Контрольно-измерительные материалы по обществознанию
тест по обществознанию на тему

Ирина Васильевна Рочева

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию за I полугодие, 7-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 7  класса 

I вариант

Часть I . Выберите из предложенных ответов один правильный.

А1. Чувство, прямо противоположное симпатии:

а) стереотип

б) антипатия

в) уважение

г)  любовь

А2. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:

а)  знакомство

б)  компромисс

в)  апатия

г) дружба

А3. Быть лидером – значит:

а) быть членом группы                 б) знать всех членов группы

в) брать на себя руководство       в)  выполнять групповые нормы

А4. Примером неречевого общения может служить:

а) письмо другу

б) улыбка при встрече друзей

в) разговор пассажиров автобуса

г) беседа с приятелем

А5. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?

а) инцидент

б) перерыв в общении

в) план решения конфликта

г) стереотип

А6. Верны ли суждения о санкциях: 

1) санкции могут быть только поощрительными;

2) для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А7. Верны ли суждения о целях общения: 

1) целью общения является общение ради самого общения

2) в ходе общения человек получает и передает информацию?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А8. Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими:

1) в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании;

2) в общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтной ситуации?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А9. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации: 

1) избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации;

2) в конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А10. Верны ли суждения о конфликтах: 

1) конфликты бывают конструктивными и неконструктивными

2) наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

А11. Перед обществом стоит проблема безопасного  захоронения радиоактивных  отходов  атомной  промышленности. Учёные предлагают разные варианты. Выберите один.

а) замуровывание шлаков в глубины прочного бетона и сбрасывание их на дно океана;
б) изолирование  радиоактивных   шлаков в специальных    толстостенных могильниках;
в) заброска контейнеров с  долгоживущими изотопами с  помощью ракет на невидимую сторону Луны.

Часть II . 

В1. Заполни пропуск в предложении:

Слово - серебро,  ……- золото.

 

В2. Установи соответствие между этапами конфликта и их примерами.

ЭТАП КОНФЛИКТА

ПРИМЕР

1.      Возникновение конфликтной ситуации

А) попытка царевича Алексея укрыться при дворе австрийского императора

2.      Проявление конфликтного поведения

Б) верховный суд приговорил царевича Алексея к казни

3.      Углубление конфликта

В) равнодушное отношение царевича Алексея к делам Петра 1

4.      Разрешение конфликта

Г) объединение вокруг царевича всех, кому деяния Петра 1 были чужды

  

В3. Найди в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера класса

1.      Хорошая успеваемость

2.      Физическое превосходство

3.      Способность увлечь за собой

4.      Готовность взять ответственность на себя

5.      Боязнь самостоятельно принимать решение

 

В4. Определите причины и последствия  экологического  кризиса  

А) ухудшение среды обитания   человека

Б) грубые механические приёмы  земледелия;

В) нерациональное использование  ресурсов;

Г) исчезновение    многих видов животных и растений;

Д) потребительское  отношение к  природе;

Е) увеличение промышленных отходов;

Ж) рост  наследственных  заболеваний;

З)  жизненный принцип: «После нас – хоть потоп»

В5. Установите причинно-следственные связи процессов и явлений, постройте логическую цепочку

1. Массовая вырубка  лесов, осушение болот 
2. Выпуск  неэкологических продуктов питания
3. Увеличение вредных промышленных  отходов
4. Рост заболеваемости населения

5. Отсутствие очистительных сооружений на  водоёмах и реках
6. Загрязнение  атмосферы, рек, почв  
7. Изменение экологического баланса флоры и фауны 
8. Исчезновение отдельных видов рыб

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 7  класса 

II вариант

 Часть I . Выберите из предложенных ответов один правильный.

А1. Особая связь человека с окружающими людьми:

а) межличностные отношения

б) чувства

в) эмоции

г) конфликт

А2. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:

а) знакомство

б) антипатия

в) дружба

г) приятельство

А3. Чем отличается один народ от другого?

а) занятиями людей

б) традициями, фольклором

в) устройством государства

г) религией

А4. Деловое общение характеризуется:

а) соблюдением этикета

б) выражением эмоций

в) дружеским тоном общения

г) неформальным поведением

А5. Причиной наиболее острых конфликтов, перерастающих межличностные отношения, являются:

а) противоположные интересы

б) эмоциональные барьеры

в) моральные барьеры

г) различное положение в обществе.

