«Подготовка к ВПР по истории и обществознанию в 2018-2019 уч. году»
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

«Подготовка к ВПР

по истории и обществознанию

в 2018-2019 уч. году»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка к ВПР

по истории и обществознанию

в 2018-2019 уч. году»



Не так давно российская образовательная практика пополнилась новшеством в виде Всероссийских срезов знаний (или проверочных работ). ВПР — контрольные мероприятия, организованные для аттестации знаний школьников по нескольким предметам, исходя из требований Федеральных образовательных стандартов. Проведение проверки знаний возможно как централизованным образом (на региональном уровне), так и в пределах отдельно взятой школы.

Главное правило – это стандартизированный подход при составлении заданий и определении критериев оценивания. Конечно, написать ВПР не так страшно, как пройти итоговую экзаменационную аттестацию. Тем не менее, и ученики, и учителя испытывают в период проверочных работ серьезный стресс. Итоги ВПР не идут в стол – они используются специалистами образовательных ведомств для модернизации программ по школьным дисциплинам, обновления методики преподавания, а также оценки деятельности отдельных школ и педагогов.

ВПР — испытание для старшеклассников, и так загруженных подготовкой к ЕГЭ

Как и любая контрольная работа, ВПР предполагает определенную подготовку, в том числе и психологическую. Так что давайте выясним, в чем суть данного мероприятия, а также обсудим основные организационные моменты и особенности проверочных работ, проводимых в 2019 году.

Зачем нужен срез в виде ВПР?

Как уже было сказано, практика проведения ВПР для российских школяров введена совсем недавно – первая сессия этой аттестационной проверки была проведена в 2016 году. Тогда в эксперименте приняли участие не все российские школы. Буквально через год ВПР охватили 40000 школ, в которых обучается 3 миллиона учащихся – а это примерно 95% всех средних образовательных учреждений страны. В 2019 году показатель охвата доведут до отметки в 100%.

Важно, что ВПР относится к обязательным аттестационным мероприятиям общероссийского характера. Итоги данной проверки покажут уровень знаний определенного ученика, класса, параллели или школы, а также продемонстрируют профессиональный уровень педагогов, осуществляющих обучение детей. Как и любое новшество, ВПР постоянно подвергается критике. Недовольные находятся во всех категориях причастных к данному мероприятию людей.

Мамы и папы одиннадцатиклассников негодуют по поводу того, что в последние годы число контрольных постоянно увеличивается. Текущий перечень насчитывает 6 предметов, и не исключено, что в 2019 году к ним добавится еще один. К тому же, ВПР пишут перед ЕГЭ, так что выпускникам нужно уделять время как экзаменационным дисциплинам, так и тем, которые будут вынесены на ВПР. Пока что Министерство образования и науки разрешает школам проводить ВПР не по всему перечню, но кто знает, что может поменяться в будущем.

Второй момент возмущает как учителей, так и родителей. Он касается отсутствия единого пособия для подготовки к проверке. В частности, не так давно во время ВПР по биологии разгорелся настоящий скандал, так как пятиклассники столкнулись с вопросами, которые обычно изучают в 6-м, а то и 7-м классе. Рособрнадзор сообщил, что каждая школа учится по своей программе и учебнику, выбранному из списка 12-ти аккредитованных Министерством образования изданий, так что в некоторых школах эти вопросы не вызвали сложностей.

Одна из главных проблем ВПР — то, что вопросы контрольной могут быть составлены не по тем учебникам, которыми пользовалась та или иная школа

Сам Рособнадзор также недоволен процедурой проведения ВПР. Ведомство заботит прозрачность контрольных мероприятий. Бывали случаи, когда итоги контрольной по математике в обычной школе из российской глубинки, ученики которой весьма средне сдают математический ЕГЭ, были на порядок выше, чем в профильной школе крупного мегаполиса. Всё потому, что учителя, опасаясь большого количества двоек, дали ученикам ответы на задачи. Вероятно, в 2019 году ведомство ужесточит процедуру, запретив учителям находиться в классе во время ВПР и направив в школы независимых наблюдателей.

Какие предметы выносятся на ВПР?

