Урок по Новой истории 7 класс "Общество эпохи Просвещения"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_7_klass_obshchestvo_epokhi_prosveshcheniya.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания Калиниченко С.В.
Дата:
Класс: 7«А»
Тема: «Общество эпохи Просвещения»
Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мышления
Цель:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями культурного и политического развития общества эпохи Просвещения
- Развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст, систематизировать знания и организовывать работу в группах.
- Воспитательная: способствовать пониманию ценности культурного наследия Просвещения
Структура и хронометраж:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Вызов – 10 минут.
- Осмысление – 26 минут.
- Рефлексия – 3 минуты.
- Итоги – 2 минуты.
- Домашнее задание – 2 минуты.
Оборудование: раздаточный материал для групп (см. Приложение), ватман для кластеров.
Основные даты и события: эпоха Просвещения – XVIII век
Основные имена: Д. Дефо, Д. Свифт, И. В. Гете, А. Ватто, Ж.Л. Давид, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Иосиф II, Фридрих II.
Внутрипредметные связи: история России: § «Екатерина II – личность и Эпоха».
Межпредметные связи: обществознание, МХК, литература.
Внутрикурсовые связи: §22 «Идеи и люди Просвещения».
Список литературы для учеников:
Дмитриева О.В. История нового времени: учебник для 7 класса основной школы. - М.: Русское слово, 2006.
Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506.
Детская энциклопедия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11.
Список литературы для учителя.
Дмитриева О.В. История нового времени: учебник для 7 класса основной школы. - М.: Русское слово, 2006.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500 – 1800 гг.: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Морозова С.В. Культурология, М.: Изд-во МГУП, 2000.
Ход урока.
- Организационный момент (2 мин.)
А) дисциплинарный
Б) тематический
- Вызов (мотивация, целеполагание, актуализация знаний) (10 мин.)
- Осмысление (работа с учебным текстом с помощью метода «Инсерт», составление кластера) (26 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Теперь, для того чтобы подробнее познакомиться с обществом данной эпохи мы разделимся на группы. «Специалисты отдела образования и воспитания», «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Политологи». Каждая группа получит текст, который необходимо проанализировать, используя известную вам маркировку текста. Результатом работы групп должен стать кластер по их проблеме. Консультирует учащихся во время работы в группах, организует обсуждение, корректирует ответы и формулировки тезисов для третьей колонки. | Работа с учебным текстом в группах. (Приложение) – Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. – Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. – Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. – Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений. Задания для групп:
Примерные ответы: А) Влияние Просвещения на образование: пропаганда знаний и науки привели к тому, что большее внимание стало уделяться воспитанию детей, умственные способности стали намеренно развивать. Б) Под влиянием идей Просвещения в романах стали писать о том, как человек противостоит обстоятельствам и успешно их преодолевает. Ответной реакцией на рационализм стало появление сентиментального романа, где подчеркивают, сто человек не только разумен, но еще и эмоционален. В) Влияние Просвещения на искусство: под влиянием идей Просвещения искусство вытесняет религиозные начала светскими, что проявляется в живописи и архитектуре (стиль рококо), и в музыке. Г) Влияние Просвещения на политику: появление просвещенного абсолютизма – государи Европы пытались с помощью умеренных реформ создать благоприятные условия для развития своих стран и укрепить таким образом свои позиции.
|
- Рефлексия (3 мин.)
Высказываем собственное отношение к изученной теме, устно по цепочке заполняя таблицу ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
“П+” Позитивный характер | “М– ” Негативный характер | “И” Интересно |
|
|
- Домашнее задание (2 мин.)
Параграф 24, 25. – для всех
Анализ исторических источников на стр. 232-233
Перечитать произведения Д. Свифта и Д.Дефо и выполнить
задания 4 и 5 на стр. 227.
- Итоги (2 мин.)
А) оценочный: Удалась работа в группе ____________, наиболее полные осмысленные ответы ___________________, здорово, что вы учитесь высказывать свою точку зрения и ее аргументировать.
Б) тематический: 18 век - это век Просвещения, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание, на науку. Вы стремитесь к тому, чтобы стать просвещенными людьми? Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, то есть имеет представление о том, что необходимо для прогресса. Именно эти вопросы мы и рассматривали на сегодняшнем уроке.
Приложение.
Учебный текст для группы «Специалисты отдела образования и воспитания»
Образование, воспитание и общественное мнение эпохи Просвещения.
Пропаганда знаний просветителями сказалась на традициях семейного образования и воспитания в XVIII в. Родители стали уделять серьезное внимание воспитанию детей. Умственные способности и склонности детей к определенным занятиям осознано старались подмечать и развивать. Телесные наказания в XVIII в. сохранялись, но у них уже появилось много противников.
Появилась впервые государственная образовательная политика, Фридрих 2 Прусский и Иосиф 2 Австрийский ввели обязательное начальное обучение. Процент грамотного населения возрос. Чтение стало привычным занятием не только для дворян и горожан, но и для крестьян, ремесленников слуг.
Хотя просветители оказали огромное влияние на общество, их идеи распространялись только в высших слоях, где имели огромный успех, но не затрагивали простонародье. Отношение просветителей к народной культуре нередко было высокомерным, они не видели в ней ценности.
