнал «Скепсис». http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование». http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал.
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования». http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение». http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение». http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение». http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...