Методическая разработка раздела "Человек и общество" программы по обществознанию для 6 класса
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Работа составлена для презентации опыта работы в процессе аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_m.r.doc720 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Таремское

Методическая разработка

раздела образовательной программы

по обществознанию

« Общество и человек» 6класс

                         

Командина Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Таремское

г. Павлово, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………        3
  2. Цели и задачи………………………………………………………………………………        3
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения
    учебного материала детьми в соответствии с их возрастными особенностями……   4 -5
  4. Цели , задачи и ожидаемые результаты освоения программы………………………   6 -7
  5. Психолого-педагогическая характеристика класса…………………………………….        8
  6. Используемые технологии……………………………………………………………….        9
  7. Методы и приемы …………………………………………………………………                  10
  8. Структура содержания раздела программы…………………………………………….   11
  1. Система знаний ……………………………………………………………………….        
  2. Система деятельности ………………………………………………………………..        
  1. Поурочное планирование по разделу программы …………………………………...12 -17
  2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10.1 Краткая аннотация. Описание исходного уровня знаний учащихся ……………   18

10.2 Характеристика урока: тема, цель и задачи, оборудование ……………………..   19

10.3  Этапы урока и их продолжительность ……………………………………………   20

10.4 Проект урока ……………………………………………………………………   20 -24      

10.5. Приложения к уроку ……………………………………………………………..25 -31

  1. Список использованной литературы        ………………………………………………….    32

Пояснительная записка.

Методическая разработка составлена  к программе «Обществознание»  для 6 класса ( программа: С.И. Козленко, И.в. Козленко, «Обществознание».- Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2012)

Объект методической разработки:

Раздел «Общество и человек», 1 раздел курса.

  Цель курса:

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений.

Приобщение учащихся к различным сферам общественной жизни

Задачи :

Образовательные

Дать представления об обществе  и основных закономерностях общественных отношений

•        Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

•        Владеть различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия).

•        Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

        использование элементов причинно- следственного анализа.

        исследование несложных реальных связей и зависимостей.

           поиск нужной информации по заданной теме.

 •       Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Развивающие:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной информации и определения собственной позиции

•        развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки,

•        развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности,

•        развивать умение сравнивать, группировать, обобщать  познавательный материал,

•        развивать коммуникативные умения и навыки,

•        развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач,

•        развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Воспитательные:

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

•        воспитывать чувства ответственности и коллективизма,

•        воспитывать самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детьми в соответствии с их возрастными особенностями

Возрастные особенности детей 12 -13 лет

  • Основная деятельность – учебная

Особенности развития познавательных процессов:

Восприятие:

  • острота и свежесть,
  • возрастающая  дифференцированность,
  • слабость углубленного анализа при восприятии,
  • выделение несущественных деталей,
  • эмоциональность.

Внимание:

  • небольшая устойчивость произвольного внимания.

Память:

  • под влиянием обучения развивается в 2-х направлениях:
  1. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
  2. Появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Особенности развития познавательных процессов:

Воображение:

  • совершенствуется воссоздающее воображение
  • развивается творческое воображение

Мышление:

  • растет интеллект под влиянием обучения
  • развивается способность к обобщению и абстрагированию
  • происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности
  • появляется возможность делать обобщения, выводы, аналогии, умозаключения
  • формируются научные понятия (на смену житейским)
  • развивается аналитическая деятельность

(от наглядно действенного → к абстрактно-умственному анализу

от анализа 1 предмета → к анализу связей и отношений между предметами и явлениями)

При работе с 6- классниками необходимо учитывать следующие особенности младшего подросткового возраста

-подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение

-возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные тенденции проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.

Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий  прошлого и современности, характеризующих специфику данной эпохи.   Определяющим подходом  при организации учебного процесса должен стать  системно - деятельностный подход.

Это позволит  в дальнейшем систематизировать  знания учащихся об обществе  и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения общества, развивать  навыки работы с различными типами социальной  информации, и обеспечить преемственность в обучении.

При этом  изучение  обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала  социальных наук для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации восприятия и освоения учебного материала обучающимися .

в неделю.