 

А6. Верны ли суждения о стереотипах: 

1) стереотип – это многообразие представлений о людях, их действиях и поступках

2) стереотип отражает нестандартность поведения человека?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А7. Верны ли суждения о групповых нормах: 

1) групповые нормы существуют только в формальных группах;

2) групповые нормы могут различаться в разных группах?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А8. Верны ли суждения о санкциях: 

1) санкции являются средством охраны групповых норм;

2) санкции носят исключительно порицательный характер?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А9. Верны ли суждения об общении: 

1) главным в общении является передача информации;

2) основным средством общения является речь.

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

 

А10. Верно ли, что: 

1) любой конфликт может быть разрешен с помощью уступок;

2) в любом конфликте одна из сторон всегда права?

а) верно только 1    б) верно только 2     в) верны оба суждения    г) оба суждения неверны.

А11. Какое суждение правильно отражает связь  общества и природы?

а) человек и общество в целом всё больше  зависят от природы;

б) зависимость людей от природы  ослабевает;

в) в  одних отношениях  зависимость  от природы  возрастает,  а в других - ослабевает.

Часть II . 

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие «антипатия». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1. Комплимент   2. Злость   3. Грубость   4. Презрение    5. Враждебность    6. Неприязнь

 

В2. Какие из приведенных групп человек выбирает сам?

 

1. Семья   2. Спортсекция    3. Место работы    4. Технический кружок   5. Класс   6. Нация

 

В3. Установите соответствие между вариантами исхода конфликта и их примером.

1.  Подчинение

А. Брат и сестра смогли договориться о взаимной помощи в выполнении домашнего задания

2.  Компромисс

Б. Старший ученик отобрал мяч у младшего школьника на прогулке

 

3.  Прерывание конфликтных действий

В. В ходе спора братья поделили между собой выполнение домашних обязанностей

4.  Интеграция

Г. Столкнувшись с грубостью, ученик перестал посещать спортивную секцию

 

В4. Какие  из перечисленных  характеристик и свойств человекаа также особенности его жизни можно отнести к биологически заданным, а какие- к социально обусловленным?

А) членораздельная речь;
Б) конечность существования;
В) предрасположенность к определённым заболеваниям;
Г) способность мыслить логически;

Д) чувственность восприятия мира; 
Е) объединение в большие и малые  группы; 
Ж) индивидуальная  продолжительность жизни.

В5. Что из перечисленного можно отнести к экологическим правонарушениям?

  1. Расширение производства, имеющего токсичные отходы.
  2. Незаконная охота, с применением взрывчатых веществ.
  3. Уничтожение одного из немногих оставшихся мест обитания для организмов, занесенных в красную книгу.
  4. Транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния;
  5. Внесение в почву ядохимикатов.
  6. Выброс в атмосферу загрязняющих веществ.
  7. Загрязнение источников питьевого водоснабжения.


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 8  класса 

I вариант

Выберите из предложенных ответов один правильный.

1. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

 

Примеры социальных групп

Признаки выделения социальных групп

А) банковские служащие

Б) петербуржцы                                                

В)избиратели                                                    

Г) африканцы

Д) демократы

1) территориальный

2) профессиональный

3) политический

                                                 

2. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

    А. Социальный статус- это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

    Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.   

1) верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны    4) оба суждения неверны

3. Социальная структура общества- это…

1) строение общества в целом

2) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп

3) социальные связи; социальные институты, обеспечивающие социальные связи

4) все перечисленное выше

     

 4. Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

1)  класс       2) семья       3)  трудовой коллектив     4)  все перечисленное

5. Социальная стратификация- это…

1) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

2) система признаков, определяющих социальную структуру

3) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

4) система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев

6. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:        

1) национальный язык                  

2) национальность  

3) общее гражданство     

4) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу

7.  Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека:

1) национальность, квалификация        2) социальное происхождение, национальность

3) образование, квалификация              4) образование,  национальность

8. Оценка обществом должности, профессии,  деятельности - это …

1) авторитет          2) социальный статус          3) престиж            4) карьера

 

9. Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:

1) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

2) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом

 3) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести  себя человек в соответствии со своим статусом

4) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу

10. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

     А. Участниками социальных отношений могут быть только отдельные личности.

