конспекты уроков обществознания с применением технологии социального проектирования
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
В данном материале рассматривается применение технологии социального проектирования на уроках обществознания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Семья в современном обществе
Цель: Сформировать коммуникативные компетенции учащихся при использовании элементов социального проектирования.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
- Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.
Развивающие:
- Развивать интерес к закону и праву.
- Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.
Воспитывающие:
- Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
- Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
- Воспитание гражданской позиции у обучающихся.
Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
- Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
- Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей п. Светлодольск.
- Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
- Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся “древа решений”.
- Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. Класс делиться на 2 группы
(сторонники традиционной семьи и современной). Учащиеся за неделю до урока проводят социологический опрос среди жителей посёлка по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).
Пример анкеты:
- Ф.И.О. респондента_____________________________________
- Дата рождения_________________________________________
- Сведения о замужестве__________________________________
- Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи? __________________________________________________________________________________________________________
Заранее благодарим за ответы!
Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по графам таблицы и обосновать свой выбор.
Детский вариант выполнения задания:
Традиционная семья | Современная семья |
1. Репродуктивная | |
2. Воспроизводство рабочей силы | |
3. Первичный социальный контроль | |
4. Социализация молодого поколения | |
| 5. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных |
| 6. Представление определённого социального статуса |
Работа с результатами социологического опроса (“мозговой штурм”)
Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус “кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей нашего посёлка. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем семей посёлка (см. приложение № 1).
Практическая работа.
Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).
Пример таблицы:
Вариант решения с точки зрения традиционной семьи | Вариант решения с точки зрения современной семьи |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.
Жизненные ситуации:
- Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
- Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
- Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
- Из-за отсутствия в семье “лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
- Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
- Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.
После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем п. Светлодольск, при заполнении “древа решений”.
“ДРЕВО РЕШЕНИЙ”
Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта “Надежда”.
Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие
“четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание:
– Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?
– Что, на ваш взгляд, может обуздать “джинов”?
Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный.
Используемая литература:
- Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, 2007 г. № 6,7,9,10.
- Пахомов В.П. “Социально– образовательный проект “Гражданин”, Самара, 2006 год.
- Корнева Т.А. “Уроки учительского мастерства”, Волгоград, 2006 год.
- Сластёнины В.А., Л.С.: Педагога. Инновационная деятельность. М. Издательство Мастер 1997 год.
Приложение № 1.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обществознания «Защита Отечества»
7 класс
Предмет: обществознание.
Класс: 7
Тема урока: «Защита Отечества», (теория и практика)
Тип урока: формирования новых знаний
Форма урока: применения знаний в проектной деятельности.
Форма организации учебной деятельности: групповое занятие
Оборудование:компьютер;экран;мультимедийный проектор.
Цели урока:
а) получить обществоведческие знания; научиться анализировать, делать выводы; развивать мышление; научиться создавать проект; способствовать воспитанию чувства патриотизма, развитию коммуникативных качеств; снизить школьную тревожность.
б) вооружить учащихся обществоведческими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; формировать умение активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные; создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом.
в): укрепление взаимодействия между педагогом и учащимися с целью получения качественных обществоведческих знаний; использовать приобретенные знания в практической деятельности; развитие логического мышления и творческих способностей.
Ход урока
Этапы урока:
1. Организационная часть
Структура организационного этапа:
- Приветствие.
- Объявление темы, целей, формы урока – создание проектов
2. Изучение материала
Структура этапа изучения материала:
· Учитель объясняет последовательность создания проектов:
ü Определение объекта, исходя из темы;
ü Придумать интересное название для проекта ;
ü Изложение проделанных действий при решении этой проблемы;
ü Продукт: схема, таблица, буклет, презентация или рисунок;
ü Рефлексия деятельности: актуальность, что узнал, в чем была сложность?
· Учитель делит класс на 3 группы и раздает названия проблем для создания проектов:
ü «Действительно ли защита Отечества является нашим долгом и обязанностью?»
ü «Регулярная армия – хорошо или плохо?»
ü «Военная служба – это добровольное дело?»
3. Подведение итога занятия:
Структура этапа подведения итогов:
ü Узнать поняли ребята, как нужно создавать проект, объяснить непонятные моменты.
4. Домашнее задание:
Структура этапа домашнего задания:
ü изучить материал из учебника, Интернета или из других источников на тему «Защита Отечества»;
ü создать проект в виде схемы, таблицы, презентации, буклета или рисунка;
ü в тетрадях провести рефлексию деятельности;
ü подготовиться к защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"
Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....
Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация
Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация...
конспект урока с использованием технологии социального проектирования "Учимся создавать свой бизнес"
конспект урока, где на примере защиты проектов учащихся можно проследить тенденцию успешного внедрения технологии социального проектирования в 7 классе на уроках обществознания....
Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога
Статья о выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической работе....
Конспект урока обществознания с использованием технологии бриколаж. Тема. Билет в моё успешное будущее.
Особенности технологии, используемой на уроке. Бриколаж от фр. смекалка, в образовательной деятельности - это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов: учебников, д...