Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ
методическая разработка по истории на тему
В работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_trkm.docx | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ
Работу выполнила
Якупова Наталья Борисовна
учитель истории высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №121»
Советского района г. Казани
2013г.
Содержание
Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования УУД с помощью приемов и методов развития критического мышления ……… …………….. 5
- Сущностные характеристики УУД. ……….. …... ……5
- Приемы и методы технологии развития критического мышления……..8 Глава 2 Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования УУД……………………………..….13
3. Заключение…………………………………………………………. ..............20
4. Список литературы………………………………………………… ……….22
- Приложение…………………………………………………………….....23
Введение
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть». По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед нами ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Мы - педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно - деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущностные характеристики УУД.
- Охарактеризовать приемы и методы ТРКМ.
- Описать педагогический опыт по использованию ТРКМ.
Представленные материалы могут быть использованы учителями истории и обществознания на уроках и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования УУД с помощью приемов и методов технологии развития критического мышления.
- Сущностные характеристики УУД.
В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Выделены основные виды универсальных учебных действий:
- Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
- Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
- Коммуникативные.
В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
- Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
- Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
- Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
- Приемы и методы технологии развития критического мышления.
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое, критическое мышление, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.
Что же такое «критическое мышление»?
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Структура этой технологии стройна и логична.
Этап урока | Используемые приемы |
Вызов |
|
Осмысление |
|
Рефлексия |
|
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Познавательные УУД | Приемы ТРКМ |
Логические универсальные действия | Кластер Верные - неверные утверждения Синквейн Эссе Зигзаг |
Общеучебные | Инсерт Чтение с остановками |
Постановка и решение проблемы | Знали – Хотим узнать – Узнали Толстые и тонкие вопросы |
Знаково-символические | Кластер |
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Знали – Хотим узнать – Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
«∨» - уже знал «-» - думал по-другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
ТРКМ позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
умение работать с информацией в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
умение сотрудничать и работать в группе;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.
В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяем большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, нам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Глава 2.Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования УУД
В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления:
1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования. Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Данную ниже таблицу удобно использовать как конструктор урока.
| |||
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка известной информации, рассказ - |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. | |||
Стадия осмысления (реализации). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами. | |||
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям- | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах |
На этапе вызова использую методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.
Например: на уроке истории в 7 классе по теме «Великие географические открытия» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем | Что хотим узнать | Узнали |
1.Открывались новые земли (Америка) Христофор Колумб 2. Магеллан совершил кругосветное путешествие | В какие страны организовывали? Чем закончились эти путешествия? Что изменилось в мире до них и после? Почему их называют «Великими»? |
Прием «ЗХУ» можно использовать в любом классе в зависимости от темы урока.
На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).
Участвуют в работе (изучают материал, анализируют его, отвечают на вопросы) практически все учащиеся на каждом уроке.
Организовать активную деятельность учащихся можно с помощью методического приема «зигзаг». Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Учащиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Учащиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, учащиеся с карточкой №2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно учащихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Учащимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.
Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится учащимся работать с историческими анекдотами.
На стадии осмысления можно использовать литературные произведения.
При изучении темы «Коллективизация» предлагаю прочитать отрывок из книги А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (часть 1, глава 2) и ответить на вопросы:
1) Какое историческое событие описывает А.Солженицын?
2) Кого называли кулаками? Подкулачниками?
3) Какие причины расслоения крестьянства называет автор? Согласны ли вы с ним?
4) Как Вы думаете, кто несет главную ответственность за безумную гонку коллективизации?
На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.
1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.
3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.
6-я шляпа: зеленая: изобретательская, творческая.
Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них. Все зависит от изобретательности учителя, темы урока и содержания текста.
Каждая технология предполагает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы. Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:
- Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
- Понимание – интерпретация материала, схем.
- Применение понятий, знаний в новой ситуации.
- Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
- Синтез – написание эссе, составление плана и т.д.
- Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.
Приведу примеры таких заданий.
- Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.
«v» | «+» | «-» | «?» |
Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию |
- Составить таблицу «тонких» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстых» вопросов (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
- Прочитайте текст и составьте кластер «Первая российская революция».
- Тесты с различными видами заданий:
А) Укажите правильный ответ
Б) Укажите лишнее слово
В) Что объединяет ряд
Г) Вставьте пропущенные слова
Д) Соотнесите имена и события и др.
Можно определить перечень ключевых компетенций учащихся и в соответствии с ними составить диагностическую работу по определенной теме.
Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника, и не только учебника, более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны.
Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.
В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления» обеспечивает: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Заключение.
В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу исследования, было выяснено, что развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
При исследовании приемов и методов технологии развития критического мышления оказалось, что они способствуют формированию познавательных УУД школьников. Приемы можно использовать на уроках на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.
Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.
Список литературы
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
- Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
- Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения. 2010 год
- Проект. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010
- Образовательный портал Завуч.Инфо. -http://www.zavuch.info/metodichka
- Кафедра Открытых Образовательных Технологий. -http://www.oot-kaf.ru/archives/175
- Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru/
Приложение 1.
Тема урока: Быть или не быть?
Цель: - подвести учащихся к осознанию проблемы « Быть или не быть человечеству?»,
выбор за человечеством, а значит и за каждым из нас.
Задачи: - обобщение знаний об экономике и её роли в жизни современного общества,
особое внимание уделить главной проблеме экономики, причинам и путям её разрешения;
- умение составлять логические схемы на основе прослеживающихся причинно -
следственных связей, анализировать данные, делать выводы и отстаивать свою точку
зрения;
- осознание роли человека в сохранении жизни на земле, развитие
коммуникативных качеств.
Основные понятия:
Экономический рост и его пределы, проблема выбора, цивилизационное единство мира,
потребности, ресурсы, производство, основная проблема экономики.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Вид урока: урок - размышление
Ход урока.
I. Мотивация.
Тема нашего урока «Быть или не быть?»
Что может скрываться за столь многогранной проблемой?
- Быть или не
быть человечеству?
- Быть или не быть
дальнейшему росту производства?
Две эти проблемы: общечеловеческая и экономическая тесно
взаимосвязаны. И сегодня, нам, обобщая наши знания по экономике
предстоит решить проблему выбора, которая встала перед человечеством.
Стихотворение Пушкина
II. Что такое экономика?
Это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся
богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Основная проблема экономики?
Проблема распределения ограниченных ресурсов.
Перед вами понятия, выстроив из которых логическую схему, вы можете объяснить
причину возникновения этой проблемы,
Потребности Блага
Свободные
Экономические
Ресурсы
Природные
Человеческие
производственные
безграничны- Проблема выбора ограничены
Сможет ли человечество получить все экономические блага, чтобы удовлетворить свои
потребности?
Каким образом ресурсы превращаются в блага?
Какие основные вопросы решают производители?
-Что производить?
-Как производить?
- Для кого?
Какая экономическая система на сегодняшний день наиболее эффективно решает эти
вопросы?
Рыночная экономика - это экономическая система, в
которой максимум потребностей могут быть
удовлетворены при минимуме затраченных средств.
Рыночная экономика зависит от масштаба, объема и направленности наших потребностей.
Каковы «+» и «-» рыночной экономики,
Рыночное общество работает на потребителя и
намеренно раздувает потребности людей.
Потребности ——Производство ———Потребности
Существуют ли пределы роста производства?
(Мнение ребят)
В 1968 г. группой ученых для обсуждения проблем
выживания человеческой цивилизации, которой
угрожает ряд глобальных проблем был создан
«Римский клуб». Первый доклад «Римского клуба»,
который так и назывался «Пределы роста», осуждал
безудержный рост производств в мире.
III.
Каково ваше отношение к росту производства?