     Б. Социальные отношения устанавливаются между социальными группами и общностями.

1) верно только А  2) верно только Б  3) оба суждения верны  4) оба суждения  неверны

11. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль:

1) избирателя  

2) военнослужащего по контракту  

3)  члена семьи  

4) заемщика  банка

                                                                                                                           

12. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

     А. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество.

     Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие.

 

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны.

13. Отличительным признаком нации как этнической общности является:

1) общность языка и духовной культуры  

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти    

4) многообразие отношений собственности

 14. Какие из перечисленных групп являются этническими?

1) мужчины и женщины  

2) менеджеры среднего звена  

3) марийцы и удмурты  

4) учителя и врачи

15. К этническим группам относятся:

1) подростки              2)  народности               3) рабочие              4) фермеры

16. Одним из способов разрешения национального конфликта в демократическом обществе является:

1) предоставление компактно проживающим национальным меньшинством автономии и самоуправления

2) переход к рыночным методам ведения хозяйства

3) переход от многонациональных государств к  однонациональным

4) насильственное переселение народов в другие районы

17. Социальный статус индивида, полученный от рождения, называется

1) достигнутый              

2) врожденный          

3)  предписанный           

4) приобретенный

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 8  класса 

II вариант

 Выберите из предложенных ответов один правильный.

1. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?  

 1) москвичи     2) инженеры     3) мусульмане     4) землевладельцы

2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

  А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.

  Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.

 

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

                                                                                                                               

3. Что включает в себя понятие «социальная структура общества»:

1) классовую структуру общества      

2) социально- профессиональную структуру общества

3) структуру населения                        

4) все указанное выше

4. Соотнесите конкретные социальные общности и их типы.

 

Типы общностей 

Общности

1) социально- демографическая общность  

2) кратковременные, немногочисленные общности           

3) устойчивые, массовые общности

А) нации

Б) женщины, молодежь, пенсионеры

В) болельщики хоккейной или футбольной  

 команды

                                                                                         

 5. Этнос - это:            

1) любая социальная группа                      

2) национальное меньшинство

3) совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладающих общими  чертами культуры и психики, сознанием своего единства

4) массовая социальная группа

6. Основными признаками нации являются:

1) общность культуры    2) самосознание     3) менталитет      4) все выше перечисленное

 

7. Социальный статус личности - это…

1) имущественное положение человека

2) совокупность юридических прав и обязанностей

3) общепризнанное влияние какого- либо лица

4) определенное положение в системе общественных отношений

8. Оценка обществом конкретного человека, его качеств - это…

1) престиж               2) уважение                3) социальный статус              4) авторитет

 

9. Какое понятие социального статуса является наиболее верным:

1) социальный статус - это социальное положение человека в обществе

2) социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или  общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

3) социальный статус - это положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы    

         

10. Какой признак, прежде всего, определяет принадлежность человека к большой социальной группе преподавателей?

1) величина доходов     2) уровень образования     3) профессия     4) положение в обществе

                                                                                                                       

11. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

    А. Конфликт- естественное закономерное явление общественной жизни.  

    Б. Одна из причин возникновения конфликтов- различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.

 

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

 

12. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

             ФАКТЫ                                                            СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг                                         1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»                                         2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

13. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для 13-летнего подростка?

1) избиратель       2) пользователь интернета       3) школьник       4) работник по найму

14. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу,  - это

1) статус                      2) страта                        3) класс                         4) нация

15. Социальная группа – это…

1) группа людей, выделенных по социально значимым признакам

2) небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями

3) объединение людей, основанное на браке или кровном родстве

4) группа живущих вместе родственников

16. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

1) однородность, отсутствие дифференциации    

2) общность политических убеждений

3) сходные черты поведения                              

4)  единство уровня доходов

17. Установленные в обществе правила, образцы поведения в социологии называются:

1) эталонами поведения    

2) социальной нормой      

3) стандартами поведения

4) общественным порядком


 



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 9  класса 

I вариант

Часть I . Выберите из предложенных ответов один правильный.

А1.    К какой сфере общественной жизни относится организация и проведение очередных выборов главы государства?

 1) политической                                        3) социальной

 2) экономической                                      4) духовной

А2.     В государстве Z глава государства получает власть по наследству, законы принимаются законодательным собранием и исполняются правительством страны. Какова форма правления в этом государстве?

