Общепедагогические технологии
статья на тему
Материалы участия на семинарах, конференциях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат (среднего) полного общего образования»
(сообщение на МО)
автор составитель:
Сэротэтто Л.Х., воспитатель школы-интерната.
с. Панаевск, 2015
Термин "коллектив" произошел от латинского слова collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.
В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного воспитания ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального воспитания. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений.
Проблема нравственного воспитания школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.
Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:
- устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими, причем не избирательно, а широко, по отношению ко всем членам коллектива;
- отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма.
Гуманистические отношения Т. Е. Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Однако никакие высокие технологии не помогут человеку стать порядочным, патриотом своей Родины. Человек не сможет достигать серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не будет заложен нравственный стержень.
Перед школой стоит очень сложная задача – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей, воспитателей.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Коллектив является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития.
Особое место в воспитательной системе класса, группы отводится классному руководителю, воспитателю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса, группы. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, воспитателя и воспитанника создается культурное пространство для реализации целей воспитания.
Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя, воспитателя и родителей заключается в том, что стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считать нужным, верным и правильным, что в нем осуждается, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание ребенком общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения.
Поэтому важно формировать в ребенке важные социально значимые отношения и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям.
Процесс духовно-нравственного воспитания характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на воспитанников. Наиболее распространённой формой этой организации является час общения, беседы, на котором я провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Систематически работаю над изучением детского коллектива и каждого воспитанника в отдельности. Проводятся диагностики, анкетирования воспитанников, анализ уровня воспитанности группы, что позволяет скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени.
Участие в различных конкурсах, мероприятиях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в группе проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День именинников, Новый год, день Матери, мероприятия по привитию здорового образа жизни, участие в месячнике оборонно- массовой работы, воспитанники семьи принимают участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!».
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика/ В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин, Т.Н.Мальковская,Е.П.Белозерцев,В.А.Поляков,Д.М.Гришин.-М.1988-480с.
2. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива/ Л. Ю. Гордин. – М. 1984.-175с.
3. Подласый, И. П. Педагогика/ И. П. Подласый. – М. 1996 – 630с.
Предварительный просмотр:
Сэротэтто Людмила Хеутевна
Моё призвание – быть педагогом, воспитателем!
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».
В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям
Еще, будучи школьницей, я знала, что буду педагогом.
В эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию.
Работа воспитателя очень ответственна, так как он отвечает не только за здоровье, но и за жизнь каждого ребёнка на время его пребывания в учреждении.
Профессия воспитателя самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относится к их невинным шалостям и быть нетерпимым к тем, кто калечит их нравственно.
Я работаю воспитателем 16 лет в школе - интернате, где воспитываются дети, родители которых ведут кочевой образ жизни.
Дети в течение учебного года живут вдали от родителей и возвращаются домой на короткий период зимних, летних каникул.
И я чувствую огромную ответственность за детей, которых доверили мне родители. Я теплом своего сердца должна согреть своих воспитанников, найти для них доброе слово в нужный момент. Ребёнку, находящемуся вдалеке от своих родителей нужен друг, способный к пониманию, тот человек, который научит, поможет правильно ориентироваться в жизни, поддержать в трудную минуту.
Воспитатель формирует не только личность, но и будущего гражданина государства. Не зря профессия воспитателя является одной из самых сложных на сегодняшний день. Ведь характер, принципы, привычки и жизненные взгляды закладываются именно в детстве.
Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того ему надо всегда помнить о долге: ведь государство возложило на него большую ответственность.
Ничто так не воздействует на развивающуюся личность, как душевность воспитателя, его теплота и заботливость, а так же его стремление к оказанию повседневной помощи в его развитии и возвышении. В то же время, душевность и теплота личных отношений педагога и воспитанника не исключает его тактичной требовательности к ним и взыскательности, при реагировании на неблаговидные поступки. Чем уважительней относится педагог к детям, тем более восприимчивы они к его замечаниям и указаниям, тем более весомым становится его воспитательное воздействие.
Прекрасная профессия воспитатель. Выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.
Личность педагога К.Д.Ушинский сравнивал с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила извлекается только из живого источника человеческой личности.… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.