Цели и задачи раздела

Ожидаемые результаты

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний: об обществе; основных социальных ролях; о социальном прогрессе. Приобщение учащихся к различным сферам общественной жизни

Задачи  изучения раздела:

Образовательные

Дать представления об обществе  и основных закономерностях общественных отношений

•        Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

•        Владеть различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия).

•        Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

использование элементов причинно- следственного анализа.

исследование несложных реальных связей и зависимостей

 поиск нужной информации по заданной теме.

 •       Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Развивающие:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной информации и определения собственной позиции

•        развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки,

•        развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности,

развивать коммуникативные умения и навыки,

•        развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

•        развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Воспитательные:

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям

•        воспитывать чувства ответственности и коллективизма,

•        воспитывать самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество

У учащихся сформируются  представления  иосновные понятия об обществе  и человеке,  об основных закономерностях общественных отношений и общественного прогресса

Учащиеся получат  умения и навыки

•        Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

•        Владеть различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия).

•        Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

        использование элементов причинно- следственного анализа.

        исследование несложных реальных связей и зависимостей.

           поиск нужной информации по заданной теме.

 •       Определять собственное  отношение к явлениям прошлого и современной жизни, формулировать  свою точки зрения.

Учащиеся получат возможность

•        развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки,

•        развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности,

•        развивать умение сравнивать, группировать, обобщать  познавательный материал,

•        развивать коммуникативные умения и навыки,

•        развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач,

•        развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Продолжиться формироваться сфера

ценностно –ориентированной деятельности:

чувство  ответственности и коллективизма,

ориентация на  самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 14 человек: 5девочки и 9 мальчиков. В коллективе преобладают доверительные отношения, основанные на принципах доброжелательности и взаимовыручки. В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешенный. Дети умеют и любят работать в парах, владеют навыками эффективного межличностного общения со сверстниками

  • По итогам изучения школьной мотивации
  • Эмоциональная – 8 чел. – 57%
  • Познавательная – 6 чел. – 43%
  • Уровень воспитанности класса – 2,7 балла
  • По уровню развития и обученности класс можно разделить на три группы:
  • 1 группа – дети с уровнем развития – ниже среднего – 2 человек (14%)
  • 2 группа – дети среднего уровня развития –9 человек (64%)
  • 3 группа – дети с высоким уровнем развития – 3 человека (21%)
  • По оценке межличностных отношений
  • - «лидеры» - 2 человека (14%)
  • - «предпочитаемые» - 9 человек (64%)
  • - «пограничное состояние» - 2 человека (14%)
  • - «оттесняемые» - 1 человека (7%)
  • Для изучения личности младшего школьника и его учебной деятельности были проведены следующие диагностики:
  •   диагностика внимания:  методика Д.Б.Эльконина « Графический диктант» Источник: Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога» М.,1995г.
  • диагностика памяти:  «Методика 10 слов», «Методика 10 чисел»,  Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития детей», 1997 г.
  • диагностика уровня школьной мотивации: метод анкетирования – Лусканова Н.П. «Методы исследования детей с трудностями в обучении» М., 1993г.
  • диагностика самооценки: методика Липкиной А.И. «Три оценки»,
  • для изучения классного коллектива: «Социометрическое исследование», «Изучение уровня воспитанности».

ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ

Технология

Обоснование использования

Развивающего обучения

  • Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения)
  • Развитие творческих способностей учащихся

Личностно-ориентированного  и дифференцированного обучения

  • Учет индивидуальных способностей учащихся и их интересов
  • Развитие коммуникативных умений
  • Развитие потребности в творческом самовыражении
  • Обеспечение условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника

Информационная

  • Развитие познавательных интересов и лучшее восприятие учебного материала

Педагогики сотрудничества

  • Развитие навыков общения, сотрудничества
  • Создание атмосферы делового сотрудничества детей и педагога

Здоровьесберегающая

  • Снятие статического напряжения, релаксации, тренировки глазных мышц
  • Создание психологического комфорта в процессе обучения

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Методы

Приемы

Словесная беседа

  • Постановка вопросов
  • Обсуждение ответов и мнений учеников
  • Формирование выводов
  • Изложение информации
  • резюмирование

Объяснительно-иллюстративный

  • Использование иллюстраций и мультимедийных средств обучения
  • Составление схем-опор
  • Использование таблиц и справочников

Индуктивный и дедуктивный

  • Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии
  • Выявление причинно-следственных связей

Частично-поисковый

  • Создание проблемной ситуации
  • Организация обсуждения, разрешение проблемы
  • Поиск решений учебной задачи
  • Подтверждение правильности выбора

Исследовательский

  • Постановка цели и задачи исследования
  • Выдвижение гипотез
  • Сбор необходимой информации
  • Проверка правильности гипотезы

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • фронтальная.

