Программа дополнительного объединения по обществознанию 11 кл. "Прикладное обществознание"
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)
Программа кружка «Прикладное обществознание» имеет практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_prikladnoe_obshchestvoznanie.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Прикладное обществознание» имеет практическую направленность.
Актуальность и целесообразность программы – формирование методологической компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Научность тому или иному исследованию придает использование в работе проверенных опытом теоретико-методологических оснований, подходов, методов, процедур, методик, что помогает получить объективные результаты, обладающие научной новизной и значимостью. Поэтому основной критерий эффективности исследования - это получение нового научного результата, приращение теоретического знания. Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в ВУЗе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчётов, обзоров и т.п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только получает и осваивает новую информацию, но и имеет возможность применить свои знания и способности за рамками учебного процесса.
Таким образом, ещё будучи учениками, ребята имеют возможность убедиться, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Сформированные навыки помогут учащимся при подготовке к урокам обществоведческого цикла, при работе над рефератами и докладами по другим предметам.
Плодотворная научно - исследовательская деятельность возможна тогда, когда учащиеся владеют навыками свободного общения и квалифицированного информационного поиска. Поэтому, для достижения наилучшего результата занятия целесообразнее построить следующим образом, объединив темы в три смысловых блока.
Занятия, направленные на формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.
Занятия, направленные на формирование основ информационной грамотности.
Занятия, направленные на освоение основ методики и техники социологического исследования.
На первом этапе достигается формирование устойчивой исследовательской мотивации, т.е. желание понимать информацию и сообщать её другим, происходит расширение интеллектуального и коммуникативного репертуара учащихся. Наиболее подходящей формой для формирования коммуникативной культуры, развития речевых способностей и осознания значения коммуникативного сотрудничества являются тренинги общения. Другими формами занятий могут стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои и т.д. Игровые формы занятий не только делают их более интересными, но и позволяют снять психологические блоки, развить креативные способности учащихся и вовлечь их в реальную деятельность.
Одной из форм исследовательской работы является написание реферата. Обучение реферированию как достаточно сложной интеллектуальной и коммуникативной деятельности должно сочетаться с обучением основам информационной грамотности и научно-исследовательской деятельности. Важно научить работать с документом, как источником необходимой информации, развить навыки работы с вторичной информацией и умение ее создавать (библиографическое описание, аннотация, библиографическое пособие), развить навыки поиска информации в различных поисковых системах. Помимо умения вести поиск важно развить навыки критического мышления, обобщения, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, научить строить свою концепцию, контролировать мыслительные процессы. Эти задачи решаются на втором этапе работы.
Наконец, на этапе работы над третьим тематическим блоком, учащиеся знакомятся с теорией и практикой социологического исследования. Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования). Господство на данном этапе групповой формы организации деятельности позволяет решить задачу формирования у старшеклассников таких качеств, как толерантность, объективность, взаимная ответственность.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели и задачи, решаемые в ходе реализации программы.
Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи:
- развить творческие способности учащихся;
- способствовать развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности;
- создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в области обществоведческих наук;
- создать условия для овладения учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- способствовать формированию и развитию навыков информационной грамотности;
- способствовать овладению учащимися навыками работы с источниками информации;
- содействовать овладению методами и приемами научного исследования;
- формировать активную жизненную позицию учащихся.
Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования).
Планируемые результаты.
Основным педагогическим результатом реализации данной программы является формирование не только методологической, но и других ключевых компетенций. Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе исследовательской деятельности учащихся, актуальные для гражданского образования (напомню, что компетенции выражаются и формулируются через соответствующие умения):
- умение извлекать пользу из опыта;
-умение опрашивать окружение;
-умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;
- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;
- умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- умение принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
- умение разрабатывать и выполнять контракты;
- умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.
Формы контроля.
Оценивание результатов целесообразно проводить по следующим показателям:
- умение правильно использовать основные социологические понятия, методологически грамотно выстраивать интерпретацию различных социальных явлений;
- уровень овладения методами сбора социологической информации
- осознание сложных, разноуровневых связей в мире социальных явлений, их противоречивости и закономерностей их развития;
- творческая, конструктивная, гуманная позиция учащихся в решении социальных проблем.
- овладение навыками работы с информационными источниками, с информационно-поисковыми системами.
- овладение навыками составления библиографического описания, поиска фактической информации, умение создавать источники вторичной информации.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, деловые игры -"Библиопутешествие", "Что? Где? Когда?", "Библиополе", дискуссии, круглые столы, презентации и т.д. );
- тематический контроль (создание библиографического пособия, проектной работы, исследовательской статьи и т.д.);
- обобщающий контроль в форме презентации (в том числе и мультимедийной) личных достижений.
Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет, имеющих склонность к исследовательской деятельности. Периодичность занятий - раз в неделю по 1 часа. Общее количество часов - 30.
Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем | Всего часов | Теорет. часть | Практич. часть |
Введение | 1 | 1 | - |
Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков. | 9 | 3 | 6 |
| 2 | 0,5 | 1 |
1.2. Закрепление тренингового стиля общения. | 2 | 0,5 | 2 |
| 2 | 0,5 | 1 |
| 2 | 0,5 | 1 |
| 1 | 1 | 1 |
Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности. | 9 | 3 | 6 |
2.1. Информация, ее виды и способы существования в социуме. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.2. Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3. Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска. | 1 | 1 | |
2.4. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система. | 2 | 1 | 1 |
2.5.Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6. Обобщающее занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 3. Методы обществоведческого исследования. | 9 | 3 | 6 |
3.1. Общие понятия о способах получения информации. | 2 | 1 | 1 |
3.2. Обществоведческое исследование и его этапы. | 2 | 1 | 1 |
3.3. Методы социологического исследования. | 3 | 3 | |
3.4. Обобщающее занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 |
Итого | 30 | 11 | 19 |
Содержание программы
Введение ( 1 час.)
Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков (9 час.)
Изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения). 2 ч.
Закрепление тренингового стиля общения. 2ч.
Определение степени интеллектуальных возможностей учащихся. 2ч.
Формирование исследовательской мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.). 2ч.
Обобщающее занятие. 1 ч.
Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности (9ч.)
Информация, ее виды и способы существования в социуме. Теория информационного общества, варианты его развития. 1ч.
Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации. 1ч.
Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска. 1ч.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система, его составляющие, варианты СБА для разного типа библиотек, знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей). 2 ч.
Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации. Аналитическая переработка документа, вторичная информация и ее создание, организации и специалисты ее создающие. Библиографическое описание, основные виды БО. Аннотирование и реферирование, как источник информации о документе, виды и способы составления. Библиографическая продукция, ее использование при поиске информации, виды и типы БП, целевое и читательское назначение. Составление оригинального библиографического продукта каждым участником, с целью использовать его в своей научной работе, презентация БП. 3ч.
Обобщающее занятие. 1 ч.
Раздел 3. Методы обществоведческого исследования.(9 час.)
Общие понятия о способах получения информации. 1ч.
Обществоведческое исследование и его этапы: выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации, отчёт и статьи, активные методы воздействия на социальную реальность.
4ч.
Обзор наиболее часто используемых методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия.
3ч.
Обобщающее занятие. 1ч.
Методическое обеспечение программы
Темы разделов, занятий | Виды занятий | Приемы и методы организации УВП | Дидактический материал | Оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Введение. | Лекция с элементами беседы, практикум | Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий | Карточки с заданиями, схемы и таблицы, иллюстрации | Иллюстративный материал Справочная и научная литература | Выполнение заданий по карточкам |
Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков (9 час.) | Тренинги на изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения). Тренинги на изучение мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.). | Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги | Карточки с заданиями-ситуациями | Справочная и научная литература | Выполнение заданий по карточкам Участие в тренингах |
Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности (9ч.) | Практическая работа Разные способы работы с документами. Работа в разных поисковых системах Интернет. Практикум в библиотеке Знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей). Работа с библиографическими справками, и способами их выполнения. | Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги | Карточки с заданиями-ситуациями | Справочная и научная литература | Выполнение заданий по карточкам Участие в тренингах |
Раздел 3. Методы обществоведческого исследования.(9 час.) | Выполнение обществоведческого исследования : выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации. Использование методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия. | Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги | Карточки с заданиями-ситуациями | Справочная и научная литература | Выполнение заданий по карточкам Участие в тренингах |
Список литературы
для педагога:
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.
- Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.: Просвещение, 1989. - 221с.
- Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
- Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.
- Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.
- Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.
Список литературы
для детей:
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.
- Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.: Просвещение, 1989. - 221с.
- Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
- Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.
- Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.
- Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...
Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»
Программа дополнительного образования по направлению« Декоративно-прикладное творчество»"РАДУГА"...
Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»
Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...
Представление программы дополнительного образования детей по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»
Защита образовательной программы...
Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...
рабочая программа дополнительного объединения "Увлекательный английский"
рабочая программа дополнительного объединения "Увлекательный английский"...
Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"
Отличительные особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому и тематическому принципам; - программа ориентирована на закрепление, си...