Он выполняет благородную миссию - реализует право детей на счастливое настоящее и прокладывает им путь в светлое будущее. Это к тем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, обращены слова В.А.Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Любовь к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, материнского тепла, радости общения. Они не приемлют лжи и фальши. Детям нужна любовь, осознание своей необходимости, и если ты даёшь это, связь становиться многолетней.
Воспитатель должен обладать выдержкой, самообладанием, умением управлять собственными эмоциями.
Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – тот камертон, который создает мажор в группе; то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но содействует устанавливанию душевных связей в отношениях «Воспитатель – дети». Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он расскажет? Что придумает интересного? Что посоветует? Что порадует? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел? Воспитатель для детей – тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего, еще ими не познанного.
Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним.
В. А. Сухомлинский «Если ребёнок живёт во вражде, он учиться агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учиться ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремиться к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учиться жить с чувством вины, но, в тоже время, если ребёнок растёт в терпимости, он учиться быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учиться верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».
Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим воспитанникам, создать уютную обстановку в группе, доверять своим воспитанникам, и дети отвечают мне благодарностью.
Моя педагогическая философия – воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.
Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – детство.
Дети – это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Именно им мы отдаем частичку своей души, частичку своего сердца!
Любите детей, каждый ребёнок – маленький цветочек, и от того, с какой теплотой добротой, усердием растить зависит, как раскроется этот цветок.
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных компетенций через самосовершенствование в коллективе.
Сэротэтто Людмила Хеутевна, воспитатель
МКУОШИ «Панаевская ШИС (П) ОО»
(с. Панаевск, Ямальский район, ЯНАО)
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования.
Проблема нравственного образования и воспитания - это проблема государственная. Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
4. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться воспитанникам. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Воспитание личности в коллективе и через него
Воспитательный коллектив - это сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений.
В послевоенные годы В.А.Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности.
Слово «коллектив» означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство. Так как термин коллектив происходит от латинского collido.
«Детский коллектив - это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Н.К.Крупская).
Более детально определил сущность коллектива А.С.Макаренко, который писал, что «коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия. Ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность. Коллектив - это малая контактная группа, члены которой объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.
На основе определений можно сказать, что детский воспитательный коллектив - это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
Характерные черты коллектива:
Достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);
2. воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
Значение коллектива
Коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и
- формирование ее нравственных качеств и ориентиров.
- Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения,
- создает условия для развития организаторских умений и способностей,
- учит сотрудничеству.
Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания.
Стадии развития коллектива
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу общими обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательном учреждении, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективообразованием, что и рекомендует педагогическая наука педагогам. Для этого нужно знать, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство воспитательного коллектива.
Методика работы с коллективом.
Выделяют 5 стадий развития коллектива:
1. «песчаная россыпь»
2. «мягкая глина»
3. «мерцающий маяк»
4. «алый парус»
5. «пылающий факел»
Приемы, условия педагогического руководства детским коллективом:
• умелое предъявление требований к учащимся. Наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Начинать учебно-воспитательную работу следует с четкого определения норм и правил поведения. Большое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важнейшим компонентом этой методики является организация упражнений в правильном поступке , существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать в коллективе и общественное мнение воспитанников.
• Наличие планов, социально и личностно значимой деятельности для всех членов группы, дальнейших целей - «система перспективных линий».
Без общей, захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел, которые всем нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Для развития коллектива как воздух нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и в интернате. Поэтому в тех школах, интернатах, где созданы условия для разнообразной внеурочной работы и жизни детей, легче и сами собой создаются коллективы. Первый закон воспитания: воспитывать - значит организовывать деятельность ребенка.
• Необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления;
Самоуправление школьников - форма организации жизни и деятельности школьников силами самих детей.
По существу, здесь работает еще один закон воспитания: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности как самостоятельные субъекты ее субъекты.
Подлинное самоуправление детей в образовательных учреждениях должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из воспитанников -активисты, входящие в органы самоуправления.
• Формирование здорового общественного мнения.
Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни.
• Наличие традиций в коллективе.
Традиции в коллективе возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные дела, яркие события в жизни коллектива и учреждения. К ним относятся праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы, обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки. Традиции объединяют поколения, сохраняют коллективные ценности, организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его представителя в отдельности.