1) республика                                           3) монархия

2) федеративное государство                  4) унитарное государство

А3.    Верны ли следующие суждения о политике?

А.  Политика - это искусство управления государством.

Б.   Политика - это влияние власти на жизнь граждан.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                      4) оба суждения неверны

А4.    Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) горожане                                              3) офицеры

2) христиане                                             4) социал-демократы

А5.   Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Что из приведенного ниже является примером правового регулирования экономики?

1) выступление главы государства по экономическим проблемам

2) сбор налогов с граждан и фирм

3) обеспечение бесплатного для граждан образования

4) принятие закона о предпринимательстве

А6. Что отличает государство от других политических организаций:

1) разработка программ развития общества

2) представление интересов отдельных групп

3) выдвижение политических лидеров   

4) исключительное право принимать правовые нормы

А7. К признакам монархии относится:

1) коллективный принцип принятия решений

2) унитарное государственное устройство

3) передача верховной власти по наследству

4) выборность высших органов власти

А8.  Конституция Российской Федерации основным источником власти считает:

1) многонациональный народ Российской Федерации
2) Президента Российской Федерации
3) суверенитет
4) Федеральное Собрание Российской Федерации

А9.  Верны ли следующие суждения о власти?

А. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.
Б. Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Политическая партия, выступающая против господствующей партии, называется:

1) партией власти
2) оппозиционной
3) запрещенной
4) теневой

Часть II . 

В1.      В стране Z  абсолютная монархия, а в стране Y- конституционная монархия.

Сравните эти формы правления. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую  порядковые номера черт отличия.

  1. Наследственный характер верховной власти
  2. Законодательная власть принадлежит парламенту
  3. Ответственность правительства перед парламентом
  4. Монарх  глава государства

Черты сходства

Черты отличия

                                                  

В2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.  (Б) Органы местного самоуправления играют важную роль в управлении территориями.   (В) Пока далеко не все граждане осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Определите, какие положения текста:

  1. Отражают факты
  2. Выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие  "функции средств массовой информации".  Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Информационная, законотворческая, контрольная, функция политической социализации.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В соответствии со __________ (А) 62 Закона РФ «О средствах массовой информации» моральный (неимущественный) вред, причиненный __________ (Б) в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности __________ (В), порочащих __________ (Г) и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный (Д), возмещается по решению __________ (Е) средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) гражданин
2) статья
3) честь
4) сведения
5) суд
6) вред
7) государство

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 9  класса 

II вариант

 Часть I . Выберите из предложенных ответов один правильный.

А1. Это слово в переводе с греческого означает "искусство управления государством":

1) демократия             2) демагогия              3) политика                4) олигархия

А2. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Государство осуществляет политическую власть в обществе.

Б. Разработка и принятие закона  пример осуществления государственной власти.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                      4) оба суждения неверны

А3. К признакам государства любого типа относят:

1) разделение и независимость властей

2) многообразие политических партий  

3) взимание налогов с граждан и предприятий

4) верховенство власти

А4. Как называются обязательные,  преимущественно невозвратные платежи, в установленном порядке взимаемые государством с физических и юридических лиц?

1) страховые выплаты                               3) дивиденды

2) тарифы                                                    4) налоги

А5. Любое государство характеризуется:

1) возможностью осуществлять принуждение

2) многопартийностью

3) взаимной ответственностью государства и личности

4) разделением властей

А6.  Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                      4) оба суждения неверны

А7. Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

1) правовую                                                                  3) политическую

2) культурно-воспитательную                                    4) социальную 

А8. Высшим выражением власти народа согласно Конституции Российской Федерации являются(ется):

1) Федеральное Собрание РФ
2) референдум и свободные выборы
3) суверенитет
4) демократия и правовое государство

А9. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляет руководство обществом в целом.
Б. Политическая власть определяет основные направления

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Политическая партия – это организация, которая:

 1) борется за власть

 2) решает хозяйственные вопросы

 3) объединяет людей по интересам

 4) образуется стихийно

Часть II . 