Количество и перечень предметов для ВПР не одинаковы для разных классов. Текущие списки ВПР включают такие школьные дисциплины:

  • ВПР за 2 класс: второклашки пишут проверочные работы по предмету «русский язык»;
  • ВПР за 4 класс: эта параллель должна показать математические знания, а также написать ВПР по русскому языку и предмету «окружающий мир». Раньше школа могла выбрать один-два из перечисленных предметов, но в 2019 году все они могут стать обязательными для проведения ВПР;
  • ВПР за 5 класс: пятиклассникам нужно будет подготовиться к проверке знаний по математике и биологии, а также проявить себя на истории или русском языке. Школа может сама определять, какие предметы выносить на контроль – в списке обязательных находится только русский язык, но не исключено, что вторым обязательным предметом станет еще и история;
  • ВПР за 6 класс: для этой параллели руководство может выбрать ВПР из списка, включающего русский язык, математику, обществознание, биологию, историю или географию. В профильном ведомстве пока что идет обсуждение касательно «обязательности» дисциплин. Есть вероятность, что в 2019 году статус обязательного будет закреплен за русским языком, математикой или обществознанием, а может и за всеми тремя предметами;
  • ВПР за 10 класс: ранее эта параллель писала работы, проверяющие знания предметов «химия» и «биология». Новшеством может стать еще и ВПР по астрономии. Скорее всего, первые проверки по этому предмету пройдут именно в 2019 году. Школам, возможно, дадут право выбрать – писать контрольную в 10-м классе или 11-м;
  • ВПР за 11 класс: образовательное ведомство утвердило срезы по биологии и истории, а также проведение ВПР по химии, блоку иностранных языков, географии и физике. Напомним, что география может быть вынесена в качестве предмета для ВПР и раньше — в 10-м классе. Под исключение попадают школы, учебные программы которых составлены так, что преподавание географии заканчивается в предпоследнем классе. Также в 2019 году могут ввести астрономию.


Опубликован список школ, которые необъективно провели ВПР в 2018 году

Около 3 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения Всероссийских проверочных работ 2018 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов.

В 2019 к 4, 5, 6, 11 классам добавятся 7 и 8. Решение об участии в ВПР в 7 и 8 классах будут принимать сами школы.

7 класс
Иностранные языки
Обществознание
Русский язык
Биология
Математика
География
Физика
История

8 класс
Обществознание
Биология
Физика
География
Математика
Русский язык
История
Химия


По каждому из предметов опубликованы:
описание ВПР по данному предмету, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификаторы  составлены на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы

Начало формы

КТО И КАК СОСТАВЛЯЕТ ЗАДАНИЯ ВПР?

Этот вопрос волнует и учителей, и родителей. Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных стандартов (ФГОС).

Имена их авторов в ФИПИ не разглашают, а приглашенные эксперты, в свою очередь, дают обязательство не сообщать СМИ подробностей работы над заданиями ВПР.

Получить официальное разрешение на интервью с составителями заданий ГИА или ВПР очень сложно, даже если вы хорошо знакомы с этими учеными.

Авторство вариантов ВПР – коллективное: в них участвуют составители учебников, методисты, ученые-исследователи, руководители органов управления образованием.

Идеологи нового вида мониторинга говорят, что ориентиром для них были задания сравнительного международного исследования PISA, на котором школьники из России проваливались, по меньшей мере, дважды.

Вопросы PISA ориентированы на практическое применение школьных знаний в реальных ситуациях. К этой международной «планке» стремятся и российские специалисты, разрабатывающие задания для ВПР.

Впрочем, в варианты Всероссийских проверочных работ для старших классов включены и традиционные задания, которые опытные учителя уже встречали в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ.

ИСТОРИЯ:

Вторым трудным предметом Всероссийских проверочных работ оказалась история.

«- Результаты ВПР по истории показали, что школьники 5 и 11 классов недостаточно знают историю своего родного края и известных исторических деятелей, не умеют устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиям и анализировать разные виды источников исторической информации, - сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

На ВПР по истории для 5 класса действительно были вопросы по истории родного края. Один педагог из маленького города, например, проанализировал тренировочные задания ВПР и вычислил, что детям зададут вопрос об их знаменитых земляках. Его класс заранее выучил ответ (знаменитый земляк у вех был только один). А на ВПР классу предложили назвать историческое событие, связанное с их малой родиной. Что написали вместо этого пятиклассники – объяснять не надо. Конфуз был полный, и школа долго обсуждала, нельзя ли переформулировать вопрос ВПР, чтобы не ставить всему классу низкие баллы.

