Общепедагогические технологии
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Бинарный урок, декабрь 2018г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_19.12.2018_istoriyaobshchestvoznanie._shpirna_n.yu_._piskun_a.s.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Зависимость и свобода личности при тоталитаризме»
Тип урока: бинарныйурок повторения и обобщения изученного материала в 11 классе.
Форма урока: интегрированный урок-размышление по истории и обществознанию.
Цели урока:
- закрепление и обобщение знаний по темам «СССР в 1930-1950 годах», «Типы политических режимов», «Права человека и гражданина»;
- определение бесчеловечного, антигуманного характера политики Советского государства в 30 - начале 50 годов XX столетия;
- формирование отношения к неотчуждаемым правам и свободам человека как к безусловной ценности, основе полноценной жизни;
- формирование у школьников качеств гражданина демократического правового государства;
- развитие умения самостоятельного анализа исторических фактов, соотнесения их с действующими в определенный исторический период нормативными документами, аргументации полученных в результате проведенного анализа выводов;
- развитие способности к сопереживанию и состраданию людям, попавшим в условия исторической эпохи, полностью обесценившей ценность человеческой жизни.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- оценки исторических процессов, событий, явлений;
- персонифицирующий (биографический).?
- Сетевая грамотность
Технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- проблемное обучение.
-критическое мышление
-здоровосберегающие технологии
Приёмы деятельности учителя:
– эвристическая беседа;
– обобщающая беседа;
– фронтальная беседа;
– образное повествование.
Оборудование занятия:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран.????
2. Компьютерная презентация для демонстрации по ходу урока.????
3. Тексты (раздаточный материал).
А.С.:Wifi на уроке
Для того, чтобы сегодня использовать интернет на уроке прошу ответить на вопрос : данное понятие является политической системой, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.
(тоталитаризм) подключаемся!
Эпиграф к уроку:
Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно. Нужно чтобы люди приняли общие цели как свои собственные.
Фридрих Август фон Хайек
А теперь прошу из данных слов, словосочетаний собрать смысл высказывания Хайека
1 ряд
Люди должны считать, что они работают на себя
2 ряд
Удобнее не заставлять из-под палки делать то, что нужно тебе, а внушить человеку, что ему нужно это самому
3ряд
Оказывать не внешнее воздействие, а внутреннее, прямо из самого мозга.
Заставить людей служить чужим интересам трудно. Они капризничают и спрашивают, зачем.
Нужно, чтобы они считали, будто работают на себя, для своего блага, и что это жизненно необходимо именно для них. Тогда они будут трудиться в поте лица. Для себя же трудятся.
Чем больше человека заставляешь, тем большее сопротивление он оказывает. Гораздо удобнее не заставлять из-под палки делать то, что нужно тебе, а внушить человеку, что ему нужно это самому, и тогда он добровольно будет выполнять то, что требуется. Проще говоря, оказывать не внешнее воздействие, а внутреннее, прямо из самого мозга.
Прошу вас сформулируйте тему урока исходя из понятия тоталитаризм и смысла высказывания
Тема урока: «Свобода личности при тоталитаризме»
Давайте вспомним, какие признаки есть у данного режима. Вы можете использовать разные сайты для поиска основных признаков тоталитаризма.
Признаки тоталитаризма
Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:
- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
- единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»)
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
- Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
- Церковь под жестким контролем государства.
ОТЛИЧНО У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ!!! (похвала мотивирует на дальнейшую работу)
Укрепление государства, усиление его мощи, боеспособности было возможно, по мнению Сталина И.В., лишь при жёсткой дисциплине, подчинении единому центру, который он ассоциировал со своей властью. Установление тоталитарного режима одной из ассоциаций имело именно это усиление страны.
А Какие ассоциации у вас вызывает данное понятие?
Предлагаю составить облако тэгов, применяя онлайн голосование
https://www.menti.com/47acb17f (голосование)
https://www.mentimeter.com/s/46edc527c9dbb2d455706f83855f6427/636fb842cff2 (на экран)
Ассоциации к слову «тоталитаризм»
лантация
Юлиус Фучик когда – то произнёс: «Мир выжил, потому что смеялся». Жизнь общества 20-30-х гг. тоже нашла своё отражение и в анекдотах, и в расшифрованных аббревиатурах, и в поговорках.
Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. Находясь в фашистских застенках написал книгу «Репортаж с петлёй на шее». Казнен в1943 году в плену.
Ребята, на предыдущем уроке вы были разделены на творческие группы, каждая из которых получила задание подобрать и отобрать наиболее интересные, на ваш взгляд, анекдоты о партии, правительстве, партийных лидерах.
Задание: самый острый анекдот от группы рассказать всему классу (выбрать несколько).
Анекдоты:
Портной, откладывая иголку, вколол её, чтоб не потерялась, в газету на стене и попал в глаз Кагановичу. Клиент видел. - 58-я, 10 лет (террор).