В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе - общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью которого формировалось общественное мнение, были журналы и газеты.
Средой проявления общественного мнения были светские салоны – частные дома, где собирались люди с общими интересами. XVIII в. стал веком салонов, которые объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философии, политике. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед. В начале XVIII в. кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и литературных клубов. В парижском «Caf Procope» зародилась идея «Энциклопедии». В кафе Лондона и Оксфорда, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов.
Задания:
- Как идеи просвещения повлияли на образование и воспитание, развитие общественного мнения?
- Составьте кластер «Образование и воспитание эпохи Просвещения»
- Сформулируйте тезисы для заполнения третьей колонки («Узнали») исходя из пометок в тексте.
Учебный текст для группы «Литературоведы»
Литература эпохи Просвещения.
В XVIII в. самым распространенным чтением европейцев стал роман – крупное прозаическое произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Выдающимися авторами были Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Пьер-Огюстен Бомарше, Иоганн-Вольфганг Гете. В их творчестве можно проследить влияние идей Просвещения в литературе.
Дефо утверждал в своем «романе действия» «Робинзон Крузо» нового положительного героя, который трудолюбием и умом достиг всего: покорил дикую природу, просветил доброго дикаря Пятницу. Другой английский писатель Дж. Свифт в приключенческом романе "Путешествие Гулливера" пытался показать пороки современного общества. Герои Бомарше («Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник») - простые люди из неблагородных сословий, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека.
Приобретают популярность книги о людях, которые «сделали сами себя» и поднялись из низов, а также «романы воспитания», рассказывающие о становлении личности, впечатлениях детства.
Во второй половине XVIII в. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п. Так в Англии зародился сентиментальный роман, в котором показывалось, что человек - существо эмоциональное, наделено чувствами, воображением, страстями. В конце 18 века все зачитывались книгой И.В. Гете «Страдания молодого Вертера» о переживаниях тонко чувствующего юноши, который сталкивается с лицемерием сословного общества и в финале кончает жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливости общества.
В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.
Задания:
- Как идеи просвещения повлияли на литературу XVIII в.?
- Составьте кластер «Литература эпохи Просвещения»
- Сформулируйте тезисы для заполнения третьей колонки («Узнали») исходя из пометок в тексте.
Учебный текст для группы «Искусствоведы»
Искусство эпохи Просвещения.
Во XVIII в. в большинстве европейских стран доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль - классицизм.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Порождением светской культуры стало распространение в первой половине XVIII в. нового стиля – рококо. Ему свойственны изящность, кокетливость и комфорт. Мастера рококо создавали вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, использование виньеток, раковин, медальонов в изысканном обрамлении. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках. Художники, работающие в этом стиле, например Антуан Ватто, изображают сценки из светской жизни: галантных кавалеров, прекрасных дам, компании на природе, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения».
Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия. Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания. Идеи гражданского мужества и служения Отечеству отражены в работах французского живописца Жака Луи Давида: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид в Фермопилах».
Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие туники.
Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.
Задания:
- Как идеи просвещения повлияли на искусство XVIII в.?
- Составьте кластер «Искусство эпохи Просвещения»
- Сформулируйте тезисы для заполнения третьей колонки («Узнали») исходя из пометок в тексте.
Учебный текст для группы «Политологи»
Просвещенный абсолютизм.
Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости.
Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" - короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.
Просвещенный абсолютизм – система взглядов, по которой просвещенный и соблюдающий законы монарх обеспечивает процветание своей стране. Это была попытка приспособить абсолютизм к изменившимся условиям путем умеренных реформ, и укрепить таким образом собственные позиции, сохранить власть.
Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во
всех странах: поощрение торговли и производства, развитие образования, покровительство наук и искусства, попытка урегулировать финансы, попытки создания более справедливых и равных условий для подданных, несмотря на сословное деление общества, первые робкие шаги для облегчения положения крестьян.
Под влиянием идей просветителей прусский король Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил веротерпимость, свободу печати, отменил пытки, покровительствовал торговле и производству, строил дороги, облегчил положение крестьян.
В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) Иосиф II
провёл целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от
крепостной зависимости, наделение их землёй. Установил равенство всех перед законом, открыл возможность занимать должности вне зависимости от происхождения, проводил политику веротерпимости.
Задания:
- Как идеи просвещения повлияли на политическое развитие XVIII в.?
- Составьте кластер «Просвещенный абсолютизм»
- Сформулируйте тезисы для заполнения третьей колонки («Узнали») исходя из пометок в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по новой истории в 7 классе
Тема: "Рождение новой европейской науки" Урок изучения нового материала...
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"
Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...
Урок по Новой истории "Искусство в поисках новой картины мира"
При изучении данной темы необходимы наглядные средства, для лучшего усвоения темы.Данная презентация позволяет наглядно и образно прикоснуться к творчеству создателей данных произведений. ...
Урок: Архитектура и изобразительное искусство Эпохи Просвещения
Тип урока: комбинированный урокФорма урока: урок-исследованиеЦели урока: 1. проверить знания по изученному материалу;2. познакомиться с архитектурой и изобразительным искусством Эпохи Просвещения;3. н...
КОНСПЕКТ урока по Новой истории для 7 класса по теме НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
Конспект урока по курсу "Новая история"...
Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения
Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....