В1.  Установите соответствие между примерами функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) обеспечение правопорядка правоохранительными органами

Б)         подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой  соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г)        участие армии государства в военных учениях совместно с армией другого государства

Д)       государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

1) внешние

2) внутренние

В2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.  (Б) Органы местного самоуправления играют важную роль в управлении территориями.   (В) Пока далеко не все граждане осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Определите, какие положения текста:

  1. Отражают факты
  2. Выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие "функции средств массовой информации".
Информационная, законотворческая, контрольная, функция политической социализации.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В соответствии со __________ (А) 62 Закона РФ «О средствах массовой информации» моральный (неимущественный) вред, причиненный __________ (Б) в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности __________ (В), порочащих __________ (Г) и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный (Д), возмещается по решению __________ (Е) средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) гражданин
2) статья
3) честь
4) сведения
5) суд
6) вред
7) государство

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 10  класса

I вариант

А. Выберите правильный вариант ответа

1) Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2) Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Разрешить глобальные проблемы можно только объединенными усилиями всего человечества.

Б. Глобальные проблемы существовали на всех исторических этапах развития общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3) Верны ли следующие суждения о личности?

А.Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.

Б.Личность — совокупность биологических качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Б. Задания с выбором ответа

1. Выберите признаки, характеризующие отличия человека от животного

Человек:

А) обладает инстинктом самосохранения;

Б) существо биологическое;

В) живет среди себе подобных;

Г) преобразует окружающий мир;

Д) обладает способностью к творчеству;

Е) умеет приспосабливаться к окружающему миру;

Ж) производит орудия труда с помощью других орудий труда.

2. Определите, что из перечисленного относится к причинам экологического кризиса, а что – к последствиям.

  1. ухудшение среды обитания человека;
  2. грубые механические приемы земледелия;
  3. нерациональное использование ресурсов;
  4. исчезновение многих видов животных и растений;
  5. потребительское отношение к природе;
  6. увеличение промышленных отходов;
  7. рост наследственных заболеваний;
  8. жизненный принцип: «После нас – хоть потоп».

Причины

Последствия

В.  Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов,  цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! 

«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».

Список терминов:

 

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность

Г.  В стране К. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им был задан вопрос: «Какой фактор вы считаете основным  в  формировании личности»? Результаты опроса представлены в гистограмме.

               

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительное большинство опрошенных считают, что семья – основной фактор формирования личности.
  2. Наибольшее число опрошенных отмечают ведущую роль школы.
  3. Почти четверть опрошенных затрудняются ответить на поставленный вопрос.
  4. Минимальное число опрошенных отмечают влияние социального окружения.
  5. Опрошенные считают, что школа является более важным фактором в становлении личности, чем природные задатки.

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 10  класса

II вариант

А. Выберите правильный вариант ответа

1) Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Духовная сфера жизни общества объединяет культуру, науку, образование, искусство, мораль, религию.

Б. Социальная сфера взаимодействует с другими сферами общества.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны

2) Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. У человека и животных есть схожие потребности.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны

3) Верны ли следующие суждения о сущности революции?

А. Революция — это изменение (преобразование, переустройство) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б. Революция — это постепенный переход общества из одного состояния в другое.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны

Б. Задания с выбором ответа

  1. Какие из признаков присущи традиционному обществу?

А)

развитое фабричное производство;

Б)

создание основного продукта в сельском хозяйстве;

В)

завершение промышленного переворота;

Г)

Д)

Е)

Ж)

высокоразвитая инфраструктура;

социальная мобильность;

примитивная техника;

экстенсивное хозяйство.

2. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Что из названного относится по своим последствиям к экологическому кризису, а что – к катастрофе?

А) Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;

Б) Авария на Чернобыльской АЭС;

В) Загрязнение вредными отбросами Москвы-реки;

Г) Пересыхание Арала;

Д) Значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.

экологический кризис

экологическая катастрофа

В.  Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов,  цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Список терминов:

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма

Г. В стране Р. был проведён опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 18–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Глобальные проблемы современности можно разрешить путем…» Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

 

Варианты продолжения фразы

Выбор
18−25-летних

Выбор
40−50-летних

...договорённостей между странами «большой восьмёрки».

12

20

...разумного самоограничения потребностей человечества.

8

32

...распространения идеи гуманизма, толерантности,
экологической культуры.

12

28

...становления всемирного тоталитарного государства.

36

8

...возвращения человека к естественному состоянию, отказа
от всех технических достижений.

32

12

 

Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?

 

1) Молодёжь меньше, чем старшее поколение, обращает внимание на установление жёсткого мирового порядка.

