Общепедагогические технологии
материал по теме

Hяруй Раиса Tахановна

Материалы участия на конференциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm.doc50 КБ
Файл soobshchenie_po_teme_samoobrazovaniya.docx16.26 КБ
Microsoft Office document icon ekologiya_yamala.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма и любви к малой Родине через декоративно - прикладное творчество в условиях школы - интерната.

Няруй Раиса Тахановна,

воспитатель

МКУОШИ «ПШИ С (П)ОО Тюменской области»

Патриотическое воспитание – это тесно связанная работа между педагогом и обучаемым, которой основной целью является развитие патриотических чувств, убеждений и любви к малой родине. Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего  потока информации, несущей преимущественно  западные идеалы: философские, нравственные,  эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства и стиль одежды, предметы быта… Народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. Приобщая на занятиях детей к народному декоративно-прикладному искусству можно развить не только  духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность, и это, пожалуй, является единственно верным путем.

                                                          «Патриотизм – это когда вы считаете,

что эта страна лучше всех остальных

                                                                           оттого, что вы здесь родились».

                                                                                             (Бернард Шоу)    

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, потому что период детства и юности – самая подходящая пора для привития глубокого чувства любви к Родине. Работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо её любит, знает её проблемы, хочет сделать её лучше.   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе….  И хотя многие впечатления ещё не осознаются  им глубоко, но, воспринятые  в детстве, они играют огромную роль в становлении личности патриота, гражданина. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине.[1]

Формирование патриотизма у детей может складываться из отдельных компонентов: 

- формирования системы знаний о своей Родине, природоведческие и географические сведения, сведения о жизни своего народа, социальные сведения, некоторые исторические сведения;

- воспитания интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, к родным и близким людям;

- включения детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Отражение их в игре, художественной и трудовой деятельности, участие в общественно – полезном  труде, бережном  отношении к природе и к результатам труда других людей. [2]

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Большое влияние на воспитание гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей, учителей воспитателей в условиях школы-интерната. Детские годы, проведенные в школе-интернате, должны оставить в детских сердцах одинаково добрые чувства к школе, работникам школы, поселку и тому дому и селению, где они родились.          

Любой ребенок начинает осваивать мир с малой Родины. Патриотическое чувство в большой степени произрастает из чувства любви к родному краю, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, чувства гордости за свой народ. Это является основой любого воспитания.[3]

Наиболее эффективными формами воспитательной работы в формировании патриотизма можно выделить следующие:

- экскурсии на природу, с целью изучения её компонентов;

- изучение родного края, жизни и деятельности своих земляков;

- приобщение к   традиционным промыслам.

В своей практике я систематически использую такую форму работы, как проведение экскурсий на природу. Виды экскурсий бывают разные: тематические, обзорные, экскурсии – наблюдения. Такая форма работы позволяет не только показать красоту родного края, но и вовлечь ребят в исследовательскую деятельность, развивает внимание воспитанников, дети учатся видеть прекрасное и гордится своим краем.  

            Много времени я уделяю на знакомство ребят со своими земляками, особенно с теми людьми, которые являются гордостью села, района и округа. Опыт общения с такими людьми, изучение их деятельности является наглядным примером, который может стать жизненным ориентиром при формировании гражданской позиции ребенка.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю   детей,   раскрывает  перед   ними   богатство   культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Наши предки любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям. Использование этнокультурного компонента способствует воспитанию у детей патриотических чувств. В современном декоративно-прикладном творчестве использование народных традиций, возвращение к истокам художественного творчества разных народов является актуальным, так как утрачивается самобытная культура народов Ямала. Чтобы способствовать сохранению и возрождению художественных традиций своего народа, чтобы донести эти традиции до будущих поколений при изготовлении изделий из кожи, меха, сукна, бисера, ткани используются технологии, применяемые народами Севера.[4]  

Формами подведения итогов являются участие в конкурсах различного уровня, что способствует творческому росту воспитанников, выявлению одарённости. Дети поощряются призами, благодарственными письмами, грамотами.

Таким образом, одним из приоритетных направлений в воспитательной работе  я ставлю патриотическое воспитание, целью которого является становление ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

 Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».[5]

Список литература:

  1. Национальная идея и воспитание патриотизма, Педагогика [текст] / Кобелянский В.А. 1998. №5.- С.52.
  2. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [текст] / Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С .16-24.
  3. Воспитание школьников [текст]/Колесникова И. А.-№3.- 2011.- С.30
  4. Дополнительная образовательная программа "Ямальские россыпи" [Электронный ресурс] ТимкинаТ.В. Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/598295/, свободный.
  5. Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Г.В. Янгулова. – Режим доступа:  http://www.maam.ru/detskijsad/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-128540.html, свободный.



Предварительный просмотр:

Профессиональное самообразование в педагогической деятельности воспитателя: из опыта работы

         Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области педагогики. 

         Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть  методиками, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией.

  В текущем учебном году я завершаю работу по теме самообразования «Формирование социальной компетенции личности в условиях интерната семейного типа».  Как строилась эта работа?