• Игровое и эстетическое оформление всей жизни группы:
• Разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников.
Формирование нравственных компетенций через самосовершенствование в коллективе в условиях интерната семейного типа.
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви. И.П. Павлов говорил о зависимости организма от условий существования. Нервная система ребёнка может испытывать большие трудности при переходе из одних условий в другие, если эти условия резко отличаются от предыдущих.
Ребёнку нужен друг, способный к пониманию, тот человек, который научит, поможет правильно ориентироваться в жизни.
Ничто так не воздействует на развивающуюся личность, как душевность воспитателя, его теплота и заботливость, а так же его стремление к оказанию повседневной помощи в его развитии и возвышении. В то же время, душевность и теплота личных отношений педагога и воспитанника не исключает его тактичной требовательности к ним и взыскательности, при реагировании на неблаговидные поступки.
Чем уважительней относится педагог к детям, тем более восприимчивы они к его замечаниям и указаниям, тем более весомым становится его воспитательное воздействие.
Чем бы ни занимался педагог с детьми, он в той или иной мере формирует их нравственный опыт, нравственное поведение, чувства и сознание.
Жизнь в интернате богата самыми разнообразными формами и содержанием конкретной деятельности воспитанников.
Воспитание очень тонкое и сложное и ответственное дело.
И перед воспитателем стоит задача создать для детей все условия, чтобы ребёнок считал интернат своим домом, а группу, в которой он живёт – своей семьёй.
В корпусах дети живут по семьям. Состав семьи распределён по родственным связям. В семьях воспитываются дети разного возраста. И воспитателю необходимо усилить работу по сплочению детского коллектива, воспитанию ребёнка как члена общества, формированию в нём умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива. Обогащать его эмоциональный мир нравственными переживаниями и формировать у него нравственные компетенции через самосовершенствование в коллективе.
Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога, поэтому надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами.
В процессе разнообразной деятельности между детьми формируются взаимоотношения, которые определяются особенностями личности каждого. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности.
Организация коллектива является главной задачей. В семье развито самоуправление, которое является частью самоуправления интерната. Задача воспитателей научить воспитанников самостоятельности, самоконтролю, самореализации в условиях жизни в интернате.
Цель самоуправления – развитие навыков самостоятельности.
Задачи самоуправления:
- развитие самостоятельно мыслящей личности;
- воспитание ответственности за свои дела и поступки;
- повысить активность ребят в организации воспитательных мероприятий в семье и в интернате
- создание устойчивого психологического климата в семье.
Детское самоуправление является для детей реальной и важнейшей школой их социализации, учит планировать работу, анализировать и оценивать её результаты, правильно строить отношения с ровесниками и взрослыми. Наблюдения показали что ребята, активно работающие в самоуправлении семьи, становятся уверенными в себе, самостоятельными в суждениях.
В семье существует шефская работа – старшие заботятся и помогают младшим. Каждый воспитанник вовлечён в полезную деятельность и имеет общественное поручение
Работая с детьми разного возраста, воспитатель должен особое внимание уделять воспитанникам младшего школьного возраста. В младшем возрасте в этой связи необходимо делать акцент на послушание, но вместе с тем, стремиться, как можно быстрее превратить его в осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Важно объяснять человеку смысл и значение нравственного воспитания. Моральные отношения возникают в процессе различной деятельности человека, поэтому, организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств. В процессе воспитания хороший эффект имеет искусственное создание ситуаций, в которых ребенок может на практике ощутить негативные стороны плохого поведения, черствого отношения к людям, проявлений эгоизма и безответственности. Тогда ребенок начинает понимать и осознавать ценность нравственных качеств в реальной жизни, видеть в их формировании пользу для полноценной жизни и деятельности в обществе. Выбирая методы нравственного воспитания нужно, прежде всего, основываться на индивидуальных особенностях человека, конкретной ситуации, эмоциональном настрое в коллективе воспитанников. Важно следить за тем, чтобы воспитательный процесс не превратился в борьбу с негативными или слабыми сторонами воспитанников. Воспитание нравственности само должно быть нравственным, следуя гуманности, как определяющей линию отношений внутри воспитательного коллектива. Вырабатывая нравственные привычки, зачастую приходится избавляться от отрицательных с моральной точки зрения привычек. В этой связи стоит делать акцент не на том дурном, что есть в человеке, а на том хорошем, что может это дурное заменить, раскрывать перспективы воспитания, а не загонять в сознание собственной несостоятельности.