2) И молодое, и старшее поколение полагает, что возвращение в пещеры, к природе — основной путь решения глобальных проблем.

3) Среди двух групп опрошенных больший процент старшего поколения верит, что договорённости ведущих стран мира помогут решить глобальные проблемы.

4) Молодежь в большей степени, чем старшее поколение, ценит гуманистические ценности и культуру.



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 11  класса

I вариант

А. Выберите правильный ответ:

1. Источником власти при демократии является

1) законодательный орган

3) народ

2) правительство

4) правящая партия

2. Признаком государства не является

1) аппарат управления

3) система права

2) наличие границ

4) национальный состав населения

3. Символы государства

1) являются признаком суверенитета

3) народ

2) определяют форму правления

4) правящая партия

 4. Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния называется

1) юридической обязанностью

3) юридической презумпцией

2) юридической ответственностью

4) юридической культурой

5. Президент РФ является

1) главой государства

3) гарантом прав и свобод человека и гражданина

2) гарантом Конституции РФ

4) обладателем всех названых статусов

Б.  Какому понятию соответствует следующие определения?

     1) Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

2) Организация единомышленников,  представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

В. Выберите правильный вариант ответа

1) Верны ли следующие суждения об общих чертах и различии правовых и моральных норм?

А. Правовые нормы, как и моральные, связаны с категорией «социальная справедливость».

Б. Правовые нормы в отличие от моральных выполняются в силу привычки, внутренних побуждений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2) Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека в обществе  - это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3) Верны ли следующие суждения о признаках демократического режима?

А. Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни.

Б. Для демократического режима свойственна высокая степень участия граждан в политической жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Г. Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 

1.  Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

2. Государство не  является единственным носителем политической власти.

3. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

4. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

Д. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?

2. Каковы причины существования политического неравенства, почему одни люди принимают решения, а другие их выполняют?

Контрольно-измерительный материал по обществознанию

для проведения промежуточной аттестации

за I полугодие 11  класса

II вариант

А. Выберите правильный ответ:

1. Признаком государства, отличающим его от всех других форм объединения людей, является

1) наличие системы права;                                                2) наличие общего хозяйства;

3) наличие органов управления;                                       4) наличие общих ценностей.

2. Одна из ветвей власти в демократическом государстве

1) судебная власть;                                                             2) культурно-информационная власть;

3) власть политической элиты;                                         4) экономическая власть.

3. Целью правового государства является

1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию;     2) создание вертикали власти;

3) формирование правовой культуры общества;             4) создание законодательной системы.

4. Политическая идеология относится к

1) политическим институтам;                                           2) политическим нормам;

3) политической культуре;                                                4) политическим связям.

5. К внешней функции государства относится функция

1) культурная;                                                                      2) дипломатическая;

3) политическая;                                                                  4) экономическая.

Б.  Какому понятию соответствует следующие определения?

1) Способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры.

     2) Устойчивая политическая связь человека с государством.

В. Выберите правильный вариант ответа

1. Верны ли следующие суждения о государственной власти?

     А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

     1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

     А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.

Б. Одной из функций политической партии является идеологическая.

     1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Тоталитаризм — это результат развития постиндустриального общества.

Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном обществе официальной идеологией государства.

     1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны.

Г. Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 

1. Все партии делятся только по классовому признаку 
2. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
3. Юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер. 
4. Для гражданского общества свойственно преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами. 

Д. Ответьте на следующие вопросы.

1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково главное назначение власти в обществе?

2. Какова роль политических идеологий в общественной жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные материалы по дисциплине «Обществознание» по разделу № 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»

Цели проведения работы: Данная контрольная работа проводиться для проверки знаний и умений   учащихся 1 курса   по дисциплине «Обществознание», при изучении   раздела № 1...

Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)

Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...

Контрольно-измерительные материалы по темам для подготовки к ГИА по обществознанию

Включает в сябя разбитые по основным главам и типам задания...

Контрольно- измерительные материалы для 6 класса по обществознанию

Проверочная работа в тестовой форме  предназначена для текущего контроля знаний по теме " Человек родился"...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 7 класса.Контрольная работа за первое полугодие

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для  7 класса.Контрольная  работа  за первое  полугодие...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для  9 класса.  Входная  контрольная  работа...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6  класса.Итоговая  контрольная  работа ....