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Общенаучные знания и законы

Знания из определенной научной области

Знания из конкретной предметной области

Знания профессионального характера

Знание законов

диалектики, аналогии и ассоциаций.

Знание причинно-следственных отношений

Знание структуры  общества как

открытой (связь с природой)динамической системы, тенденций  и закономерностей социального прогресса, противоречивости развития.

Знание  о человеке как биосоциальном существе и творце культуры.

Сферы общественной жизни, ступени общественного прогресса, современное общество и его проблемы, человек  и его место в обществе,

Культура и культурное наследие общество и природа.

Знание речевых норм для построения ответа.

Знание способов организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка)

Знание способов получения информации

СИСТЕМА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательная:

- интеллектуальные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация,

- выяснение причинно-следственных отношений,

- установление простых закономерностей.

Преобразующая:

- формирование и развитие умений переносить полученные знания в новые ситуации,

- развитие умения исследовать материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование умения определять тему и цель урока, моделировать учебную задачу.

Общеучебная:

- работа с информационными текстами,

- навыки общения в учебном процессе:

- способ осуществления диалога, дискуссии.

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

- выделять вопросы в речи и отвечать на них.

Самоорганизационная:

- участвовать в выдвижении и решении различных целей,

- умение планировать работу,

- осуществление самоанализа и самоконтроля

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ

«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Название темы урока

Кол – во часов

Что такое общество?

1

 Происхождение и развитие человека.

1

Историческое развитие общества

1

Современное общество

1

Человечество как сумма поколений

1

Человек, общество, природа

1

Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек и общество»

1

Итого:

7


Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Используемые технологии, методы, формы

Средства обучения

1

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество».

 Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Выделять

признаки общественного явления

 Отвечать

на вопросы Подбирать

ассоциации. Находить 

особенности (функции) сфер общественных отношений.

Анализировать, группировать

признаки общества

Дать определение – вывод

по результатам совместной работы

Сравнивать текстовой материал.

 Развивать коммуникативные умения и навыки.

 Практическая работа,частично – поисковый методы.

Работа в паре, группе, фронтально. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.

1)ЭОРы из Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/

2) рабочие листы

2) Презентация.

3) Учебник

2

Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Слушать и оценивать ответы одноклассников.

Находить.

Развивать мышление в процессе аналитико – синтетической деятельности.

Формировать умение разностороннего анализа

Метод  разностороннего анализа «Шесть шляп» ,

словесные методы. Работа в паре,  фронтально. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества.

1)ЭОРы из Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/

2) Карточки. Презентация

3) учебник.

3

Историческое развитие общества.

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Развивать мышление в процессе аналитико – синтетической деятельности.

Сопоставлять

 уровни развития общества

Различать ступени развития общества Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные умения и навыки.

 Метод  критического мышления –инсерт,

метод демонстрации, словесные методы, частично - поисковые. Работа в группе,  фронтально, индивидуально. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, информационная.

Карточки. Презентация

Учебник.

4

Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Составить

рассказ в групповой работе по заданной

теме

Разработать

критерии

оценивания работы

Применять метод «инсерт»

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

Анализировать

иллюстративный материал

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Практическая работа, метод демонстрации, словесные методы,  индуктивные и дедуктивные.  Работа в группе, самостоятельно. фронтально. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества.

1)Учебник

2) Рабочие листы

3)Тесты для промежуточной диагностики.

5

Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Выделять

существенное графически

Применять получнные знания для составления таблицы

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

Употреблять имена прилагательные в нужном роде.

Анализировать

текс по вопрсам.

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Частично – поисковый метод,словесные методы, индуктивные и дедуктивные. Работа   фронтально, самостоятельно. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества.