Как вы ответите на вопрос «Быть или не быть?»
(Объяснение принципа работы в группах.)
Пессимисты Рационалисты Оптимисты
Работа в группах (7-10 минут)
Подведение итогов.
I. Пессимисты
Неомальтузианцы
Томас Мальтус ( к XVIII - п XIX) первым дал прогноз возможных тяжелых
последствий хозяйственной деятельности человека.
II. Оптимисты
Корнукопианцы (рог изобилия)
III.Рационалисты
IV Носит ли проблема истощения ресурсов только экономический характер?
Сделайте свой выбор!
V. Заключение. Выводы.
История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 млрд. раз, а принять время её жизни за год, то
человек родился в 16 часов 31 декабря, сельским хозяйством начал заниматься в 23 ч 58 мин, а весь период научно-технической революции, когда его влияние на природу стало
пагубным, составил всего 2 секунды.
Чтобы общество продолжало устойчиво развиваться, необходимо помнить законы Барри Коммонера (плакат на доске).
VI. Домашнее задание.
Составить синквейн по изученной теме.
Приложение 1.
ТЕМА УРОКА - «РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ». 9 КЛАСС
Тип урока - работа с текстом.
Цели урока:
Образовательные - создание условий для понимания учащимися причин Первой мировой войны, расстановки противоборствующих сил, уяснения целей стран-участниц войны,
Развивающие - развитие коммуникативных навыков учащихся, выработка умения работать с различными источниками.
Воспитательные - воспитание толерантности, пацифистских взглядов на возможные конфликты между странами.
Задачи урока:
- создать условия для осмысления нового материала средствами технологии критического мышления;
- закрепить умение составлять таблицы.
Оборудование:
1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.».
2. Документы «Из воспоминаний А.А. Брусилова». Тип урока комбинированный
Технологическая карта урока
Тип урока | Работа с информационным текстом |
Стадия 1. Вызов. | Мозговой штурм, составление кластера. |
Стадия II. Осмысление. | Инсерт (чтение текста, заполнение таблицы графами «V», «+», «-», «?»). |
Стадия III. Рефлексия. | Возвращение к кластеру. |
ХОД УРОКА
Стадия вызова.
Первая мировая война началась 1 августа 1914 г. и закончилась в ноябре 1918 г. для всего мира (в марте 1918 г. для России - Брестским миром). В войну было вовлечено 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. человек. В Первую мировую войну ежедневно погибало людей в 39 раз больше, чем во время наполеоновских войн. Расходы на войну в 12 раз превосходили расходы на все войны, прошедшие с 1793 по 1905 год.
Задание. Прочтите п. 1 § 9, определите расстановку противоборствующих сил к началу войны.
- Почему произошло сближение России и Англии?
- Почему обострились русско-германские отношения?
- Какие военные союзы противостояли друг другу?
- Каковы причины Первой мировой войны?
Составление кластера
Война
Вниманию учеников предлагается документ, изучив который, необходимо ответить на вопросы:
Как, по мнению П.Н. Милюкова, народ, русский "сфинкс", отнеся к началу войны?
Как отнеслась к войне российская общественность?
Как автор охарактеризовал собственную позицию в этом вопросе?
Документ№1
Милюков П.Н. Как принята была война в России? // Воспоминания. М., 1991.С.157-162.
Как принята была вообще в России война 1914 года? Сказать просто, что она была "популярна", было бы недостаточно. На этом вопросе нужно остановиться теперь же, во избежание недоразумений в дальнейшем. Конечно, в проявлениях энтузиазма – и не только казенного - не было недостатка, в особенности вначале. Рабочие стачки на время прекратились. Не говорю об уличных и публичных
демонстрациях. Что касается народной массы, ее отношение, соответственно подъему ее грамотности, было более сознательное, нежели отношение крепостного народа к войнам Николая I или даже освобожденного народа к освободительной войне 1877- 1878 гг., увлекшей часть нашей интеллигенции.