Для взаимоотношений детей небезразлично, умеют ли они вместе коллективно работать и играть. Неумения детей согласовывать свои действия, помогая друг другу, часто вызывает нежелание быть вместе, отрицательно сказывается на взаимоотношениях. Чтобы дети научились действовать сообща, планировать работу, распределять обязанности, выполнять порученное каждому дело и иметь всю работу в целом, воспитатель инструктирует и показывает детям как это надо делать.
Огромное значение трудового воспитания в сплочении коллектива имеет навыки привития самообслуживания, дежурство. Всё это прививает в детях любовь к труду, чистоте, порядку, учит видеть детям результат своего труда. Прививает опрятность, аккуратность, организованность, собранность, исполнительность.
Обучение детей приёмам коллективной детей приёмам коллективной деятельности составляет особую специальную задачу педагога. Возникающие в коллективной работе отношения между детьми во многом регулируются воспитателем. И воспитателю необходимо чётко предъявлять требования не только к качеству труда, процессу игры, проведению мероприятий, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности. Дети должны знать и понимать эти требования.
Большое значение в воспитании детей в коллективе имеет непосредственное общение с миром природы. Общение с природой пробуждает у детей чувства понимания прекрасного, бережного отношения к природе. Дети в процессе прогулки, экскурсий, походов учатся культуре поведения в общественных местах, на улице.
Основным видом деятельности воспитанников является учёба, но игра занимает значительное место в жизни детей.
Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника – коллективиста.
А.С Макаренко подчёркивал, что «игра имеет большое значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра прекрасное средство развития. Она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.
Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке, что составляет богатство человеческой личности.
Благодаря играм дети учатся доверять людям, распознавать, что следует принимать, а что отвергнуть.
Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное.
Большинство игр отражает труд взрослых. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. В игре формируются моральные качества общества: ответственность за порученное дело перед коллективом, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общих целей, умение справедливо решать общие цели. Наблюдая за творческой игрой детей, воспитатель получает богатый материал для изучения своих воспитанников, помогает найти правильный подход к каждому воспитаннику.
Правильно организуя игру, воспитатель помогает каждому найти своё место в игровом коллективе и стать активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.
Воспитателю необходимо знать игры. Владеть методикой проведения, уметь подбирать в соответствии с возрастом играющих для достижения определённых педагогических целей.
Существенна роль игр в нравственном воспитании, поскольку в процессе игры дети общаются, ищут партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуют друг от друга точного выполнения правил игры.
Дети очень любят сюжетно – ролевые игры. Эти игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских взаимоотношений, формируются нормы поведения.
В процессе игры прививается и трудолюбие, дети строят «домики», а потом разбирают и прибирают по окончании игры.
Дети любят подвижные игры на свежем воздухе. Подвижные игры развивают ловкость, смекалку, настойчивость.
Старшие воспитанники проводят игры с младшими, при этом воспитывается у детей активность и организаторские способности.
Нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Огромное внимание уделяется воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, внимательность, уважение к младшим, девочкам, требовательность, сплочённость.
Большое внимание воспитателю необходимо уделять привитию дружеских взаимоотношений, сплочению коллектива, воспитанию в детях уважения к себе и к другим детям, воспитания в них умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива, культуре речи.
Для развития коллектива как воздух нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и в интернате. Поэтому в тех школах, интернатах, где созданы условия для разнообразной внеурочной работы и жизни детей, легче и сами собой создаются коллективы.
В процессе воспитательной деятельности воспитатель формирует умения и навыки эффективного взаимодействия в социуме, воспитывая в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. С этой целью проводятся беседы и классные часы «Мы - одна семья».
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. В школе, интернате проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе.
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека Воспитание этого качества происходит ежедневно – это осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива, семьи.