1)Таблица «Род имён прилагательных»

2) Карточки. Презентация

6

Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Закреплять

знания основных понятий

Анализировать,   тему по алгоритму «Знаю – не знаю – хочу знать»

Выполнять задание по предложенному алгоритму

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Метод критического мышления, словесные методы, частично – поисковый метод.

Работа в паре,  фронтально, самостоятельно. Здоровьесберегающие технологии, развивающее личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества.

1) Карточки.

2)Тестовые задания

(тренировочные для фронтальной работы)

8

Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек и общество»

Разноуровневые тесты.

Защита групповых проектов.

Оценивание по методу «Шести  шляп»

Применять полученные теоретические знания на практике.  Выполнять разноуровневые задания.

Развивать умение анализировать предложенные проекты по методу «6 шляп»

Принимать единое решение во время  групповой работы. Систематизировать знания, умения и навыки по теме.

 Развивать коммуникативные умения и навыки.

 

Практическая работа. Метод критического мышления. Работа в группах.

 

1)Презентация.

2)Разноуровневые тесты (для итогового    контроля) ПРО ШЛЯПЫ!!!!!!!


Проект урока.

Предмет:  обществознание      

Класс:               6-  класс

Тема:                « Происхождение и развитие человека»

Программа:     С.И. Козленко, И.в. Козленко, «Обществознание».- Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2012

Учебник:  А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. «Обществознние.Учебникдля 6 класса общеобразовательных учреждений» - М.:ООО «ТИД «Русское слово» 2009      

Тип урока:         урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Методы ведения урока:   исследовательский.

Форма работы учащихся : групповая, индивидуальная.

Краткая аннотация.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении раздела «Человек и общество». Урок построен с учётом дидактических принципов и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

        

В классе 14 учеников, учебные возможности детей различны. Диагностика, проведённая в классе, позволила распределить учеников по уровням овладения учебным  материалом. На основе выявленных уровней и с учётом видов восприятия, были скомплектованы микро-группы учащихся, состав групп меняется в зависимости от учебной задачи.

 Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный         настрой, мотивирование  на результат, определение прблемы и исследование для её разрешения, первичное закрепление, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Было выбрано такое сочетание методов и приёмов:

           

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты: ученик должен знать / понимать:

- факторы определяющие выделение человека из животного мира ио пределившие возможность и закономерность его дальнейшего развития.

- освоить способы критическоомышления

-  совершенствовать умения и навыки проектой деятельности

Все поставленные задачи удалось реализовать.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

К моменту проведения данного урока учащиеся обладают первоначальными знаниями по истории человечества

1.курс Окружающий мир, Программа: А.А.Плешаков     «Окружающий мир», М.,Просвещение,2006;.

2. литературное чтение, Программа: Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий, «Литературное чтение», М, Просвещение,2010,,

3. история, Программа: Э.С. Иткин, Программа регионального пропедевтического курса «Родная история» для 4 класса общеобразовательных учреждений, НГЦ,2005

4. всеобщая история, Программа: А.А. Вигасин,  Г.И. Годер, И.С.Свеницкая. «Истрия древнего мира»,  Просвещение, 2007)

Они  имеют на уровне представлений  знания о фактах возникновения и развития человеческого общества. Они обладают многими навыками обучения и самообучения, однако действия – общеучебные, регулятивные    познавательные, коммуникативные, личностные- еще только формируются на основе накопления фактического материала и общеучебного опыта.

Цель урока: 

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению учащихся с особенностями происхождения и закономерностями развития человека

Задачи:  

1Учебные:

- рассмотреть  социальную сущность человек

- установить взаимосвязь  первых изобретений и процесса выживания и развития человека

- определять роль социума в развитии человека

 2. Формирование  метапредметных  умений:

   личностные умения:       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

  регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

 познавательные умения:    

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, в парах.  

Оборудование:

- раздаточный материал для работы в группах (приложение 1);

- раздаточный материал для работы в парах (приложение 2)

 - рабочий лист для индивидуальной работы  (приложение 3)

- карточка «Рефлексия» (приложение 4);

 - инструкционный лист для опережающего задания (приложение 5)

- презентация в  Power Point (приложение №6)

План урока с хронометражем:

1. Орг.момент

1 мин.

2. Постановка учебной задачи.

