Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществознания (9 класс).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания
как средство создания условий
для овладения различными способами учебных действий»
Особенности развития современного образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты.
Следовательно, перед нами стоит задача научить детей самостоятельно работать с большими объемами информации, формировать коммуникативные компетенции, развивать креативность, способность к самообразованию.
К сожалению, даже старшеклассники испытывают трудности в организации и планировании самостоятельной работы. Научить этому своих учеников можно используя на уроках Рабочие листы.
Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или «встраиваться» в урок.
Первоначально, используя рабочие листы на уроках истории или обществознания, включала в них задания по принципу от простого к сложному.
Заполнение листов осуществляется на основе работы с текстами учебника или дополнительного материала.
Учащиеся получают распечатанные Рабочие листы, что экономит время урока. Заполненный лист - это опорный конспект изучаемой темы. Работа с Листами на уроке позволяет включать задания разного вида и уровня сложности, т.е. обеспечивает дифференцированный подход. Рабочий лист содержит задания для самостоятельного изучения материала, практические задания для закрепления изученного.
Учащиеся могут выполнять задания индивидуально, а также в парах или группах, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Использование Рабочих листов позволяет максимально включить учащихся в познавательный процесс.
Возможно использование как печатных Рабочих листов, так и электронных.
Примеры использования Рабочих листов на уроках истории и обществознания:
- Гражданская война в России 1918-1922 гг.
- На фронтах Гражданской войны.
- Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.
- Труд
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока «На фронтах Гражданской войны».
1. Прочитайте п. «Выступление Чехословацкого корпуса», выполните задания по карте:
1) Отметьте места основного скопления Чехословацких эшелонов.
2) Районы, в которых была свергнута советская власть при помощи Чехословацкого корпуса.
2. Прочитайте п. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт», выполните задания:
1) Заполните таблицу
Местные правительства, созданные летом 1918 года
Территория | Правительство |
2) Заполните таблицу:
Основные действия противников:
Красные | Белые | ||
Июнь 1918 г. | Сентябрь 1918 г. | ||
2 сентября 1918г. | Октябрь 1918г. . | ||
Начало сентября 1918г. | |||
28 апреля 1919г. | Ноябрь 1918г | ||
Июнь-ноябрь 1919г. | |||
24 декабря 1919г. | Весна 1919г. | ||
Февраль 1920 г. |
3. Прочитайте п. «Красный и белый террор», ответьте на вопрос:
Как вы оцениваете репрессивные меры со стороны белых и красных? Можно ли поставить знак равенства между белым и красным террором?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте п. «Южный фронт» и «Поход на Петроград», продолжите заполнять таблицу:
Основные действия противников:
Красные | Белые | ||
Декабрь 1918 г. | Ноябрь 1918г. | ||
Конец 1918 г. | |||
Октябрь 1919г. | Май-июнь 1919г. | ||
Апрель 1920г. | |||
Неудачные наступления Юденича на Петроград |
5. Прочитайте п. «Интервенция», заполните таблицу.
Военная интервенция в Советской России
Временной период | Районы, подвергшиеся интервенции | Страны, направившие войска |
6. Прочитайте п. «Война с Польшей. Разгром Врангеля», выполните задания:
1) Запишите итоги войны с Польшей в 1920г.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.) Запишите дату разгрома армии Врангеля_____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Гражданская война в России 1918-1922 гг.
Гражданская война -_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины Гражданской войны: ____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Периодизация Гражданской войны
Начальный этап: _________________________________________________________
________________________________________________________________________
Первый этап: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Второй этап: _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Третий этап: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участники Гражданской войны
Позиция «Красных» (большевиков) __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Террор - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
«Красный террор» - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Белый террор» - _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Позиция «Белых»
Деникин А.И. | Колчак А.В. | Врангель П.Н. |
«Зеленые» - Эх яблочко, цвета спелого
Слева красного бьем,
Справа белого.
