Фонды оценочных средств
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Фонд оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебного предмета «Обществознание» для среднего общего образования.
Фонды оценочных средств по дисциплине «Обществознание» включают: контрольно-измерительные и контрольно-оценочные средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_duhovnoy_sfere.docx | 29.74 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_bloku_politika.docx | 39.13 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_sotsialnoy_sfere.docx | 388.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по духовной сфере общества. Вариант 1. ЧАСТЬА
А1. Подчеркивая многообразие, сложность и неоднородность общества, ученые характеризуют его как:
1) систему; 2)часть природы;3) материальный мир;4) цивилизацию.
А2. Верны ли суждения?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные качества личности, поощряются инициативность и предприимчивость.
Б. В индустриальном обществе коллективные начала преобладают над частными интересами.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
АЗ. Изучению внутреннего духовного мира человека посвящена наука: I) этика; ,2) психология;3) философия; 4) эстетика.
А4. Все то, что создано человеком на протяжении всей его жизни, называется: 1)общество; 2) культура;3) искусство;4) цивилизация.
А5. Искусство как элемент духовной сферы человеческого общества на характеризует признак: 1) отражение действительности в образно-символической форме; 2) выполнение функции социального управления^) опора на веру в сверхъестественное; 4) всестороннее объяснение событий и явлений.- А6. Верны ли суждения?
А. Достижения элитарной культуры и массовой культуры не взаимодействуют друг с другом.
Б. Потребители элитарной культуры могут проявлять интерес к достижениям массовой культуры.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А7. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы: 1) этикета; 2) морали; 3) права; 4) традиций и обычаев.
А8. Утверждение «Если весна была полноводной, то лето будет урожайным» служит примером:
1) научного наблюдения; 2) народной приметы; 3) логического умозаключения; 4) научного закона.
А9. Элитарную культуру характеризует признак: 1) ориентация на извлечение прибыли; 2)навязывание
упрощенных «версий жизни»; 3 Нацеленность на социальную борьбу; 4) доступность узкому кругу знатоков.
А10. Область духовной деятельности человека, направленная на постижение закономерностей развития природы, общее и мышления, называется: 1) искусство^) наука; 3)религия; 4) паранаука.
А11 .Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты - это:
1) культура;2) цивилизация; 3) духовная культура; 4) наука.
А12. Первоначальное значение слова «культура» - это: 1 )создание искусственных материалов;2) способы обработки земли; 3)правила поведения в обществе; 4) духовный мир личности.
А13. Основными функциями культуры являются: 1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения и ценности); 2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурно наследию); 3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества); 4) все перечисленные выше.
А14. Новаторство в культуре - это: 1) сохранение лучших элементов старого в культуре, ращение культурного богатства в процессе творчества создание нового в культуре, что приобретает общественную значимость; 2) передача культурных ценностей от поколения к поколению; 3) накопление и передача неповторимых художественных произведений, научных открытий, идей; 4)возвышение искусства над политикой, наукой, моралью.
А15. Мировой религией является: 1) зороастризм; 2) буддизм; 3) индуизм; 41) кришнаизм..
А16. Верны ли суждения?
А Высокая сложность содержания и формы отличает произведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произведениях элитарной культуры.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А17. Преемственность в развитии культуры отражает пример: 1) I) проектирование здания фондовой биржи;2)создание скульптуры царя Петра I; 3) съемка фильма «Пираты Карибского моря»;4) традиция встречи Нового года.
А 18. Право на свободу совести осуществляется при выборе: 1) I) выпускником школы рабочей специальности; 2) религиозных или атеистических убеждений; 3) технической направленности получаемого образования; 4) профиля открываемой фирмы.;
А19.Верны ли суждения? *•
А. Человеческую культуру называют второй (искусственной) природой.
Б Способом решения экологических проблем современного общества является отказ от развития научных исследований.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А20.. Новаторство в развитии культуры отражает пример: 1) прочтение классического романа; 2) изобретение персонального компьютера; 3) рождественское гадание; 4) проведение церковного обряда.
