КИМ по обществознанию. ЕГЭ - 2019
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Вариант КИМ по обществознанию для апробации по ЕГЭ - 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnyi-material-po-obshchestvoznan.docx | 120.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
НАЗВАНИЕ НАУКИ | ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ |
Экономика | Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг |
... | Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма 2) санкции 3) эксперимент
4) гипотеза 5) добрый поступок 6) свободный выбор
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
| ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
| 1) чувственное 2) логическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
6. Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
7. Выберите верные суждения о командной (централизованной) экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.
2) Основные экономические ресурсы распределяются посредством централизованного планирования.
3) Командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.
4) Экономические роли членов общества определяются наследственным статусом.
5) Командная (централизованная) система предполагает государственное регулирование цен на основные товары.
8. Установите соответствие между признаками и экономической системой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
A) директивное ценообразование Б) многообразие форм собственности B) экономическая свобода производителей Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса |
| 1) командная экономика 2) рыночная экономика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Иван составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного ниже он может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) прибыль от реализации продукции предприятия
4) средства амортизационного фонда
5) выпуск и размещение акций предприятия
6) повышение производительности труда
10. Ha графике отражена ситуация на рынке молочных продуктов (йогурты, ряженка): кривая предложения переместилась из положения S в положение S1, a затем — в положение S2 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) интенсивная реклама молочных продуктов Q
2) эпидемическое заболевание скота в фермерских хозяйствах
3) временное повышение цен на молоко, уровень которых впоследствии восстановился
4) снижение налогов c фермерских хозяйств
5) увеличение после сезонного спада закупок молочных продуктов крупными торговыми сетями
11. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы.
2) Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная.
3) Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад.
4) Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная.
5) Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям.
12. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.
2) Опрошенные в возрасте 25−39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.
3) Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.
4) Респонденты в возрасте 40−54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.
5) Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.
13. Что из перечисленного ниже относится к признакам демократического режима? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вмешательство государства в частную жизнь граждан
2) многообразие форм собственности
3) контроль государства за деятельностью профсоюзов и творческих организаций
4) наличие развитой многопартийной системы
5) единая идеология
14. Установите соответствие между полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ |
| ОРГАН ВЛАСТИ |
A) утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ B) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ Д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ |
| 1) Совет Федерации 2) Государственная Дума |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
15. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент страны обладает широкими полномочиями.
2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.
6) Глава государства утверждает приговоры суда.
16. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в управлении своим предприятием
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право участвовать в отправлении правосудия
17. Найдите в приведённом списке юридические факты-события. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) заключение брачного договора 2) нарушение правил дорожного движения
3) наступление страхового случая в связи с падением дерева во время урагана
4) достижение возраста совершеннолетия 5) вступление в силу завещания
18. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) штраф Б) взыскание неустойки В) компенсация морального вреда Г) лишение специального права Д) дисквалификация Е) конфискация орудия совершения правонарушения |
| 1) гражданское право 2) административное право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
19.Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4) осуществлять права автора музыкального произведения
5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
6) совершать мелкие бытовые сделки
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с _______ (А) той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных объединений есть общие задачи.
Важнейшими из них являются улучшение _______ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление _______ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов ― снижение _______ (Г) работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты _______ (Д) и нормы, обеспечивающие снижение производственного травматизма.
Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для _______ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) условия труда 2) профессиональность 3) риск гибели 4) специальные законы
5) льготы 6) заработная плата 7) особенности 8) фирмы-покупатели 9) страхование
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
21. Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.)
Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А.Г. СпаркинД. Сорос)
22. Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.
23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».
24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.
25. 1) раскройте смысл понятия «политическая культура».
2) привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
— одно предложение должно содержать информацию о типах политических культур
— второе предложение должно содержать информацию об элементах политической культуры
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.
27. В стране Z проводится реформа образования. Государство финансирует программу обеспечения образовательных учреждений компьютерным оборудованием, введена электронная регистрация на программы дополнительного образования, широко внедряется дистанционное обучение. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Назовите любую другую тенденцию развития современного образования.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Люди не в состоянии изменить свою природу» (Д. Юм)
С9.2 Социальная психология: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор)
С9.3 Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
С9.4 Социология: «Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе — история и опыт» (лорд Г.С.-Дж. Болингброк)
С9.5 Политология: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт)
С9.6 Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш. Монтескье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по обществознанию 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по обществознанию для 11.классов....
КИМ по обществознанию. ОГЭ-2019
Предлагаю один из возможных вариантов для проведения экзамена по выбору (обществознание)...
Рабочая программа для 9-х вечерних классов по обществознанию на 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа для 9-х вечерних классов по обществознанию на 2019 - 2020 учебный год...
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 2019 - 2020 УЧЕБНОМ ГОДУ
План проведения недели истории и обществознания21 января по 26 января 2019 года 18.01.19 г. - участие в городском конкурсе «Ставрополь помнит войну» (выпуск газет 8 «В» кл...
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обществознание", "МХК" 2019-2020 уч. год
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обшествознание", МХК за 2019-2020 учебный год...
План работы РМО учителей истории и обществознания на 2019-2020 учебный год
Методический материал включает в себя тему работы РМО «Обновление научно-методических подходов к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях перехода на ФГОС ООО», цели и...
ПЛАН РАБОТЫ районного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год.
ПЛАН РАБОТЫрайонного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год....