В своей работе использую различные методы, направленные на воспитание детей: метод наблюдения; словесный метод; комплексный метод коллективных и групповых работ; наглядно-образный метод; игровой и соревновательный методы; метод стимулирования деятельности и поведения; метод контроля и самоконтроля при следующих формах работы: беседы, лекции, дискуссии, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, заочные путешествия, спортивные турниры и семейные вечера. Доминирующими формами для воспитателя, способами педагогического воздействия на воспитанников являются индивидуально-ориентированные: совет, доверительные беседы, просьбы.
Нравственность, как и другие стороны личности, нужно формировать в различных видах деятельности, одновременно развивая и воспитывая её моральные отношения (потребности, цели, мотивы, стремления и т.д.).
Список литературы:
1.«Воспитание учащихся: теория и методика»./ М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль. – 2002.
2. «Общая психология»./ А. Г. Маклаков. - Санкт - Петербург: «Нева». - 2003.
3. «Педагогика»./ Под ред. Ю. К. Бабанского. - Москва: «Просвещение». - 1983. - 504 стр.
4. «Социализация и воспитание»./ И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. - Ростов - на - Дону: «Феникс». – 1997.
Предварительный просмотр:
Сэротэтто Людмила Хеутевна
МКУОШИ «ПШИ(П)ОО»
Экологическое воспитание школьников
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой.
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Задача педагогов – научить младшего школьника понимать окружающий мир, создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методом познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
Предварительный просмотр:
Сэротэтто Л.Х.
Методы работы с подростками
по профилактике использования ПАВ.
МКУОШИ «Панаевская ШИС (П) ОО»
(с. Панаевск, Ямальский район, ЯНАО)
В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.
Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).
Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.
Можно ли строить работу с подростками, не только повышая их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у них стойкую антиалкогольную и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?
Безусловно, для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения.
Главная проблема, от понимания которой зависит, будет ли найден ответ на вопрос о том, что делать, чтобы предотвратить рост детской и подростковой наркомании, токсикомании и алкоголизма, - это выяснение того, почему подросток начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами, и каковы факторы риска.
Согласно классификации ВОЗ,
К внешним (социальным) факторам риска относятся:
- плохо организованная среда без установленных правил, четкой дисциплины, должных требований к действиям ребенка;
- слабые социальные связи (нет ощущения принадлежности к какой-либо социальной группе);
- несоблюдение семьей или друзьями норм социального поведения;
- попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.;
- приобщение в раннем возрасте к "первичным наркотикам" (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами или являющихся жертвами насилия в семье;
- отсутствие интереса к учебе и работе;
- употребление родителями вызывающих зависимость веществ, легкий доступ к наркотикам.
Внутренними (или психологическими) факторами риска названы следующие:
- ощущение собственной незначимости и ненужности;
- недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;
- неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию;
- неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;
- непонимание того, что решения имеют последствия;
- непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
- низкая самооценка и неуверенность в себе.
ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.
Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, "воротами" приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.
При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%
Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
При вторичной профилактике эффективность воздействия составляет - 30-40%
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.
При третичной профилактике эффективность воздействия составляет- 3-5%.
Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:
1. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
2. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
3. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
4. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.
5. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).
6. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности
В антинаркотической работе следует избегать:
- использования тактики запугивания;
- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
- разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
- ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
- оправдания употребления наркотиков
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о вредных привычках, наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа, выяснить их отношение и наличие личного опыта. для этого можно использовать анкетирование и провести следующие анкеты:
Анкета "Что мы знаем о курении", опыт курильщика
Анкета "Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ"
Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания.
Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско-подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка - реальность.
Единственным выходом для него может стать обучение социально-психологическим навыкам: ответственности за свое поведение, постановке целей, критическому мышлению, положительному взаимодействию с окружающими, поведению в стрессовых ситуациях и ситуации выбора, принятия решений, развитию положительного самосознания и положительной "Я-концепции". Наличие этих жизненных навыков позволяет отказаться от употребления любых психоактивных веществ и сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
Как же это воплотить в жизнь?
Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанным с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми разного возраста. Наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия. Методы превентивного обучения включают в себя как традиционные, так и используются активные методы обучения в группе.