А21. Слова «триллер», «шоумен» отражают продукты, произведенные в рамках культуры: 1) массовой;
2) элитарной; 3) народной; 4) экранной.
ЧАСТЬ В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Образование в Российской Федерации
Дошкольной Общее Дополнительное …………
В2 .Какие положения являются неверными? 1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой; 2) культура представляет меру человеческого в человеке; 3)каждое поколение отбирает культурные традиции и ценности, накапливает и сохраняет их; 4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опираясь на опыт предшествующих поколений; 5) вера в Бога для каждого человека должна стать обязательной.
ВЗ .Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позк щи, данной в первом столбике ;
подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Явление духовной жизни Формы культуры
1) концерт этнографического ансамбля А) народная
2) компьютерная игра Б) элитарная
3) былины об Илье Муромце В) экранная
4) концерт симфонической музыки
5) выставка авангардной живописи
В4.Потребности человека, заключающиеся в познании окружающего мира, творческом самовыражении и нравственном сам совершенствовании, называются:
С1. «Наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может или что он хочет совершить» (М. Вебер).Каково место науки среди иных форм духовной сферы?
С2. Приведите два примера, когда новое в искусстве не противостоит старому.
Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С6.
В США растет этническое и культурное многообразие населения, и в мультикультурной модели есть свои минусы. В частности, белые группы большинства превращаются в меньшинство. В результате они начинают активно бороться за свою культурную идентификацию: открываются специальные клубы для белых, поднимают голову ультранационалистические организации. Но у нее есть и несомненные плюсы: дети учатся у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам они знакомятся с культурной географией мира. Где еще можно найти такую уникальную лабораторию культурного опыта?
Неузнаваемо преобразились современные города, где в супермаркетах можно купить продукты и одежду из любого уголка мира, отведать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре. Параллельно процессу усиления культурного разнообразия и культурного плюрализма в развитых странах каждая из которых, в том числе и большинство европейских стран, похожа на географический атлас в миниатюре, идет процесс глобализации культуры . Что это значит? Мультфильмы Уолта Диснея или песни «Битлз», доллары и имена голливудских кинозвезд знают сегодня практически во всех странах ми даже в племенных объединениях Африки. К ним приобщаются с помощью телевидения и радио. К. Клахон
СЗ. Назовите две тенденции современного этнического и культурного развития.
С4. Приведите два собственных примера, иллюстрирующих процесс глобализации культуры.
С5. Объясните, почему автор называет США «уникальной лабораторией культурного опыта».
С6. Объясните, что такое культурный плюрализм? Приведите три примера из современной жизни, иллюстрирующих такое явление.
Контрольная работа по духовной сфере общества. Вариант 2. ЧАСТЬ А
А1. СОЦИОЛОГИ называют массовую культуру коммерческой потому что она: 1) способна приносить прибыль; 2) формирует мировоззрение; 3) объективно отражает события и процессы; 4) нацеливает на социальные изменения. А2. Примером этических норм в науке служит высказывание: 1) «Возлюби ближнего своего как самого себя»; 2) «Платон мне друг, но истина дороже»; 3) «На Бога надейся, а сам не плошай»; 4) «Не сотвори себе кумира»,
АЗ. Верны ли суждения?
А. Культурой называют совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
Б. Культурой называют все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А4. Совокупность всего того, что создано человеком, обозначается понятием: 1) общество; 2) культура; 3) ) искусство; 4) цивилизация.
А5 .Развитие природы, общества и мышления в наиболее обобщенном виде изучает: 1) I) искусство; 2) наука; 3) религия; 4) мировоззрение.
А6. Верны ли суждения?
А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А7. Известно, что многие слова русского языка пришли в него из других языков. Данный факт из истории культуры свидетельствует: 1) о сохранении самобытности; 2) возрождение традиций; 3) национальной изоляции;
2) взаимном обогащении.
А8. К области гуманитарных относится наука: 1)физика;2) химия;3) история;4) анатомия.
А9. Преемственность в развитии культуры иллюстрирует пример: 1) изучение в школе «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского; 2) изобретение самолета братьями Райт; 3) создание новой технологии обработки камня; 4) проектирование телевизионной башни.
А10. Только искусству как виду духовной деятельности свойственно: 1) устанавливать закономерности развития природы и общества; 2) создавать принципиально новые отрасли производства; 3) отражать действительность в понятиях; 4) утверждать ценность личностного образного восприятия мира.
All. Верны ли суждения?
А. Высокая сложность содержания и формы отличает произведения народной культуры.
Б. Идеи социального протеста часто присутствуют в произведениях народной культуры.
1) верно только А; 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А12. Согласно российским законам религиозное обучение запрещается проводить: 1) факультативно в любом учебном заведении; 2) частным образом на дому; 3) в некоторых негосударственных учебных заведениях; 4) на обязательных уроках в общеобразовательной школе.
А13. Верны ли суждения?
А. Средства массовой информации в современном обществе знакомят население страны с достижениями культуры и искусства.
Б. Средства массовой информации в современном обш;естве влияют на формирование общественного мнения.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А14.К национальным религиям относится: 1) католицизм; 2) православие; 3) иудаизм; 4) ислам.
А 15. В деятельности фольклорных музыкальных коллективов проявляется форма культуры: 1) массовая;
1) народная; 3) экранная; 4) элитарная.
А16. Кинофильмы этого российского режиссера критика относит к явлению элитарной культуры:
1) Н. Михалков; 2) Рязанов; 3) А. Тарковский; 4) В. Наумов.
А17. Термин «культура» первоначально означал: 1) создание искусственных материалов; 2) правила поведения в обществе; 3) естественную среду обитания; 4) способы обработки земли.
А18. Какое положение характеризует явление новаторства в культуре: 1) передача культурных ценностей от поколения к поколению; 2) накопление и передача непов торимых художественных произведений, научных открытий, идей; 3) сохранение лучших элементов старого в культуре, приращение культурного богатства в процессе творчества, создание нового в культуре, что приобретает общественную значимость; 4) правильного ответа нет.
А19.Культура, которую создают анонимные авторы, часто не имеющие профессиональной подготовки, называется: 1) элитарной; 2) духовной; 3) массовой; 4)народной.
А20. Какие этические нормы и принципы являются универсальными для ученых? 1)научная честность и корректность в сборе экспериментальных данных; 2) отк:тз от присвоения чужих идей и результатов исследований;
2) отстаивание своих научных данных в любой научи среде; 4)все перечисленное выше.
А21. Право на свободу совести предполагает : 1) открытие собственного дела; 2) выбор выпускником школы рабочей специальности; 3) выбор религиозных или атеистических убеждений; 4) обучение в специализированной школе.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: ……………?……………
Католицизм Православие Протестантизм
В2.Найдите в приведенном списке средства массовой информации и запишите цифры в порядке возрастания. 1) аналитический сборник статей; 2)телеграфная станция; 3) телевизионный канал; 4) проведение театрального фестиваля; 5) концерт эстрадной музыки; 6) ежедневная радиопередача.
ВЗ. Приведите три примера проявления интеграции культуры в современном мире.
В4. Участие радиостанции в информационной поддержке фестиваля «Старые песни о главном» является проявлением...».
С1. Л. Н. Толстой писал: «Кто научился размышлять, тому труд но веровать». В чем сходство и в чем различие науки и религии?
С2. Перечислите не менее трех основных направлений современной музыки и приведите соответствующие примеры.
Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С6.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что к высокой культуре больше тяготеют пожилые, нежели молодежь, эмпирические исследования показывают, что медиана возраста посетителей музеев равна 31 году, а исполнительских искусств - 35 годам, в среднем по стране по всем видам искусства она равняется 28 годам.
Таким образом, потребителями ценностей высокой культуры в Америке является в основном молодежь. Различия между искусствами состоят в том, что аудитория художественных галерей, театра и балета более молодая, а оперы и симфонических оркестров более пожилая. Еще убедительнее данные по Великобритании: аудитория высокой культуры в Англии моложе, чем в Америке. Большинство исследований выявляет сильную связь между уровнем образования и приобщенностью к высокой культуре. Аудитория высокой культуры включает главным образом профессоров, учителей, ученых, студентов, журналистов и артистов. Она непопулярна среди политиков,; бизнесменов, инженеров и прочих технократов. Напротив, аудитория массовой культуры ранжируется в обратном порядке. На той и другой шкале средние позиции занимают менеджеры и служащие. В целом основную аудиторию высокой культуры составляют так называемые профессионалы ( врачи, ученые, юристы, преподаватели). Т. Кэндо
СЗ. Назовите сферы общества, о взаимоотношениях которых идет речь в тексте.
С4. О каких двух формах культуры идет речь в данном отрывке?
С5. Опираясь на текст отрывка и знания курса обществознания, приведите один-два примера проявления каждой из этих форм культуры.
С6. Назовите факторы, влияющие на отношение людей в Америке к культуре. Укажите любые три.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по блоку: «Политическая сфера». 1 вариант.
А1 .Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3 Социализация 4) урбанизация А2.Политикой древние греки называли: 1) искусство ведения домашнего хозяйства 2)ораторское искусство 3) искусство управления государством 4) политический талант
АЗ. Власть опирается на: 1) авторитет 2)силу 3) Право 4) на все вышеперечисленное.
А4. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом (-ются): 1) государство 2) средства массовой информации 3) общественные движения 4)партии.
А5. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы? 1) политическая коммуникация 2) политика 3) политическое управление 4) политический режим
А6. Институтом политической системы, призванным оказывать влияние с целью принятия определенных решений, являете: 1) средства массовой информации 2) предпринимательские и профессиональные союзы 3) государственные органы 4) правоохранительные органы.
А7. Какой признак отличает республику от других форм правления: 1) передача власти по наследству 2) власть, ограниченная парламентом 3)выборная власть 4) передача верховной власти по наследству.
А8. Любое государство характеризуется: 1) разделением i частей; 2) наличием армии 3) осуществлением тотального контроля над личностью 4) многопартийностью.
А9. Политическая партия — это организация, которая: 1) борется за власть 2) решает хозяйственные вопросы 3) объединяет людей по интересам 4) образуется стихийно.
А10.Политическим режимом называют: 1) форму государства 2) способ осуществления власти 3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию
А11. К формам территориально-государственного устройства относится: 1)республика 2) демократия 3) монархия 4) федерация.
А12.Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:
А ) Выборы являются всеобщими и равными.
Б) Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.
А13. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?
А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.
Б. Либеральная политическая идеология в качестве основ: ой ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны.
А14. Оппозиционные политические партии: 1) имеют большинство в законодательном собрании 2) определяют темпы экономического развития 3) выражают интересы определенных социальных групп 4) определяют состав правительства
А15. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?
1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, друга половина — по пропорциональной. 2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей. 3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос. 4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ (ЧАСТЬ В)
В1.Запишите понятие, пропущенное в схеме.
Избирательная система
Избирательный процесс
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «органы государственной власти». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Государственная служба, Конституционный суд, местное самоуправление, Федеральное Собрание, правительство.
ВЗ. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.
ПРИМЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
А)лидер единственной политической партии избран главой государства, попытка граждан протестовать против выборов вызвала аресты и казни
Б) несколько политических партий проводят дебаты на телевидении накануне парламентских выборов
В)жёстко контролируя политическую сферу жизни общества, государство не вмешивается экономику, культуру, религию
В) в СМИ развернулась дискуссия по поводу нового закона о выборах
ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: 1) Авторитарный 2) Тоталитарный 3) Демократический
В4.Найдите в приведённом ниже списке функции политической партии в демократическом обществе и
обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
1 )участие в избирательной кампании 2) регулирование политических отношений в обществе 3)выражение политических интересов социальной группы 4) политическое воспитание граждан 5) установление норм права 6) контроль над экономической сферой общества
Прочитайте текст и выполните задания к нему. ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ
Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернатива? \ и, следовательно, определение основательности претензий конкурируют: «х фирм и организаций... Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти... Демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы.
Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенный в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок... Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на peгулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельности управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.
А.Ю. Мельвилъ. Политология
С1.Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?
С2.Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства?
СЗ.Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.
С4.Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «... это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Почему именно этот признак является определяющим при демократии?
С5. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что ...»
С6. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде попутчицей. Попутчица подала в суд и ...
Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.
С7. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев ) Дайте: определение государства. Какие функции оно призвано выполнять? Объясните, как вы понимаете слова автора. А как бы вы определили цели государства и современного российского государства?
Контрольная работа по блоку: «Политическая сфера». 2 вариант.
- Выберите высказывание, которое характеризует политику, - 1)это вид деятельности 2) это совокупность всех общественных отношений 3)это социума со всех его проявлениях 4)это экономическая основа жизни общества
- К субъектам политики относится: 1 Политология 2 Политическая партия 3)программа пол г 'ической партии
- власть
- Верны ли следующие суждения о политически институтах?
А. Политические институты удовлетворяют фундаментальные потребности общества — в интеграции, безопасности и стабильности.
Н. Основным политическим институтом является власть.
- верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Совокупность наиболее активных в политических отношениях субъектов, влияющих на принятие основных политических решений и/или занимающих ключевые государственные должности, — это: 1 Политическая партия
- государственный аппарат 3 Политическая система 4) пот итическая элита
- Верны ли следующие суждения о политических отнош ьиях?
А. Политическими отношениями называются взаимодействия субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти.
Б. К политическим относятся также отношения между государством и церковью.
1) )верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Только политическую власть характеризует один следующих признаков властных отношений
- Использование негативных санкций 2) возможность распоряжаться и управлять 3) действие на основе права от имени всего общества 4) авторитет
- Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. В политическую систему не включаются политические принципы, нормы и традиции.
Б. Воздействия общества на политическую систему могут принимать формы требований и поддержки.
- верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
- Функциональная подсистема политической системы включает: 1 Программы политических партий
- государство 3)политическую культуру 4)методы осуществления власти
- Государство можно назвать центральным институтом политической системы, так как оно: 1)участвует в политических отношениях 2)имеет сложную структуру 3)влияет на политическое сознание граждан 4)обладает суверенитетом
- В государстве К. действует конституция, согласно но второй президент выбирается на совместном заседании обеих палат парламента. Кандидатуру главы правительст ва предлагает лидер партии, победивший на выборах. Определите форму правления в государстве К.: 1 Президентская республика 2)конституционная монархия
- смешанная республика 4)парламентская республика
- .Принцип федерализма непосредственно связан с: 1 )формой государственного правления 2)типом политической культуры 3)формой государственного устройства 4) типом политического режима
- Высказывание «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать» близко идеологии: 1 коммунистической 2)консервативной 3)либеральной 4)анархической.
- В государстве Ф. применяется избирательная система, являющаяся гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в государстве Ф. используется пропорциональная избирательная система? 1)избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей 2) устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа 3) распределение мест в парламенте осуществляется в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам 4) способствует установлению двухпартийности с чередованием независимых, партий
- .Партия «Д» характеризуется наличием строгих процедур, регулирующих порядок вступления в партию и выхода из неё. Наличие управленческого аппарата, разветвленной системы местных организаций отличают партию «Д» от других. Финансируется эта партия за счёл членских взносов. Наличие идеологических разногласий может стать причиной исключения из рядов партии «Д». Деятельность партии осуществляется систематически. Это партия —1) кадровая 2) правящая 3) оппозиционная 4) массовая 15.В государстве М. была проведена реформа, в результате которой произошёл переход от смешанной избирательной системы к мажоритарной. Какие изменения должны быть зафиксированы в законе о выборах?
1 Политический плюрализм 2) создание избирательных округов 3) введение избирательного барьера
- в парламент избираются только депутаты, набравшие большинство голосов в избирательном округе ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ (ЧАСТЬ В)
Политическая партия | |
Борьба за политическую власть | Борьба за решение политической проблемы |
В1 .Вставьте термин, пропущенный в таблице.
В2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политический процесс». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Демократизация, информатизация, реакция, революция, ре форма.
ВЗ. Установите соответствие между каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- Политическая система А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений
- Политическая коммуникация Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе
жизнедеятельности политической системы
- Политическое управление В. Механизм фор жирования осуществления политической власти
- Политические нормы Г. Распространение и передача политической информации как между
элементами политической системы и между политической системой и обществом
В4.Найдите в приведённом ниже списке явления, которые могут быть охарактеризованы с помощью понятия «форма государства», и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
1 Абсолютная монархия 2) конституция 3 Парламентская республика 4)внешняя политика 5)унитарное
государство 6)тоталитарный режим
Прочитайте текст выполните к нему задания^ С1-С4
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть читающееся легитимным) насилие как средство.
Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендует те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?
В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во- первых, это авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение,- «традиционное» господство как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полна личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического- избранный князь-военоначальник или плебисцитарный властитель выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил- господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.
Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды - страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюсторонне вознаграждение - и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если пытаться выяснить, на чем основана «легитимность» такой покорно ли, тогда, конечно, столкнешься с указанными тремя ее «чистыми» типами (М.Вебер)
С1 .Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обуславливает подчинение авторитету?
С2. Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания.
СЗ. Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите любые четыре внешних средства любого типа господства.
С4. Как тип легитимности влияет на форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выкажите три предположения.
С5. Назовите любые три функции политики в государстве,
С6. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.
С7. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.
Предварительный просмотр:
А1. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным(-.й): 1)институтом
- структурой 3) средой 4) группой
А2. Что является примером вертикальной социальной мобильности? 1) переезд гражданина на новое место жительства 2)получение титула баронета мелкопоместным дворянином 3) получение рабочим водительских прав 4) переход банковского служащего на ту же должность другой банк
АЗ. Временной социальной общностью является: 1)класс 2)нация 3) очередь 4) страта
А4.Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется: 1)малой группой 2)большой группой 3) формальной группой 4) первичной группой
*
А5 Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре? 1)пролетариат 2)интеллигенция 3) маргиналы 4) люмпены
А6. Для молодёжи как особой социальной группы характерно: 1) отрицательное отношение к новациям 2) наличие большого жизненного опыта 3) стремление к изменению своего статуса 4) отсутствие социального оптимизма
А7. К набору типичных социальных ролей современного подростка относится роль:1) военнослужащего 2) посетителя сети Интернет 3) члена кружка авиаприбор строения 4) члена политической партии
А8. К этническим общностям относятся: 1)общины 2)элиты 3) маргиналы 4) народности
А9. Признак этнической общности сословное деление: 1) единое гражданство 2) язык и культура 3) религия 4) мораль
А10.Многообразие национальных культур в современном мире служит проявлением: 1) национальной изолированности 2) национальной дифференциации 3) культурного застоя 4) культурной глобализации
А11 .К позитивным функциям социальных конфликтов относится: 1) дезорганизация социальной жизни 2) создание стрессовых ситуаций 3) стимулирование социальных изменений 4) разрушение социальной системы
А12. Национальная политика — это: 1) целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов 2) совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей 3) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных конститу1 ней 4) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодёжи
А13. Определение: «Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию : 1) социальный статус 2)социальные нормы 3) социальные ценности 4) социальный престиж
А14. Для всех социальных норм характерен следующий признак: 1) закрепление в нормативных правовых актах 2)выражение общественного мнения 3) обеспечение принудительной силой государства ‘ выполнение роли регулятора поведения людей
А15. К числу неформальных негативных санкций относится : 1) осуждение 2) штраф 3) выговор 4) содержание под стражей
А16. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется: 1 презумпцией 2) санкцией 3) девиацией 4) фикцией
А17. Российский режиссёр Лев Додин был удостоен престижной европейской театральной премии «Европа — Театру». Это пример санкций : 1) формальных позитивных 2) формальных негативных 3) неформальных позитивных 4) неформальных негативных
А18. Примером девиантного поведения является: 1) чтение лекции профессором Р. в студенческой аудитории2) выступление оркестра Н. в зале филармонии 3) безбилетный проезд гражданина Д. в автобусе 4) получение выпускником В. аттестата зрелости
А19. Социальная роль — это: 1) социальное положение человека в обществе 2) изменение положения личности в социальной структуре 3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих 4) права личности
А20. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан Им задавали вопрос: «Какие цели вы как член семьи ставите перед собой?». Результаты опроса представлены в диаграмме.
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме? 1) Большинство опрошенных находится ниже черты бедности. 2) Более половины опрошенных сравнивает своё материальное положение с другими жителями страны М. 3)Большинство опрошенных ориентировано на стандарты потребления о временных развитых стран. 4) В стране М. увеличилась численность среднего класса.
В1 Запишите 2 слова пропущенных в схеме: Исторические типы
Касты Сословия Классы
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понята м «социальная норма». Социальный контроль; санкция; обычай; социальная группа; самоконтроль. Найди и укажите термин, относящийся к другому понятию.
ВЗ. Установите соответствие между видами социальных групп и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ: А)профсоюз Б) соседи В)политическая партия Г) друзья. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: 1) первичная 2) вторичная
В4. Найдите в приведённом списке формы межнациональной дифференциации под которыми они указаны, и запишите цифры: 1)протекционизм в экономике 2)транс национальные корпорации 3 Национализм в различных формах 4)экономические союзы 5)самоизоляция 6)взаимопроникновение религий
Часть С. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«М. Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанный все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент — имущественное неравенство. Богатство означает нечто
большее, чем просто заработная плата; богатые за частую вообще не работают однако получают большие доход! за счел собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов - крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства— группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие «статусные группы»... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фак ор... Речь идет о власти своей cyщности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе». (Смелзер Н. Социология. М., 1994.)
С1. Какие компоненты социального неравенства выделил М.Вебер?
С2. В чем выражается имущественный компонент социального неравенства? Что, кроме размера заработной платы, влияет на имущественное положение человека?
СЗ Опираясь на обществоведческие знания, покажите различия между авторитетом и престижем. Назовите престижные социальные позиции в современном обществе
С4. Раскройте сущность последнего компонента социального неравенства. Чем, на ваш взгляд, в первую очередь определяется способность проводить в жизнь планы, вести определенную политику С5.С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида.
С6.Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек К. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни К.: о. женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
А1. Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются): 1) физические данные; 2) особенности темперамента; 3) умственные способности; 4) профессия
А2.К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся: 1) нации; 2) классы; 3) общественные движения 4)сословия
АЗ .Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как
горожане? 1) Политический; 2) территориальный; 3) профессиональный; 4) социально-классовый
А4.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа — это объединение людей, имеющих; общие признаки. Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами. 1 > верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А5.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп? А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально, окрашенные, неформальные отношения. Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А6. Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения: 1)соответствующий определенной эпохе
- противоречащий принятым в обществе социальным нормам 3) не соответствующий социальному статусу человека 4) присущий только маргиналам
А7. Новаторство является формой: 1) негативного отклоняющегося поведения 2) позитивного отклоняющегося поведения 3) неправомерного поведения 4) неотклоняющегося поведения
А8. Социальная роль — это: 1) социальное положение человека в обществе 2) изменение положения личности в социальной структуре 3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих 4) права личности
А9. Когда родители требуют возвращения детей домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение домашних заданий, то они реализуют: ^социальное предписание 2) социальное обязательство 3) социальную роль 4) социальный заказ.
А10. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию: 1 воспитательную 2) репродуктивную 3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную
АП. Традиционная (патриархальная) семья отличается: 1) равноправием между супругами 2 доминирующей ролью отца семейства 3) полной свободой детей от родительского контроля 4) заключением брачного договора между супругами
А12 Великий русский учёный М. В. Ломоносов родился в семье крестьянина, но получил образование и приобрёл более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?!) социальную коммуникацию 2) социальную стратификацию 3) социальное неравенство 4) социальную мобильность
А13.Представители одной этнической общности объявили о своём стремлении создать суверенное государство. Это проявление: 1) межнациональной интеграции 2) культурной глобализации 3) межнациональной дифференциации 4) экономического сотрудничества
А14.Милиционер В. получил строгий выговор за превышение полномочий во время спецоперации по борьбе с уличной преступностью, в которой пострадали болёе 10 жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций: 1) формальных позитивных 2) формальных негативных 3) неформальных позитивных 4) неформальных негативных
А15.В ходе социологических опросов 2000 и 2004 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте сейчас заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?» Полученные данные представлены в диаграмме:
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
- Уменьшилось число тех, кто считает, что детство заканчивается до вступления в возраст получения паспорта.
- Уменыпилось число тех, кто считает, что отсчет взрослой жизни совпадает с возрастом получения паспорта.
- Уменьшилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте 15 лет.
- Уменыиилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте старше 18 лет.
А16.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности. Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека. 1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А17.Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека— это 1) престиж 2)статус
- авторитет 4) роль
А18. В стране Н. в результате гражданской войны обнищаю множество социальных групп. Это пример:
1 Индивидуальной мобильности 2) групповой мобильности 3) социальной идентификации 4) социального предписания
А19. В России со второй половины XVIII в. утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Это пример стратификации по: 1)кастам 2)сословиям 3) класса 4) кланам
А20 В стране Д. социологической службой был проведён . опрос 30-летних мужчин и женщин. Им задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». В средствах массовой информации были предъявлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в гистограмме?
- Женщины в большей степени, чем мужчины, стремятся к партнёрским- отношениям в семье.-2) Женщины предпочитают заниматься исключительно домашним хозяйством.-3) Большинство опрошенных является сторонниками патриархальной семьи. 4) Среди опрошенных большинство сторонников главенствующей роли мужчины в семье.
1. Запишите 2слова пропущенных в схеме: Межнациональные .отношения
Интеграция ………..…………….
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Инцидент; противоречие; воздействие; стратификация, соперничество. Найдите ч укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: ПРИМЕРЫ: А)увольнен работника Б) переход из православной религиозной группы в католическую В)токарь стал инженером Д) переход с одного предприятия на другое
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 1) вертикальная 2)горизонтальная.
В4. Найдите в приведённом списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сощ‘ шьный престиж 2) место в системе общественно! производства 3) роль в общественной организации труда л) уровень доходов 5) основные черты образа жизни I отношение к средствам производства
Часть С..Прочитайте текст и выполните задания CI — С4
«Используя опыт создания и функционирования с идеального государства в развитых странах Запад; отечественный опыт, учитывая исторические традиции я и менталитет русского и других коренных народе России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По срав гнию с западным h демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысл „ слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства п решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданам.
Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенной: сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостояние (.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...>
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости» (Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 30-33.).
С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства. ,
СЗ. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
С4.Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
С5.Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером
Сб.В конце XIX века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу социальных групп можно отнести данных людей? Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическая деятельность педагогического коллектива при внедрении ФГОС третьего поколения: создание фондов оценочных средств
Презентация посвящена весьма актуальной проблеме в вопросе учебно-методического оснащения ОПОП СПО - созданию фондов оценочных средств. Представлен проект Положения о формировании фонда оценочных сред...
Фонд оценочных средств
Тест - задания для студентов Л-41 ,11Л-22, 9Л-32, 9Л-31. Ответы присылайте на электронный адрес av1778@mail.ru!...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Естествознание»
ФОС включает комплект заданий для самостоятельной, творческой работы , критерии оценок, контрольную работу...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Физика
ФОС включает самостоятельные,зачетные, контрольные и экзамеционные вопросы, критерии оценокза курс физики...
Фонд оценочных средств по природоведению
фонд оценочных средств по природоведению 5 класс 1 полугодие...
Фонд оценочных средств для проведения оценочной процедуры по дисциплине «Математике» по специальности СПО 08.02.06«Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»
Федеральные оброзовательные стандарты по математике гр. СГПС-21....
Фонд оценочных средств для проведения оценочной процедуры по дисциплине «Математике» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 40.02.01.
Фонд оценочных средств по математике студентов 1 курса...