3мин.

3 Основная часть урока: исследование

а) выдвижение гипотезы

б) исследование,  общий вывод

б) работа с терминами

в) физкультминутка

19

1мин

14мин

3мин.

1мин

4.Первичное закрепление.

а)работа в парах

б)индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.

 11 мин.

6мин.

5смин.

8. Итог урока.

2 мин.

9.Рефлексия.

3 мин.

10.Домашнее задание.

2 мин.

Итого:

42 мин.

Резерв 3 мин.

Конспект урока с обоснованием

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?  ( Ярко  светит солнышко.  Что-то интересное ждёт впереди. И т.д.)

(Слайды 2)Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересного на нашем уроке.

2. Постановка учебной задачи.

Цель: активизация знаний учащихся.

В мире много интересного,                        

 Нам порою неизвестного.                      

 Миру знаний нет предела,                      

 Так скорей, друзья, за дело!                          

 - О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)                                                 - Как же вы « открываете» всё новое?

 ( Мы должны сами понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть это новое.)  

-Посмотрите на эту иллюстрацию к  уроку СЛАЙД 3. Что же нам сегодня предстоит  узнать и сделать на уроке?

3.Основной этап урока

.3.а)Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие  нового.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Класс заслушивает рассказы учащихся

«Путешествие в древнее общество» и оанализирует  их с помощью метода «Шесть шляп» Слайд4,5

-А сейчас мы поработаем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах, правила оценивания по данному методу.

Первичное закрепление во внешней речи –отчет о выполнении работы

  Почему древнему человеку удалось выжить и развиваться в таких тяжелых условиях?

3.б).Работа с понятиями. Слайд2.

Учебник с.14 – 16

Человек существо – биосоциальное

Человек умелый - человек разумный

4. Первичное закрепление.

Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Реализация построенного проекта.

- Если правильно описать предмет, то можно узнать его, даже не видя. Вот сейчас мы это и проверим.

- Я предлагаю поработать вам в парах Каждая пара получает описание  изобретения древнего человека.  Ваша задача угадать его и определить какое значение имело данное изобретение  для дальнейшего развития людей.

Первичное закрепление во внешней речи –отчет о выполнении работы

Совмещение с иллюстрациями

СЛАЙД  6.7.8,9.                                                                

-

Итог урока. Рефлексия.

Цель: фиксирование нового содержания, изученного на уроке. Соотнесение  цели и результата деятельности.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите. ( слайд 27)

- Почему именно человек умел придумать орудия труда? Почему эти изобретения стали доступны другим «Хомо сапиенс»

( слайд 28)             подводя итоги нашего свами исследования, мы можем выделить 2 фактора , повлиявших на развитие человека. НАЗОВИТЕ ИХ.

Далее мы  с вами узнаем, что именно эти отличительные особенности  человека повели его по пути прогресса и привели к современному уровню развития.- А сейчас оцените свою работу и наш урок. Вставьте подходящие слова в данные предложения.

(слайд 29)приложение 4

10.Домашнее задание.

Параграф 2.

Выбор заданий

А)нарисовать орудия труда, объяснить его значение для общественного прогресса

Б)практикум :приготовить сообщения о различных мнениях о происхождении человека. Предположите, почему они существуют

 

Эмоциональный настрой на работу – мотивационный компонент учебной деятельности. Создание доброжелательной обстановки в классе.

Ситуация успеха на предстоящую работу.

Предварительное знакомство с целью и способами деятельности.

Развитие оперативного компонента учебной деятельности,  формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке.

Помочь определить цель и задачи:
Посмотрите на эту иллюстрацию к  уроку СЛАЙД2. Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке?

Дифференцированное обучение: предварительное задание получают учащиеся, владеющие навыком самостоятельного составления рассказа.

Распределение по группам

Контроль за посадкой детей. Здоровьесберегающие технологии.

На данном уроке целесообразно использовать «Шляпы БЕЛУЮ, ЖЕЛТУЮ,ЧЕРНУЮ,
КРАСНУЮ

Учитель помогает учащимся сформулировать свой отчет по заданию.

Репродуктивный метод, т.к. задание требует минимальных творческих усилий и навыков.

Создание проблемной ситуации.