КАК НАПИСАТЬ ВПР НА ОТЛИЧНО?

Руководители образования утверждают, что выполнить все задания ВПР легко. Надо только не запускать занятия и не прогуливать школьные уроки.

Педагоги, изучившие демоверсии ВПР по своему предмету, не всегда с этим согласны. Они говорят, что решить на высокие баллы задания федеральных контрольных смогут без подготовки только немногие ученики.

Этот факт косвенно признает и сам Рособрнадзор, когда НЕ рекомендует учителям (цитата):

  • специально готовить класс к выполнению зданий ВПР,
  • делать это во время каникул или после уроков,
  • ставить оценки за федеральную контрольную в журнал,
  • избегать элементов натаскивания на задания ВПР.

Сколько времени требуется на подготовку к ВПР?

Все зависит от учебника, по которому преподается предмет, от класса и от педагога.

«- С детьми, конечно, придется все повторять перед ВПР. Мне с моими мотивированными учениками на это потребовалось примерно три урока», -

Поэтому эксперты рекомендуют не оставлять подготовку к ВПР на последние месяцы зимы. Лучше весь год проверять себя, решая задания демоверсий по географии, физике, истории, химии, биологии, иностранным языкам, которые выложены в открытом доступе на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/vpr.

Структура работы. ВПР состоит из 2 частей, 8 заданий.из них по уровню сложности:

  • базовой – 5;
  • повышенной – 2;
  • высокой – 1.

Максимальный первичный балл – 15. На выполнение которых дается 45 минут.

Метапредметные результаты не проверяются тестами уровня А, поэтому заданий с выбором одного варианта ответа в контрольной работе нет. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.

Задание 1 ориентировано на проверку умения работать с иллюстрациями: ученик должен соотнести изображения памятников культуры со странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 нацелено на проверку умения работать с письменными историческими источниками. В ходе выполнения задания обучающийся должен определить, страну, с которой связан представленный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Задание должно проверить знание исторической терминологии. В первой части необходимо соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). (3 балла)

Задание 4 является альтернативным. Задание ориентировано на проверку знания исторических фактов и умения излагать историческую информацию в виде связного текста. Задание состоит из двух частей. Ученик должен соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен составить краткий письменный рассказ о данном событии (явлении, процессе).

Задание 5 является альтернативным, выполняется на контурной карте и представлено в необычной для школьников форме. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.

Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В ходе выполнения задания необходимо сформулировать объяснение, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей той или иной страны.

В 
задании 7 от пятиклассника требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с историей родного края.

Задании 8 предполагает создание учеником небольшого рассказа о том, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.

Специалисты из Рособрнадзора сообщают, что подобный тест знаний в школе позволяет добиться следующих целей:

  • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.
  • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
  • Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет, помимо 9 и 11 классов.

Подготовка предполагает знакомство пятиклассников с типами заданий, критериями оценивания. Объясняю, как нужно подходить к выбору темы, акцентирую внимание на условие, запрещающее менять тему с 3 по 6 задание, несмотря на то, что в начале каждого задания повторяется предложение указывать выбранную тему.

В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. Использую работы, составленные учениками. В контурных картах, кроме обычных заданий, предлагаю заштриховывать прямоугольники, в которых расположена, та или иная страна. Провожу тесты в форме ВПР. Предлагаю домашние задания на составление обобщающего рассказа по параграфу.

Результаты ВПР по истории весной 2017 года показали, что обучающиеся плохо работают с текстом.

Типичные ошибки пятиклассников:

  • не умеют самостоятельно анализировать ситуацию в тексте;
  • не могут преобразовать информацию, которую разработчики ВПР представили в разных знаковых системах;
  • не извлекают информацию из философских, научно-популярных, художественных неадаптированных текстов;
  • не проводят целостный анализ информации.

Для достижения позитивных результатов необходимо использовать образовательные технологии, нацеленные на формирование устойчивых навыков работы с текстом:

Задания по технологии

воспроизводящего уровня

Выписать основные понятия. Сформулировать ответы на вопросы. Указать в тексте источник

фактов или событий. Составить простой план,

который включает основные пункты без подпунктов и комментариев

Задания по технологии

преобразующего уровня

Проанализировать исторический документ и выявить в нем главную идею. Сравнить положения исторического документа с другими теоретическими документами и выделить главную идею. Сравнить положения источника с другим

теоретическим материалом. Выбрать и сгруппировать факты. Составить развернутый план, в котором пункты сформулировать в виде

одного-двух предложений с основными фактами.

