Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему
Материал публикации представляет собой выступление на методическом совете по вопросам использования в учебном процессе рабочих листов по темам курса истории в 6 классе. Кроме теоретического материала приведен пример работы с таким листом по одной из тем курса "Истории средних веков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование Рабочих листов на уроках истории | 94.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
С 1 сентября 2015 года, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, столкнулась с необходимостью поиска таких средств обучения, которые бы способствовали формированию у обучающихся УУД, в том числе и метапредметных. Обеспечивая качество формирования общеучебных умений у обучающихся, активно применяю средства информационных и коммуникационных технологий, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения за счет использования выбора заданий разного уровня сложности, организации самостоятельного продвижения по темам учебного курса. Созданию развивающей среды для формирования у обучающихся универсальных учебных действий способствует и организация внеурочной деятельности, которая обеспечивает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.
Безусловно, на результат освоения основной образовательной программы нацелены все УМК комплексы различных издательств, важное место в них занимают рабочие тетради, но… Практика применения рабочих тетрадей на уроках истории показала: во-первых, не все родители обеспечивают для своих детей покупку рабочих тетрадей, выполнение Д\З в рабочих тетрадях, при условии доступа в интернет и наличии ГДЗ по всем предметам, сводит дидактическое значение использование таких тетрадей к минимуму, а выполнение всех заданий к теме на уроке – невозможно.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает, помимо урочной деятельности, ещё и самостоятельное изучение учебного материала. В связи с этим возникла необходимость в овладении обучающимися навыками самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности. Но анализ ситуации показывает наличие противоречия между требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и низким уровнем сформированности самоорганизации учебной деятельности и мотивации обучащихся группы риска (потенциальная отметка «2» по предмету).
Решая возникшую проблему, пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала на уроке при изучении темы – Рабочие Листы, на основе рабочих тетрадей и с учетом индивидуального образовательного уровня класса. Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет говорить об объективности оценки знаний обучащихся, а тот факт, что ученики работают в своем удобном для них ритме , дифференцированность заданий Рабочего Листа, обеспечивает «индивидуальную образовательную траекторию».
Большую помощь в разработке темы Рабочих Листов на уроках истории мне оказала статья «Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении». Автор: Уманец С.А., учитель истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г. Тольятти.
Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах же, в основе заданий лежит метод нагляно – образного мышления, поэтому задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. На основе этого принципа изложения материала строится дальнейшая работа по формированию метапредметных УУД. Так, использование рабочих листов на уроках истории способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания, практической деятельности.
В развитии самоорганизации у детей выделяют несколько этапов. Как правило, дети с трудностями обучения находятся на нижних ступенях развития самоорганизации учебной деятельности:
- дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (1 этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;
- обучающиеся, которые уже усвоили работу по алгоритму и в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (2 этап частичной самоорганизации).
Рабочие листы помогают сформировать у обучающихся конкретные способы учебной деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка.
Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Преимущество рабочего листа ещё и в том, что его можно использовать на разных этапах урока. Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.
Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:
формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
формирование логических умений;
интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.
В завершении работы с рабочим листом, обучающиеся на этапе Рефлексии проводят самооценку проделанной работы. Например:
«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
- Я выполнил цель урока ___
- я легко заполнил таблицу 1____
- я легко заполнил таблицу 2 _____ (мои затруднения____________________________)»
В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.
Автор: Учитель истории и обществознания г.о.Сухой Лог, МАОУ «Лицей 17» Втюрина О.С.
Приложение № 1.
Рабочий лист к § 1.
Тема: Образование Германских королевств.
Задание № 1. Прослушав учителя и одноклассников, сформулируйте цель урока: ___________________________________________________________________ (если затрудняетесь, начните со слов:
- Узнать…..
- Познакомиться…..
- Определить …...)
Задание № 2. Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?
*Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого - длинные. - Это случайно или что-то означает?
В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы.
- Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям фраков мог иметь длинные волосы.
Задание № 3. Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига, а какие нет? Объясните почему.
1) Выбор правителя народным собранием франков.
2) Сбор налогов для содержания дружины.
3) Создание письменных законов.
4) Народное ополчение - постоянная военная сила.
5) Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
6) Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
7) Передача власти по наследству.
Задание № 4.Заполните ( Перепишите) таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге Меровинге и при Карле Мартелле»
Задание № 5. Выберите правильный ответ "Что такое феод?" и выпишите его в тетрадь.
Что такое феод?
А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.
Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по наследству.
В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.
Задание № 6. «Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
- Я выполнил задание 1, сформулировал цель урока ___
- я легко выполнил задание 2(сравнение)____
- я легко выполнил задание 3 (выбор и соотнесение признаков) _____ (мои затруднения____________________________)»
- я легко заполнил таблицу в задании 4(способ представления информации, анализ учебного материала)___
- я легко выполнил тест задания № 5(работа с определениями) ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
В данной работе опыт использования ИКТ на уроках исории ,результаты ,методы ,приложения...
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...
Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий
Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...
Использование ИКТ на уроках истории как средство повышения учебной мотивации обучающихся
Из личного опыта...
Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...