Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему
Материал публикации представляет собой выступление на методическом совете по вопросам использования в учебном процессе рабочих листов по темам курса истории в 6 классе. Кроме теоретического материала приведен пример работы с таким листом по одной из тем курса "Истории средних веков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
С 1 сентября 2015 года, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, столкнулась с необходимостью поиска таких средств обучения, которые бы способствовали формированию у обучающихся УУД, в том числе и метапредметных. Обеспечивая качество формирования общеучебных умений у обучающихся, активно применяю средства информационных и коммуникационных технологий, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения за счет использования выбора заданий разного уровня сложности, организации самостоятельного продвижения по темам учебного курса. Созданию развивающей среды для формирования у обучающихся универсальных учебных действий способствует и организация внеурочной деятельности, которая обеспечивает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.
Безусловно, на результат освоения основной образовательной программы нацелены все УМК комплексы различных издательств, важное место в них занимают рабочие тетради, но… Практика применения рабочих тетрадей на уроках истории показала: во-первых, не все родители обеспечивают для своих детей покупку рабочих тетрадей, выполнение Д\З в рабочих тетрадях, при условии доступа в интернет и наличии ГДЗ по всем предметам, сводит дидактическое значение использование таких тетрадей к минимуму, а выполнение всех заданий к теме на уроке – невозможно.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает, помимо урочной деятельности, ещё и самостоятельное изучение учебного материала. В связи с этим возникла необходимость в овладении обучающимися навыками самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности. Но анализ ситуации показывает наличие противоречия между требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и низким уровнем сформированности самоорганизации учебной деятельности и мотивации обучащихся группы риска (потенциальная отметка «2» по предмету).
Решая возникшую проблему, пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала на уроке при изучении темы – Рабочие Листы, на основе рабочих тетрадей и с учетом индивидуального образовательного уровня класса. Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет говорить об объективности оценки знаний обучащихся, а тот факт, что ученики работают в своем удобном для них ритме , дифференцированность заданий Рабочего Листа, обеспечивает «индивидуальную образовательную траекторию».
Большую помощь в разработке темы Рабочих Листов на уроках истории мне оказала статья «Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении». Автор: Уманец С.А., учитель истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г. Тольятти.
Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах же, в основе заданий лежит метод нагляно – образного мышления, поэтому задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. На основе этого принципа изложения материала строится дальнейшая работа по формированию метапредметных УУД. Так, использование рабочих листов на уроках истории способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания, практической деятельности.
В развитии самоорганизации у детей выделяют несколько этапов. Как правило, дети с трудностями обучения находятся на нижних ступенях развития самоорганизации учебной деятельности:
- дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (1 этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;
- обучающиеся, которые уже усвоили работу по алгоритму и в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (2 этап частичной самоорганизации).
Рабочие листы помогают сформировать у обучающихся конкретные способы учебной деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка.
Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Преимущество рабочего листа ещё и в том, что его можно использовать на разных этапах урока. Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.
Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:
формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
формирование логических умений;
интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.
В завершении работы с рабочим листом, обучающиеся на этапе Рефлексии проводят самооценку проделанной работы. Например:
«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
- Я выполнил цель урока ___
- я легко заполнил таблицу 1____
- я легко заполнил таблицу 2 _____ (мои затруднения____________________________)»
В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.
Автор: Учитель истории и обществознания г.о.Сухой Лог, МАОУ «Лицей 17» Втюрина О.С.
Приложение № 1.
Рабочий лист к § 1.
Тема: Образование Германских королевств.
Задание № 1. Прослушав учителя и одноклассников, сформулируйте цель урока: ___________________________________________________________________ (если затрудняетесь, начните со слов:
- Узнать…..
- Познакомиться…..
- Определить …...)
Задание № 2. Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?
*Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого - длинные. - Это случайно или что-то означает?
В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы.
- Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям фраков мог иметь длинные волосы.
Задание № 3. Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига, а какие нет? Объясните почему.
1) Выбор правителя народным собранием франков.
2) Сбор налогов для содержания дружины.
3) Создание письменных законов.
4) Народное ополчение - постоянная военная сила.
5) Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
6) Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
7) Передача власти по наследству.
Задание № 4.Заполните ( Перепишите) таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге Меровинге и при Карле Мартелле»
Задание № 5. Выберите правильный ответ "Что такое феод?" и выпишите его в тетрадь.
Что такое феод?
А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.
Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по наследству.
В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.
Задание № 6. «Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
- Я выполнил задание 1, сформулировал цель урока ___
- я легко выполнил задание 2(сравнение)____
- я легко выполнил задание 3 (выбор и соотнесение признаков) _____ (мои затруднения____________________________)»
- я легко заполнил таблицу в задании 4(способ представления информации, анализ учебного материала)___
- я легко выполнил тест задания № 5(работа с определениями) ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-173512-1358010546.jpg)
описание педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
В данной работе опыт использования ИКТ на уроках исории ,результаты ,методы ,приложения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-670476-1442748292.png)
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534293-1416502337.jpg)
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492170-1412504972.jpg)
Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409753-1393076305.jpg)
Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий
Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...
Использование ИКТ на уроках истории как средство повышения учебной мотивации обучающихся
Из личного опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-624547-1429437313.jpg)
Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...