Переходя от русского "сфинкса" к русской общественности", мы должны признать, что ее отношение к войне 1914-1918 гг. было несравненно сложнее. Интеллигентская идеология войны подверглась в гораздо более сильной степени иностранным влияниям, пацифистским и социалистическим.
Войну нельзя было обсуждать, а надо было принять, как принимают явления природы, жизнь и смерть, или как веление свыше - для осуществления миссии, данной народу покровительствующим божеством для свершения его исторической судьбы. С точки зрения реалистической нашей ближайшей задачей было объяснить навязанную нам войну, ее происхождение, ее достижимые последствия. В ежегоднике "Речи" за 1916 год можно найти проект решения этого вопроса. Здесь еще не предполагается овладение Константинополем, обоими берегами проливов и ближайшими островами; но, конечно, признается, что самая "позиция, занятая Германией", создала исключительно благоприятное положение для осуществления Россией ее главнейшей национальной задачи". В то же время я отметил признание французского писателя Гошиллера, что мое мнение "опирается не на старую славянофильскую мистическую идеологию, а на громадный факт быстрого экономического развития русского юга, уже не могущего более оставаться без свободного выхода к морю". В этих попытках примирить оправдание массового убийства с голосом человеческой совести нельзя было не принять основной идеи. Так появились и широко распространились такие формулы, как "война против войны", "последняя война", "война без победителей и побежденных", "без аннексий и контрибуций" - и особенно приемлемая и понятная формула: война за освобождение порабощенных малых народностей.
Стадия осмысления.
Задание 2.
1-й группе прочитать п. 2 ,3 стр. 69-73; 2-й группе - п. 4,5,стр. 73-76. + работа с картой.
Используя известный прием маркировки. Заполнить таблицу.
«V» - знаю | «+» - новое | «?» непонятая информация |
Группы делают отчет о проделанной работе. Беседа по таблице. Объяснение непонятой информации (можно учителем, а возможно, что кто-то из учащихся объяснит непонятные моменты).
Возможно использование презентации «Россия в первой мировой войне».
Стадия рефлексии.
Возвращение к кластеру. Уточнение деталей.
Причины:
- противоречия между двумя крупными военно-политическими блоками:
Антантой (Англия, Франция и Россия) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия) за сферы влияния, рынки сбыта и колонии;
- стремление правительств стабилизировать внутреннее положение в своих странах, отвлечь народы от социальных проблем и конфликтов.
Цели воюющих сторон (составление таблицы)
Страна | Цели |
Германия | Положить конец господству Англии на море. Ослабить конкуренцию Англии на мировых рынках. Захватить колонии западноевропейских стран. Аннексия промышленно развитых регионов северо- восточной Франции. Отторжение от России Прибалтики, Донской области, Крыма, Приазовья. |
Австро-Венгрия | Захватить Сербию. Утвердить свое господство на Балканском полуострове. Отнять у России часть Польши, Подолию, Волынь. |
Турция | Захват русского Закавказья. Восстановление своего влияния на Балканах. |
Япония | Захватить «арендные» территории в Китае и острова в Тихом океане. |
Франция | Вернуть Эльзас и Лотарингию. Присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн. |
Великобритания | Сохранить свои колонии и господство на море. Отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию и часть Аравийского полуострова. |
Россия | Сохранить свое влияние в балканских странах. Присоединить Галицию и земли по Неману. Овладение проливами Босфор и Дарданеллы. |
Повод - убийство в Сараево.
Ход войны (хронологическая таблица)
Дата | Основные события | Итоги |
Характер войны. Первая мировая война носила захватнический, ипериалистический характер с обеих сторон (это не относится к Сербии).
Итоги войны.
Заключительный этап.
Составление синквейна «Война».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 9, написать эссе «Человек на войне» или описать портрет
человека на войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формировани...
«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».
Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в ви...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образоват...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС...