На пути к жизненному успеху
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
План-конспект открытого урока «На пути к жизненному успеху»
( обществознание,6 класс)
Цель урока: выявить составляющие жизненного успеха, пути его достижения.
Задачи урока:
- осмыслить понятие “жизненного успеха”; вывести формулу жизненного успеха;
- способствовать формированию ценности трудовой деятельности; применению полученной информации в практической деятельности;
- начать формирование понятия – смысл жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 43.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока «На пути к жизненному успеху»
( обществознание,6 класс)
Цель урока: выявить составляющие жизненного успеха, пути его достижения.
Задачи урока:
- осмыслить понятие “жизненного успеха”; вывести формулу жизненного успеха;
- способствовать формированию ценности трудовой деятельности; применению полученной информации в практической деятельности;
- начать формирование понятия – смысл жизни.
Тип урока: комбинированный
Форма: индивидуально-групповая
Образовательные ресурсы:
- презентация “На пути к жизненному успеху”;
- учебник “Обществознание” 6 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- презентация к уроку;
- плакаты по теме, сделанные учениками.
Основные понятия: “жизненный путь”, “успех” “смысл жизни”.
Предварительная подготовка к уроку:
ученики разделились на 5 групп и получили задания от учителя.
Личностно значимая проблема:
«Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу)
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: сформулируют понятие “жизненный успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.
- Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
- Коммуникативные: проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути.
План.
- Орг. момент, определение темы урока, цели, проблемного задания.
(5 минут)
- Защита проектов учеников: 21 минут
1 группа – озвучивание притчи
2 группа – исследование о профессиональных намерениях учащихся (анкетирование среди 6-классников), презентация.
3 группа – «Для счастья нужно устать» (подбор материала из произведений народного творчества о ценности трудового образа жизни), презентация или книжная выставка
4 группа – плакат «Учеба в школе и мир профессий»
5 группа – видео про путь к успеху.
- Физкультминутка (1 минута)
- Работа с учебником (с.41) 8 минут
- Выводим формулу успеха.(6 минуты)
- Домашнее задание (2 минута)
- Рефлексия (2 минуты)
Ход урока.
Учащимися приготовлены учебники, тетради, ручка, дневник.
Учитель: Доброе утро, дорогие гости и ребята! Я рада вас видеть. Начнём наш урок.
Сегодня на уроке вы будете работать и группами, и индивидуально.
За индивидуальную работу вы сможете получить дополнительные баллы. Итак, хорошего вам настроения и успехов!
В начале урока обратимся к народной мудрости (слайд 1) Прочитайте , пожалуйста, изречения народной мудрости на слайде ):
- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
- Самое сложное – это выбрать правильный путь и сделать первый шаг! Всё остальное на пути к успеху упирается в упорство.
- Успех – это когда ты 9 раз упал, но 10 раз поднялся.
Как вы думаете, какое ключевое слово объединяет эти высказывания?
Ученики: главное слово - успех.
Учитель: а теперь из разрозненных слов (на доске) выстроить тему нашего урока (один ученик на доске из слов составляет тему урока «На пути к жизненному успеху», слайд 2).
Запишем тему в тетрадь.
Вдумаемся в тему урока - какая же его цель? (поднимают руку)
Ученики:
- Что такое жизненный успех?(слайд 3)
- Из чего состоит успех?
- Как стать успешным?
(За ответы получают звездочки)
Учитель: Таким образом, цель нашего урока выяснять – как стать или быть успешным в жизни человеком – (слайд 4).
Сегодня мы с вами создадим формулу успеха – это наше проблемное задание на урок.(слайд 5)
Каждый человек в жизни, без сомнения, хотел бы добиться каких-то успехов и стать успешным человеком.
А каково лексическое значение слова успех?
Один из учеников получил опережающее задание, перед вами словарная статья к слову успех, Имя, прочитай его нам.
(ответ ученика, слайд 6 – словарная статья к слову успех).
Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели (словарь С.И.Ожегова)
Давайте запишем определение в тетрадь.
Продолжаем беседу. Поднимите руки, пожалуйста, те, кто хотел бы стать успешным в жизни человеком? (поднимают руки)
Да, для каждого из нас понятие о жизненном успехе должно быть своё. Для кого-то – это хорошая работа или счастливая семья, для кого-то – крепкое здоровье и хорошее образование.
А для вас, ребята, я думаю, вы все со мной согласитесь, в настоящее время – это стать успешным учеником.
Успех, благополучие, признание во многом зависят от готовности человека к главной привычке – ТРУДИТЬСЯ. Вы дома заранее потрудились, вам было дано опережающее задание, разделившись на группы, вы подготовились ответить на главный вопрос урока.
Давайте начнём совместно решать нашу задачу – как стать или быть успешным в жизни человеком?
У вас на партах есть оценочные листы, по которым вы будете оценивать работу остальных групп. В конце урока мы определим, какая из групп окажется успешнее остальных.
К доске выходит первая группа.
Ученики: мы выполнили задание по инсценированию 2 притч про жизненный успех. (На экране появляются слайды притчи).
Притча.
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.
— И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!
Мотылёк рассмеялся.
— Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!
C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.
Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…
Мы группой сделали следующие выводы по содержанию притчи: с течением времени меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества. И, чтобы стать успешным нужно идти в ногу с прогрессом.
Притча
Жили-были две лягушки, две подружки. Однажды забрались они в погреб и угодили в кувшин со сметаной. Барахтались они, барахтались, и вот одна лягушка сказала: “Все! Хватит! Все равно нам не выбраться, а сил уже нет, будь что будет...”, - сложила лапки и захлебнулась.
А другая продолжала барахтаться, повторяя про себя: “Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать о том, что есть шанс на спасение, и им не воспользоваться. Умереть я успею всегда...”.
Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое - сметана превратилась в масло.
“О! Чудо! Я спасена!” - воскликнула лягушка, оттолкнулась лапками и выпрыгнула из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок
Учитель: Если привязать притчу к теме нашего занятия, то какой урок усвоила лягушка?
Ученики: дают варианты ответов и приходят к выводу - я сам должен сделать себя успешным!!!!
Выходит группа 2 (два человека от группы).
Ученики: мы выполнили задание с названием «Найти своё призвание», провели исследование о профессиональных намерениях учащихся нашего класса. Одноклассники анкетировались с целью выяснить, какой путь к успеху выбирают они? Мы задали 3 вопроса, проанализировали ответы на них.
1 вопрос «Что для вас важнее: деньги, книги, здоровье, дом, друзья, благотворительность?» (слайд 7)
Наиболее важным для опрошенных оказалось здоровье, дом и друзья, на последнем месте – книги, деньги и благотворительность (слайд 8)
- Какие профессии вам больше подходят (тип А – люди-реалисты, тип Б – творческие люди и тип В – предприимчивые люди)? (слайд 9,10)
К типу Б среди шестиклассников относятся 31,8%, к типу А 27.3%, к типу В 23.3%, к равному количеству 13.6%. (слайд 11)
- Где вы занимаетесь дополнительно? (слайд 12)
Наибольшее количество опрошенных дополнительно занимаются танцами и спортом, наименьшее посещают другие кружки. (слайд 13)
Исходя из этого, можно сделать вывод, что все ученики нашего класса очень активны на пути к жизненному успеху.
Выходит группа 3 (Задание - «Для счастья нужно устать»).
Учитель: Слово третьей группе учащихся. В начале урока вы услышали словесные образцы народной мудрости и этой группе было дано задание также подобрать из произведений УНТ материал о ценности трудового образа жизни и подготовить выставку.
Ученики: мы получили задание, которое называется «Для счастья нужно устать». Успех и благополучие в жизни во многом зависит от готовности и привычки к труду. Мы подобрали материал и подготовили книжную выставку с названием «Для счастья нужно устать». Если вас заинтересовала данная тема, вы можете прочитать такие произведения (или таких авторов как…), например……….
Учитель: вы хорошо справились со своим заданием. А теперь перед вами кроссворд на тему «Качества личности необходимые для достижения успеха». Давайте поработаем с ним. (слайд 14).
Группы получают звёздочки за правильный ответ.
Выходит группа 4 (Задание - «Учёба в школе и мир профессий»).
Учитель: Нужно быть успешным учеником, в результате чего выбрать профессию по душе и 4 группа ребят создала плакат «Учёба в школе и мир профессий».
Ученики: от того на сколько мы будем успешны в школе зависит, сможем ли мы мечту воплотить в жизнь. (Плакат) Ребята нашего класса выбрали такие профессии:….. Об этом мы расскажем и стихотворения (автор):
Чтобы делу научиться
Надо много потрудиться,
Нас всему научат в школе
А ученье – шутка что-ли?
Инженеры и ткачи,
Космонавты и врачи.
Все ходили также в школу.
Точно так, как мы сейчас.
Даже важный генерал
Все со школы начинал,
Правда он тогда не знал, что он будет генерал.
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных,
Вам об этом скажет каждый.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать
Кем когда он хочет стать.
Учитель: прослушайте к сказанному интересный факт (слайд 15. Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего с желанием, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающею без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%.
Выходит группа 5.
Ученики: мы подготовили видеоролик о пути к успеху.
Учитель: После просмотра видеоролика вы должны ответить на вопрос о составляющих жизненного успеха.
(показывают ролик)
Учитель: о каких составляющих жизненного успеха вы узнали из видеоролика?
Учитель: Молодцы, все справились со своими заданиями отлично.
Помощники собирают оценочные листы.
Учитель: а теперь, как обычно, мы проведём физкультминутку.
Встали, дружно потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Руки вверх быстро взметнулись,
И обратно вновь вернулись.
Тело наше сделай круг –
Долгим будет к знаниям путь.
С нами в путь зовем мы всех
Будет в жизни нам успех!
Учитель: итак, продолжаем урок, для одних людей успех – это материальные блага: деньги, машины, дома, яхты. Для них главное получать удовольствие от вещей, их принцип “живем один раз”, они хотят, как говорили римляне “хлеба и зрелищ”. Таких людей называют ГЕДОНИСТЫ
Каково лексическое значение этого слова? Это объяснит нам Трегубов Ролан, который получил опережающее задание. Он познакомит нас со словарной статьёй.( слайд).
Другие берут только то, что необходимо для поддержания их жизни. Они строги к себе, умеют переносить все превратности судьбы, невозмутимо исполняют свой долг. Их называют СТОИКИ. (Слайд 16)
А теперь нам предстоит работа с учебником. (слайд 17,18). Стр. 41 Каждый прочитает рубрику «Путешествие в прошлое и подготовится ответить на вопросы:
- к какому типу людей относился Диоген? (Учитель: Конечно, мы живём в другом мире и нам не достаточно одной бочки)
- В чем для него цель жизни?
- Как учил жить Диоген?
- В чём он видел смысл и счастье жизни?
- Что, на ваш взгляд, в его учении правильно, а что – нет?
- Согласны ли вы с его учением?
Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали много интересной и разнообразной информации про путь человека к жизненному успеху. Давайте составим коллективно формулу жизненного успеха на основе ключевых слов каждой строфы стихотворения. В тетради схематично изобразим эту формулу, включающую 5 составляющих. (слайд 19- 28).
Формула успеха
Цель в жизни должна быть всегда.
Иди, не бойся оступиться,
Ведь жизнь тебе не зря дана
А для того чтобы ее добиться. (Цель)
Успех едваль придет к лентяю -
К нему не легок, долог путь
И год за годом пролетая –
Трудяг к успеху приведут. (Труд)
Без знаний добиться
Успеха нельзя
Учись, не ленись –
Всего ты добьешься тогда. (Знания)
Учитесь, думайте, дерзайте.
И о мечте не забывайте
Она как путеводная звезда
К успеху приведет тебя. (Мечта)
В жизни не сладко бывает, друзья
По жизни несложно порой оступиться.
Но если с тобою родня и семья
Ты многого можешь добиться (Близкие и родные)
Ученики: Изображают формулу в тетради.
Учитель: Посмотрите, что должно получиться. (Слайд 29). А у кого получились другие составляющие?
Наш урок, ребята, подошел к концу. Спасибо вам за хорошую работу. Я уверена, что каждый из вас сегодня убедился в том, что именно от него зависит, какой будет его жизненная дорога: интересной, насыщенной, или скучной и бессмысленной.
Мои помощники подвели итог вашей групповой работы и на первом месте оказалась группа №…Они получают грамоту победителя, на втором месте группа №…, на третьем №….они получают грамоты призёров, на 4-м месте группа №…,на 5-м месте №…им вручаем грамоты участников.
Учитель: домашнее задание - подготовить устное сообщение о человеке, который добился в жизни успеха, т.е. о близких людях, о соседях и так далее. (записывают в тетрадь).
Рефлексия.
А свое отношение к уроку отразите на смайлике - солнышке. Поднимите свои солнышки и покажите их мне, я вижу, что вы довольны нашим уроком. Благодарю всех за работу, до свидания! А теперь наклейте солнышки на стенд.
Дети рисуют на смайлике своё настроение и прикрепляют его на стенд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"
Тема: "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...
Урок "На пути к жизненному успеху".
Конспект урока обществознания для проведения в 6 классе. Разработка также содержит электронную презентацию....
Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху
Урок с использованием информационных технологий...
Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"
Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...
На пути к жизненному успеху
Презентация для обучающихся по достижению успех. Знать каким бывает успешный человек и не успешный. Как добиться успеха....
"На пути к жизненному успеху"
В ходе урока поставлены ряд задач и ожидаемые результаты такие как - способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, сп...
Проектная деятельность как путь к жизненному успеху.
Всех педагогов волнует вопрос- как подготовить учеников к успешной самостоятельной жизни в наше сложное и противоречивое время? Какие качества необходимо развивать у школьников, чтобы они могли добить...