Продавщица, принимая товар от экспедитора, записывала его на газетном листе, другой бумаги не было. Число кусков мыла пришлось на лоб товарища Сталина. - 58-я, 10 лет.
Тракторист Знаменской МТС утеплил свой худой ботинок листовкой о кандидате на выборы в Верховный Совет, а уборщица хватилась (она за те листовки отвечала) - и нашла, у кого. КРА, контрреволюционная агитация, 10 лет.
Заведующий сельским клубом пошел со своим сторожем покупать бюст товарища Сталина. Купили. Бюст тяжелый, большой. Надо бы на носилки поставить, да нести вдвоём, но заведующему клубом положение не дозволяет: "Ну, донесёшь как-нибудь потихоньку". И ушел вперед. Старик-сторож долго не мог приладиться. Под бок возьмёт - не обхватит. Перед собой нести – спину ломит, назад кидает. Догадался всё же: снял ремень, сделал петлю Сталину на шею и так через плечо понёс по деревне. Ну, уж тут никто оспаривать не будет, случай чистый. - 58-8, террор, десять лет.
На улице нашли повесившуюся курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по 2 яйца в день».
Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я – за то, что ругал Иванова», «Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».
У Сталина пропала трубка. Вызывает он Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашёл свою трубку в кармане кителя. Снова зовёт он Берию: «Нашлась трубка». – «Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались».
«Как вы живёте?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живёте?» - спрашивали в начале 30-х годов. «Как? Вы живёте?» - в конце 30-х годов.
- Каждый труд требует вознаграждения, поэтому проведем «премирование»: «10 лет строгого режима», «15 лет строгого режима», «расстрел» (это задание даёт возможность увидеть другую сторону советской действительности того времени, когда за один анекдот можно было не только получить 10 лет тюрьмы, но и поплатиться жизнью).
А.С.:психологическая особенность человека, заключающаяся в подмечании противоречий в окружающем мире , какое чувство пыталось скрасить общество того времени на фоне юмора? (страх,боязнь)
Н.Ю. Мы с вами говорим о чувстве страха, который руководит людьми и их поступками, но все ли можно так просто объяснить?
Вам нужно прочитать письмо Сталину в январе 1937 г. 12 летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника –середняка:
«Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и так же мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и без лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах….Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года.
Дорогие товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, итак как нет питания, и к тому же у на сильное малокровие.
Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажете нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу»
Н.Ю. Найдите противоречия в письме Нины Шевцовой?
Чем можно объяснить такое отношение девочки к Сталину?
Н.Ю. «Сталин — это не человек, которого можно похоронить. Сталин — это явление, это болезнь».
«Но если это болезнь, каковы ее симптомы, проявления?» — ставит вопрос учитель.
Учащиеся называют такие важнейшие элементы сталинщины, как
- укрепление тоталитарного режима,
- культ личности,
- фактическая ликвидация конституционных прав и свобод,
- массовые репрессии,
- превращение людей в «винтики» бесперебойно функционирующей системы.
- Учащиеся обращают внимание на то, что система и вождь всячески использовали в своих интересах лучшие качества, веру и чаяния миллионов людей.
Н.Ю.А теперь, давайте попытаемся, используя прием ассоциаций, найти связь между простыми часами и понятием (явлением), о котором мы сегодня говорим.
(Учащиеся должны выйти на вывод о человеке - винтике, который, выполняя отведенную ему роль, обеспечивает работу часового механизма. Важно обратить внимание на легкость замены одного винтика другим (объяснение репрессий).
При этом советский человек показывает в этих условиях феномен сознания 30-х годов: самомнение гегемона и мышление люмпена).
Гигантские города, обросшие трущобами, разорвали привычную связь человека с природой, растворили личность в массе, и, словно джин из бутылки, вырвались наружу тёмные инстинкты человечества. Масса, как известно, легко поддаётся воздействию: в толпе, чтобы выжить, нужно быть таким, как все и действовать, как все, иначе растопчут. Поэтому массовыми стали общественные движения во имя свободы и справедливости, но массовыми стали и заблуждения, и фанатизм, и преступления. Массовыми стали культура и сознание. Тот, кто сумел взять под контроль массу – получал сильнейшее оружие.
Тоталитарные правители сумели заполучить это «оружие» - армию послушных исполнителей, массу, «скованную одной цепью».
Н.Ю.Попробуйте раскрыть механизм превращения свободного человека, в послушного исполнителя – раба или «человека массы».
Команды по очереди (по одному пункту из карточки-задания №2) выбирают «механизмы» контроля над личностью и превращения людей в послушную массу. Свой выбор аргументируют.
Учитель постепенно крепит ответы к миниатюрам. По окончании работы со списком учитель предлагает дополнить своими вариантами.
Человек свободный Человек массы
1. Введение формы в учебных заведениях.