В школе проводить классные часы социальными педагогами, классными руководителями, воспитателями, фельдшерами школы. Активно используются просмотры видеоматериалов
Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления табаком, алкоголем, различными группами наркотических и токсических средств. Порой за опасностью, связанной с наркотиками, опасность, связанная со злоупотреблением другими веществами - алкоголем и табаком, отходит на второй план. Риск начала употребления этих веществ ничуть не ниже, чем риск увлечения наркотиками: заболевания, вызванные ими, ведут к таким же печальным последствиям. Именно поэтому в профилактическую работу должны включаться вопросы употребления всех психоактивных веществ без исключения соответственно информированности группы.
Для этого необходимо проводить конкурсы рисунков, плакатов.
Главными задачами профилактической работы являются сохранение каждой растущей и развивающейся личности в здоровом правовом поле социума и выработка нужной установки грамотной самозащиты для этого используются средства массовой информации, раздача буклетов, значков, наклеек, календарей, памяток.
В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно- популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума.
К лекционной работе необходимо привлекать сотрудников ОВД, УФСНК, прокуратуры, инспектора ОДН, психиатров-наркологов, врачей -специалистов по гигиеническому воспитанию, психологов, социальных педагогов, хорошо подготовленных к работе с данным возрастным контингентом учащихся.
Кроме того, не стоит забывать, что, пытаясь оградить наших детей от употребления психоактивных веществ, мы порой не принимаем во внимание, что в противовес просьбе: "Не делай этого", любой подросток всегда пытается (сознательно или бессознательно) обратиться к нам с вопросом: "А что мне тогда делать?".
Нужно всегда принимать во внимание присущее детям и подросткам любопытство, стремление удовлетворить возникающие в различных областях жизни потребности, получить удовольствие от жизни. А это значит, что, оберегая их от употребления алкоголя и наркотиков, необходимо предоставить подрастающему поколению альтернативный способ жизни, способный раскрыть самые широкие возможности для подростка.
Решает эту задачу доступная для каждого педагога внеклассная работа, которая ведется в каждой школе с каждой возрастной группой учащихся и приносит не менее значимые результаты, чем целенаправленные занятия по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Ведь суть всей воспитательной работы в школе - это создание условий, обеспечивающих физическое и духовное здоровье молодежи, а всем известно, формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни во всех ее сферах является приоритетной задачей борьбы с наркотизацией и алкоголизацией. Поэтому весь спектр проводимых в школе воспитательных мероприятий можно с успехом называть альтернативной профилактикой.
Целесообразно применение в школе новой формы диалога с ребятами - формы психологического тренинга. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них.
Кроме того, тренинги интересны и полезны не только самим учащимся: педагоги и другие работники школы получают возможность перевести отношения с ребятами на качественно новый этап, что очень полезно для достижения высокой степени доверия между ними.
Особенно эффективными будут те тренинги, которые в своей структуре предусматривают повторные занятия по определенным темам в течение всего периода школьного обучения с повторяющимся воздействием на учащихся для укрепления первоначального профилактического эффекта. Такие повторные блоки, разработанные с учетом особенностей данного возраста и ориентированные на рассмотрение наиболее актуальных в каждом возрасте проблем, могут иметь не только значительный профилактический эффект, но и помогут учащимся в адаптации к различным периодам школьной жизни. Например, работа с учениками начальной и средней школы должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних классов к старшим.
Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия.
И главным в этой работе мы считаем проведение позитивной профилактики.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через
развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с
подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся школы с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, выставок, участия в выступлениях агитбригад, молодежных движений, турслетах, акциях районо - городского масштаба; посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, студий, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники
под руководством квалифицированных педагогов и других специалистов
разрабатывают проекты, организуют праздники и викторины.
При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно.
Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.
Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в школе необходимо проводить общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организовать родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" с участием медицинских работников, работников УФСКН и кинолекторий. На заседаниях общешкольного родительского комитета, Совета школы рассматривать вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводить индивидуальные беседы и консультации с родителями,
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Литература:
- Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии.- СПб.,1999.
- Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости. / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб., 2000.
- Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. № 1.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
- Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
общепедагогические технологии
Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...
Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"
Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....
Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко
Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...
Общепедагогические технологии
Материалы участия на конференциях...
Общепедагогические технологии
Общепедагогические технологии...
Общепедагогические технологии
Сәләтле укучылар белән эшләү...
Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.
Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик" ...