Составить конспект.

Задания по технологии

творческо-поискового уровня

Осмыслить источник и определить его место в системе документов. Проанализировать явления или факты в тексте, сравнить их с точки зрения

автора. Составить по итогам исследования

сравнительную таблицу или оценивать текст.

Подготовить сложный план с базовыми пунктами и подпунктами. Подготовить творческое сочинение, презентацию, проект

Работа по формированию понятийного исторического аппарата нуждается в проверке. Для этого использую игру «Добавь недостающий элемент» (на основе задания ОГЭ и ЕГЭ), которая встречается ребятами с большим удовольствием. Приведу несколько примеров:

К теме «Древний Восток» (обобщение).

Событие

Дата

Страна

Строительство пирамиды Хеопса

____________________

Египет

_____________________

1794-1750 гг. до н.э.

Вавилон

Гибель Ниневии

_____________________

Ассирийская держава

На первом этапе игры опубликовываю слова, которые необходимо вставить. На последующих, дети сами догадываются, какие слова пропущены. Для экономии времени использую либо электронную презентацию, либо заготовку на Smart-доске.

Такую же работу провожу и для повторения и закрепления хронологических знаний. Например,

страна

дата

событие

Месопотамия

III тыс до н.э.

-

-

1500 г. до н.э.

Завоевания фараона Тутмоса III

Греция

1200 г.до н.э.

-

С усложнением содержания материала усложняем и задания: теперь они уже включает в себя историческую терминологию.

Например, к теме «Древняя Греция»:

Определение

полис

-

-

-

-

Рабы в Древней Спарте из числа коренных жителей, которые принадлежали государству

Педагог

-

_

_

_

Архитектурное сооружение (или его элемент), представлявшее собой колонны с крышей (навесом)

В обязательном минимуме содержания исторического образования уделяется много внимания социокультурному компоненту. Поэтому вопросы истории развития культуры в разные периоды древности изучаем особенно тщательно. Для этого рассматриваем изображения памятников древней культуры, для того чтобы запомнить их отличительные черты и названия.

Назовите памятники древней архитектуры и страны, в которых они расположены.

Большой сложностью для пятиклассников является освоение навыков работы с исторической картой: определение географического положения, определение особенностей ландшафта, определение границ и соседей и т.д.

Одним из компонентов содержания контрольно-измерительных материалов ВПР являются именно эти задания.

В процессе изучения истории древних стран мы выработали простейший план для характеристики географического положения:

  • Где находится страна? (положение относительно уже известных стран)
  • Какова местность? (на основе условных обозначений карты)
  • Какой климат? (на основе сравнения с соседями).

На каждом уроке используются задания для работы с контурной картой. Помощником является интерактивная лоска Smartbord.

Особое место в историко-культурном компоненте исторического образования занимают персоналии. И ВПР не обошла стороной характеристику исторической личности и её вклад в развитие истории.

Для характеристики исторической личности пользуемся следующим планом

  1. Имя
  2. Время жизни и деятельности.
  3. С историей какой страны связана его деятельность?
  4. В какой сфере деятельности проявил себя?
  5. В каких исторических событиях принял участие?
  6. Чем запомнился потомкам?

Конец формы


При подготовке к проведению ВПР учитель должен использовать рекомендации и демоверсии (сайт ФИПИ)

В настоящее время изданы сборники контрольно-измерительных материалов по подготовке к ВПР.

Учащимся довольно интересно готовиться к работе по материалам сайта «Решу ВПР»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской оласти от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Рабочая программа по Истории Отечества 7 класс 2018-2019 уч.год

Рабочая программа по Истории Отечества 7 класс 2018-2019 уч.год...

• Рабочая программа курса «Всеобщей история. История Нового времени» на 2018-2019 гг. для 7 кл. к учебнику О. В. Дмитриевой

Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса к учебнику О. В. Дмитриевой составлена на соснове ФГОС...

Реализация проекта по внедрение тем по основам финансовой грамотности в курс «Обществознания» в 2018-2019 учебном году

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными прил...

Рабочая программа по истории для 7 класса 2018-2019 уч. год

Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе ФГОС  в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...