Прогнозирование учебной деятельности.

Изменение вида деятельности детей – релаксация. В результате релаксации активизируется эмоциональный настрой и познавательная активность.

Формирование навыка самоконтроля.

Организация фронтальной беседы.

Форма работы – фронтальная. Выявление связи между  развитием чел, его социальным существованием и орудийным характером труда

Соотнесение цели и результата.

Рефлексивно – оценочный этап. Создание ситуации успеха. Анализ и оценка учебной деятельности.

Дифференцированное д/з по степени творчества, ситуация выбора.

Создание у детей хорошего настроения, включение в совместную деятельность.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.

Формулирование  цели и задач урока. Осознание необходимости планирования предстоящей деятельности.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для сравнения объектов.

Умение точно и полно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умение слушать собеседника

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи.

Умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли.

Умение извлекать информацию, делать логические выводы.

Развитие регулирующей части учебной деятельности  самоконтроля.

Учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1)восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;

2)соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Развитие операционного компонента учебной деятельности.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Учащиеся называют  цели, которые ставились в начале урока. Обсуждение того, чего достигли на уроке.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности итогового самоконтроля

Учатся давать оценку своей работы, рассуждать, осмысливать ответы друг друга.

Дети выбирают задание по желанию, развивается творческое воображение.


Приложение 1.

 Белая шляпа.

Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и оценок: 

Что узнали?

О ком узнали? 

Что делал?

Где?

Когда?

Желтая шляпа. 

Позитивное мышление: найти позитивную сторону и объяснить ,почему эти стороны позитивны.

Очень хорошо, полезно, замечательно…

И имело большое положительное значение.

Черная шляпа.

Определить, негативную сторону события или явления. 

Трудно, неясно, проблематично, плохо…

И объяснить , почему это произошло.

Красная шляпа.

Эмоциональное мышление.

Какие чувства и когда ( в какой момент рассказа ) у вас возникли?

Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, удивление, агрессия…

Приложение №2

1.

Этот премет может быть сделан из дерева, ондостаточно прочный, что бы использовать его, но нуждается в том, что бы один край был заострен

2.группа

Это не предмет, а процесс, в результате которого выделяется тепло и свет.

3. группа

Это орудие , но может быть и оружием, изготовляется из двух предметов, и разных материалов.

4.группа.

У этого изобретения нет начала и нет конца, но оно стало началом транспорта.

5.группа.

Это изобретение чаще всего делалось из ствола дерева, внутри выдалбливалось , а по краям делалось обтекаемым.

Приложение3

Человек – существо биосоциальное.

Биологические черты

Социальные черты

Приложение 4.

Расскажи о жизни древнего человека.

Человек умелый

Человек разумный

  1. Когда и где жил?
  2. Как выглядел?
  3. Чем занимался?
  4. Назови основные орудия труда?
  5. Как называлось сообщество, окружающее его?
  6. Какие трудности были в его жизни?
  7. Какие события  делали его жизнь радостной?

1.Когда и где жил?

2. Как выглядел?

3. Чем занимался?

Назови основные орудия труда.

5. Как называлось сообщество, его окружающее?

6.Какие трудности были в его жизни?

7. Какие события делали его жизнь радостной?

 Приложение 5

Рефлексия.

Список использованной литературы.

1.Программа: С.И. Козленко, И.в. Козленко, «Обществознание».- Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2012).

2. 1.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996,

2.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

3.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, .

4.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

Интернет ресурсы:

1.        http:// mikhatoval. edum. ru/

2.        http://yroki. net

3.        http:// rusedi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

Методическая разработка кружка "Научное общество гимназистов"

Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу  программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутст...

Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...

Учебно-методическая разработка к уроку "Гражданин России" по обществознанию в 11 классах.

Презентация по теме урока "Я - Гражданин России", к учебнику Боголюбова....

Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс

Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс....

Методическая разработка по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 9 классе по теме №5 "Сфера политики и социального управления"

Разработка позволяет эффективно повторить и обобщить материал по теме кодификатора №5 "Сфера политики и социального управления"....

Методическая разработка «Рабочая программа по обществознанию» (10 класс)

Данная рабочая программа разработа и расчитана для учеников 10 класса. Включает всебя два раздела - Новейшая История и История России...