общение
план-конспект урока по обществознанию

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

конспект урока по теме общение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-6-klass-ob.docx63.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию                                                                             6 класс по теме «Общение»

Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.

Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери

         Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

         Тип урока: урок формирования новых знаний

          Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

 Средства обучения:  компьютер, учебник,  понятие общения из словарей,  мультимедийная презентация  Power Point

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации,  самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа.

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.

Формирование УУД:

Познавательные:

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы,  выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Регулятивные:

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты;

- добиваться поставленных целей

-  умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли.

Личностные:

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте повторим правила нашей работы:

1.Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди.

2.Оцениваем ответ, а не человека.

3.Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:   На такой позитивной ноте давайте и продолжим наш урок.

Все мы любим смотреть «Ералаш», предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”

Вопрос. Почему мужчина не понял мальчика?

Учитель:   А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Ребята, а сейчас я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете высказывание Антуана Сент-Экзюпери: Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго рассуждаем, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”.

Учитель:  Да ребята, вы совершенно правы тема урока   «Общение.  Я скажу вам больше общение - это один из самых главных видов деятельности человека! 

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3. Актуализация  знаний  учащихся.                                                   

Учитель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит любая деятельность?

Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и его роль в жизни людей.

Учитель:  А чтобы реализовать нашу цель, мы на уроке  должны  узнать, что такое:  

  1. Общение.
    2. Способы общения

4. Этап открытия новых знаний

Учитель: Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение.” Какие ассоциации у вас вызывает  слово общение?

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

Учитель: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?  (Ученики отвечают на вопрос учителя,  что  можно  посмотреть в словарях.)

Работа в группах со словарями.

Учитель:  А сейчас мы поработаем с вами исследователями  в группах.

1 ряд – это группа «ФИЛОСОФЫ»

2 ряд – это группа «ПСИХОЛОГИ»

Задание: внимательно прочитать определение понятия «общение» и дополнить кластер.

Философский словарь  – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей).  В  результате, которого  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности

Психологический словарь  - “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

Учитель: Вы все большие молодцы справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на стр.67, как автор Боголюбов даёт нам объяснение понятия «ОБЩЕНИЕ».  Дети работают с текстом и называют определение.

Учитель: Молодцы!  А сейчас, запишем это определение к себе в тетрадь.

Учитель: Итак, мы узнали, что такое общение. А теперь попробуем пообщаться.        

 Игра парами  «Живые руки».

Объединиться в  пары,  повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, коснуться друг друга ладонями перед собой.                                    

«Сейчас мы будем   беседовать, общаться, и выражать эмоции ладонями», говорить нельзя.  Выразить:

  • приветствие,
  • злость (гнев),
  • запрет,
  • затем благодарность,
  • веселье.

         Теперь сами друг другу «повыражайте» какие-то свои чувства при этом не   говорите, что   задумали, пусть собеседник догадается сам.

  • Легко было понять, что хочет передать собеседник?  
  • Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений?

Учитель: сейчас познакомимся с другими способами общения и узнаем, как ещё мы можем общаться?  

Учитель: О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (5 мин.)

Найдите в тексте и назовите способы общения.

Учащиеся называют способы общения и записывают в тетрадь

Речевое общение (вербальное) устная и письменная речь.

Неречевое  общение (невербальное) мимика, жесты, позы.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз: посмотрите глазами налево, теперь направо, вверх-вниз, повторите еще 3 раза. Теперь глазами обведите по кругу, и быстро поморгайте, а затем медленно закройте глаза и посидите спокойно, считая про себя до пяти.

Молодцы немного отдохнули, теперь вновь приступаем к работе.

Учитель: В общении важно учитывать все способы общения.

Посмотрите на диаграмму, которая лежит у вас на столе. Здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения.

Проанализируйте диаграмму и сделайте вывод.

Вывод: Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Упражнение «Человечек хочет общаться»

        Вот у меня есть человечек.  Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Поможем ему?                                                

Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает общению. На слайде написаны слова, которые нужно расположить в колонки. (Ученики по очереди подходят и записывают слова)

Мешает общаться:                                             Помогает общаться:games_samples8

5. Рефлексия

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Итак, давайте мы с вами вспомним, какую же цель мы поставили в начале урока. (выяснить,  что такое общение и его роль в жизни людей).  

Учитель: Давайте проанализируем свою деятельность по достижению цели.

Я предлагаю вам продолжить мысль…

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..(не чувствовать себя одиноким).

В ходе общения происходит…..(обмен информацией).

Способы общения бывают…..(вербальным и невербальным)

Результатом общения можно считать….(развитие человека)

6. Домашнее задание

Параграф 8 прочитать, выполнить задание 4 или 5 на выбор.

7.Итог урока.

Учитель: Ребята, я  хочу подвести итог нашего урока. Общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие.  Но  ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому: Я хочу вам всем подарить на память формулу правильного общения.

“Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.

И всё у вас получится!

 Благодарю вас за урок истинного общения.  

1 ряд – это группа «ФИЛОСОФЫ»

Задание: внимательно прочитать определение понятия «общение» и дополнить кластер.

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей).  В результате, которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности

2 ряд – это группа «ПСИХОЛОГИ»

Задание: внимательно прочитать определение понятия «общение» и дополнить кластер.

Психологический словарь  - “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....