2. Поощрение творческой активности.
3. Вводится список запрещённых книг и авторов.
4. Коллективизм.
5. Поощрение инициативы.
6. Популизм (обещать и говорить то, что хотят слышать).
7. Иллюзия счастья.
8. Мифическая цель (коммунизм, Рейх, Великий Рим)
9. Поиск «врагов» внутри страны.
10. Пропаганда культа насилия.
11. Неуважение к интеллектуальному труду.
12. Поощрение культурного многообразия.
13. Цензура в средствах массовой информации.
14. Отсутствие свободного выезда за границу.
15. Пропаганда пацифизма.
16. Фанатизм.
1. Ребята, попробуйте назвать черты человека с тоталитарным сознанием, т.е. – «человека массы».(повторяем что приклеили к человеку массы)
2. Как вы думаете, есть основание утверждать, что такие люди живут среди нас?
Н.Ю. Заключительные слова учителя
Спасибо за активное участие в деловой игре.. Помните, что только тот свободен, кто самостоятельно мыслит. Но, чтобы мыслить, нужны знания. А для подлинной свободы нужна ответственность. Поэтому учитесь, думайте, не поддавайтесь на удочку тоталитарным вождям, оставайтесь свободными, становитесь ответственными.
Предлагаем вам сейчас пройти интеллектуальный квест
Сайт квеста
номер квеста
401478
Wifi на уроке:
Данное понятие является политической системой, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.
Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно. Нужно чтобы люди приняли общие цели как свои собственные.
Фридрих Август фон Хайек
Рабочий лист на тему: «_______________________________________________________»
Найди признаки тоталитаризма использую разные сайты
Прими участие в онлайн голосовании. Составим облако тэгов вместе!
https://www.menti.com/47acb17f (голосование)
https://www.mentimeter.com/s/46edc527c9dbb2d455706f83855f6427/636fb842cff2 (на экран)
Юлиус Фучик
Чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. Находясь в фашистских застенках написал книгу «Репортаж с петлёй на шее». Казнен в1943 году в плену.
Задание: самый острый анекдот от группы рассказать всему классу (выбрать несколько).
Анекдоты:
Письмо Сталину в январе 1937 г. 12 летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника –середняка:
«Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и так же мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и без лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах….Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года.
Дорогие товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, итак как нет питания, и к тому же у на сильное малокровие.
Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажете нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу»
Найдите противоречия в письме Нины Шевцовой?
Тоталитаризм
Найди общее.
Команды по очереди (по одному пункту из карточки) выбирают
«механизмы» контроля над личностью и превращения людей в послушную массу. Свой выбор аргументируют.
Человек свободный Человек массы
1. Введение формы в учебных заведениях.
2. Поощрение творческой активности.
3. Вводится список запрещённых книг и авторов.
4. Коллективизм.
5. Поощрение инициативы.
6. Популизм (обещать и говорить то, что хотят слышать).
7. Иллюзия счастья.
8. Мифическая цель (коммунизм, Рейх, Великий Рим)
9. Поиск «врагов» внутри страны.
10. Пропаганда культа насилия.
11. Неуважение к интеллектуальному труду.
12. Поощрение культурного многообразия.
13. Цензура в средствах массовой информации.
14. Отсутствие свободного выезда за границу.
15. Пропаганда пацифизма.
16. Фанатизм.
Предлагаем вам сейчас пройти интеллектуальный квест
Сайт квеста
номер квеста
401478
Не забудь оставить комментарий на нашей странице в инстаграм с хэштегом #открытыйурок19.12.2019#История
Спасибо за то, что был(а) сегодня с нами.
1 ряд
Люди должны считать, что они работают на себя
2 ряд
Удобнее не заставлять из-под палки делать то, что нужно тебе, а внушить человеку, что ему нужно это самому
3ряд
Оказывать не внешнее воздействие, а внутреннее, прямо из самого мозга.
Введение формы в учебных заведениях. |
Поощрение творческой активности |
Вводится список запрещённых книг и авторов |
Коллективизм. |
Поощрение инициативы |
Популизм (обещать и говорить то, что хотят слышать) |
Иллюзия счастья. |
Мифическая цель (коммунизм, Рейх, Великий Рим) |
Поиск «врагов» внутри страны. |
Пропаганда культа насилия. |
Неуважение к интеллектуальному труду. |
Поощрение культурного многообразия. |
Цензура в средствах массовой информации |
Отсутствие свободного выезда за границу. |
Пропаганда пацифизма |
Фанатизм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
общепедагогические технологии
Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...
Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"
Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....
Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко
Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...
Общепедагогические технологии
Материалы участия на конференциях...
Общепедагогические технологии
Материалы участия на семинарах, конференциях...
Общепедагогические технологии
Общепедагогические технологии...
Общепедагогические технологии
Сәләтле укучылар белән эшләү...