Первым этапом стал выбор направления самообразования.          

          Второй этап – выбор темы самообразования. Возможных вариантов тем предлагалось огромное количество. Как и я, каждый воспитатель выбирал тему самообразования, исходя из своих потребностей и методической темы.

         Выбрав направление и тему, я определила для себя цель и задачи, то, чего я хочу добиться самообразованием как  формой развития педагогических компетенций.

 Во-первых, повысить уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры;

 Во-вторых, изучить и внедрить в воспитательный процесс «семьи» №7 современные педагогические технологии, формы, методы и приемы работы, способствующие формированию  социальной компетенции личности воспитанника в условиях интерната семейного типа;

 В-третьих, совершенствовать свои знания в области педагогической психологии.

         В качестве источников информации выбрала:

  • телевидение;
  • методическую литературу,
  • материалы сети Интернет;
  • семинары и конференции, инновационную площадку Панаевской школы-интерната;
  • мероприятия по обмену опытом;

         На первых этапах работы над темой самообразования предпочтение было отдано индивидуальной форме: я была инициатором, а руководитель методического объединения и администрация стимулировали процесс развития педагогических компетенций. На этапе диссеминации опыта использовала элементы групповой формы.

          На основании выбранной темы заполнила используемую в Панаевской школе-интернате форму плана работы над темой самообразования, содержащей следующие графы: № п/п, Этапы, Содержание работы, Сроки, Формы представления результатов, Реализация плана работы. Указав действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способы демонстрации результата проделанной работы; формы отчета по проделанной работе.

         Информацию о конкретных результатах и формах отчётных работ (проведённых занятиях с детьми, мастер-классах, статьях, реферате  по теме самообразования) я вношу в последний раздел плана. Результат очень важен, ведь каждая деятельность бессмысленна, если в итоге не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

         В первом полугодии текущего учебного года планирую выступить на заседании методического объединения воспитателей с отчетом-анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей по теме своего самообразования.

     В заключение своего выступления хочу отметить, что  самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к саморазвитию;
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
  • Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.



Предварительный просмотр:

Няруй Раиса Тахановна

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

 «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Экология Ямала

          Главные проблемы на Ямале связаны именно с вопросами экологии. Разве можно говорить о каком – то бережном отношении к природе, если речь идет о завоевании несметных богатств нашего края. Еще недавно Ямал был неизведанной землей. А сейчас метр за метром на тундру наступает цивилизация. Уже изувечены миллионы гектаров земель. Загрязнение рек, гибель многих растений и животных тундры, растущие груды мусора - все это признаки грозной опасности, которая нависла над Ямалом. Вне сомнения, то, что нефтяники и газовики не соблюдают природоохранное законодательство. С покорением нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводов, что приводит к изменению водного режима тундры. Стали появляться заболоченные места от весенних талых вод, которым преграждают путь дороги  при каслании оленеводов. А главному обитателю тундры, оленю  все труднее добывать себе пищу. Из-за выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Ее пагубному влиянию подвержены  от 100 до 350 тысяч угодий. Через талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые заболевают и не могут служить здоровой пищей для оленя.

 На территории Бованенковского  месторождения обитают 12 видов зверей, гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесённые в Красную книгу Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе гнездятся всего 16 пар соколов-сапсанов. Нарушены местообитание чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гаги, черной казарки.  Попадание нефтяных отходов в воду способствует заражению и возникновению различных заболеваний слизистой оболочки глаз водоплавающих птиц. Жирный налёт образовывается на оперенье, жировая плёнка нарушает дыхание кожи птиц, при чистке оперенья нефтяные отходы проникают во внутренние органы и вызывают отравление и другие заболевания птиц.

Около посёлков нефтяников и газовиков почва вытаптывается, нарушается транспортом. В районах месторождений вездеходы повреждают травяно-моховое покрытие тундры. Лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный покров тундры. В основном,  за счёт  пушиц и осок. В последние годы идёт уничтожение мест обитания леммингов, которые являются основной пищей песца и других хищных животных.

Особую опасность представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в реки попадает огромное количество твердых материалов.  Среди тяжелых металлов наибольшую роль в загрязнении водоемов играют ртуть, свинец, олово, хром, медь, цинк, марганец. Из загрязняющих веществ, поступающих в Обь и ее притоки на территории Тюменской области, нефть и нефтепродукты занимают первое место. Аварийные сбросы нефтепродуктов и поступление их при сезонном таянии снега в водные объекты оказывают негативное влияние на состояние вод и на рыбные ресурсы.

Конечно, мы должны для благосостояния страны добывать нефть и газ. Но всё чаще звучат слова - неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. И виной всему – неответственное отношение человека ко всему окружающему. Насилие над природой и ее разрушение не прекращаются. В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы – первоочередная задача общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общепедагогические технологии

Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...

Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"

Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко

Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге  «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...

Общепедагогические технологии

Материалы участия на семинарах, конференциях...

Общепедагогические технологии

Общепедагогические технологии...

Общепедагогические технологии

Сәләтле укучылар белән эшләү...

Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.

Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик"    ...