_________________________________________________________________________
_________________________________
______________________________
_________________________________
______________________________
_________________________________
______________________________
Итоги Гражданской войны | Последствия Гражданской войны |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ________________________
Тема: Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.
Государственную власть в СССР осуществляла _________________________
__________________________________________________________________
Марксизм-ленинизм был ____________________________________________
Средства массой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение находились __
_______________________________________________________________
Задание: прочитайте документ: «Из книги А. Жида «Возвращение из СССР№, 1936 г». ответьте на вопросы к документу.
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________
Общественные организации, которыми было охвачено все население :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культ личности - ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Массовые репрессии.
Поводом для массовых репрессий стало ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое совещание - _________________________________________________
__________________________________________________________________
Судебные процессы 20-30-х годов: ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Конституция СССР - ________________________________________________
(когда и где принята)
Какую роль была призвана сыграть? ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Назовите факты, свидетельствующие о свертывание курса на развитие национальных культур: ______________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________
Тема: Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.
Государственную власть в СССР осуществляла _________________________
__________________________________________________________________
Марксизм-ленинизм был ____________________________________________
Средства массой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение находились __
_______________________________________________________________
Задание: прочитайте документ: «Из книги А. Жида «Возвращение из СССР№, 1936 г». ответьте на вопросы к документу.
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________
Общественные организации, которыми было охвачено все население :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культ личности - ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Массовые репрессии.
Поводом для массовых репрессий стало ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особое совещание - _________________________________________________
__________________________________________________________________
Судебные процессы 20-30-х годов: ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Конституция СССР - ________________________________________________
(когда и где принята)
Какую роль была призвана сыграть? ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Назовите факты, свидетельствующие о свертывание курса на развитие национальных культур: ______________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока
Тема урока ______________________________________________________________
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ____________________________________________
Виды труда
____________________________________________________ - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.
Источники трудового права:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
Основные принципы применения труда, закрепленные Конституции Российской Федерации:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3 . ______________________________________________________________________
4 . ______________________________________________________________________
5 . ____________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________
Общественные отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом, называются _____________________________
________________________________
Стороны трудовых отношений
Соглашение между работодателем и работником _____________________________
______________________________________________________________________
Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника_________
_______________________________________________________________________
Права и обязанности работника и работодателя
Работник | Линии сравнения | Работодатель |
Работа, рабочее место | ||
Трудовые функции | ||
Заработная плата | ||
Дисциплина труда | ||
Отдых | ||
Беречь имущество |
Рабочий лист урока
Тема урока ______________________________________________________________
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ____________________________________________
Виды труда
____________________________________________________ - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.
Источники трудового права:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
Основные принципы применения труда, закрепленные Конституции Российской Федерации:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3 . ______________________________________________________________________
4 . ______________________________________________________________________
5 . ____________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________
Общественные отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом, называются _____________________________
________________________________
Стороны трудовых отношений
Соглашение между работодателем и работником _____________________________
______________________________________________________________________
Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника_________
_______________________________________________________________________
Права и обязанности работника и работодателя
Работник | Линии сравнения | Работодатель |
Работа, рабочее место | ||
Трудовые функции | ||
Заработная плата | ||
Дисциплина труда | ||
Отдых | ||
Беречь имущество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «рабочего листа» на уроках с детьми с особыми образовательными потребностями
В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы в классах VI вида,обучающихся по адаптированной программе, на основе программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках геогра...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ
В работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....
Рабочий лист к уроку истории (9 класс)
Рабочий лист по истории России (9 класс) по теме"Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг."Рабочий лист позволит выявить уровень сформированности УУД и в дальнейшем скорректировать ра...
Рабочий лист к уроку истории Брянского края по темам "Мезолит и неолит". "Бронзовый век".
Рабочий лист....
Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
Материал публикации представляет собой выступление на методическом совете по вопросам использования в учебном процессе рабочих листов по темам курса истории в 6 классе. Кроме теоретического материала ...
Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...
Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)
В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...