Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл. составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Курс обществознания расчитан на 102 ч. (з часа в неделю).Используется учебник Л.Н.Боголюбова "Обществознание" (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_obshchestvoznaniyu_profilnyy_uroven.docx | 75.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Утверждаю
Директор школы
____________А.И. Липская
Приказ №____/ОД от ____2017 г.
Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»
(профильный уровень)
среднего общего образования
для учащихся 10-11 классов
на 2017 - 2019 учебный год
Составитель: Менская Е.В.
учитель высшей категории:
Содержание
№ | стр | |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» | 4-11 |
3 | Содержание учебного предмета «Обществознание» | 7-12 |
4 | Тематическое планирование | 13-19 |
5 | Оценочные материалы | 20 |
Приложения | ||
-Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы. | ||
- Оценочные материалы. | ||
- Календарно-тематическое планирование (по классам) |
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-11-х классов является составной частью основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6" и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), рекомендациями Примерной программы среднего общего образования по истории и Программы общеобразовательных учреждений ФГОС.
Рабочая учебная программа не содержит расхождений с авторскими программами курса и тематическим планированием к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» (базовый и профильный уровень).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Обучение осуществляется по следующим учебникам:
- Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю.и др. под. ред.Боголюбова Л.Н.. Обществознание(профильный уровень). 10класс. – М. «Просвещение», 2010.
- Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю.и др. под. ред.Боголюбова Л.Н.. Обществознание(профильный уровень). 10класс. – М. «Просвещение», 2010
Обучение обществознанию организовано в группах профильного уровня, состав которых формируется в соответствии с индивидуальными учебными планами учащихся 10-11 классов. Количественный состав обучающихся представлен в таблице:
Профиль обучения | Предметы, изучаемые по программам профильного уровня | 2016-2018 уч.г. | |
10 класс | 11 класс | ||
Социально-экономический | Обществознание, экономика, право | 11 человек | 9 человек |
Содержание профильного курса обществознания представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. В учебном плане на изучение обществознания по программам профильного уровня отведено 210 часов. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. В профильных классах как самостоятельные курсы изучаются право (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах) и экономика (2 часа в неделю в 10 и 11 классе).
Примерная программа рассчитана на 210 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Количество контрольных работ (профиль):
классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Количество плановых контрольных работ | |||
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | |||
10 | 3 | 102 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | 3 | 102 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- ) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание
обществознания на профильном уровне
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии. (2 часа).
Философия человека
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Знание, сознание, познание
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социальная философия
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии.
Общество и общественные отношения
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
Этнические и конфессиональные отношения
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование.
Политика и власть
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология политических систем.
Государство в политической системе
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства.
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки.
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество и его институты (12 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
Личность в политической жизни
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения.
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы.
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
Политический процесс
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение.
Социальная психология личности
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности.
Периодизация развития личности. Становление личности. Принятие человеком самого себя. Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.
Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение.
Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации.
Ролевой набор личности. Ролевое поведение.
Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование.
Мир общения (
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие.
Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности.
Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению.
Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество.
Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении.
Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения.
Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты.
Психология социальных групп
Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа.
Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность криминальных групп.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Тематическое планирование предмета
«Обществознание» 10 класс
(профильный уровень)
№ темы | Название темы | количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Планируемый результат (личностный, метапредметный и предметный) |
1. | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 17 | 17 | Объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; уметь анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
2. | Общество и человек | 20 | 20 | Объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами. Объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; познакомить с социальными взаимодействиями и общественными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. |
3. | Деятельность как способ существования людей (философия человека) | 10 | 10 | Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Объяснить понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей |
4. | Сознание и познание | 16 | 16 | Объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»; ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Объяснить понятия и термины: «общественное сознание», «индивидуальное сознание», «общественная психология», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание». |
5. | Личность. Межличностные отношения | 38 | 38 | Объяснить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», «экзистенциализм», «ид», «эго», «супер-эго»; ознакомить с особенностями структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Объяснить понятия и термины: «социальная установка», «направленность личности», «социальное действие», «влечение», «желание», «стремление», «интересы», «альтруизм, «идеалы», «убеждения», «мировоззрение», «фрустрация»; ознакомить с основными видами направленности личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки |
Итого | 100 | 100 |
Тематическое планирование предмета
«Обществознание» 11 класс
(профильный уровень)
№ темы | Название темы | количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Планируемый результат (личностный, метапредметный и предметный) |
6. | Современный этап мирового развития | 10 | 10 | Знать основные положения по теме урока: что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; что представляет собой глобализация а сфере культуры. Характеризовать чем обусловлен планетарный характер глобальных проблем современности; чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса; какова взаимосвязь глобальных проблем современности. Уметь определять роль НТП в развитии современного мира; в чем состоит и как проявляется. |
7. | Введение в социологию | 31 | 31 | Знать основные положения по теме урока: что такое социальная дифференциация; как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»; три вида социальной стратификации; какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов; какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером; что в социологии понимается под социальной мобильностью; какие «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека; основные признаки понятия «социальный институт»; что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина. Понимать, почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер; чем статусная группа отличается от класса; какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран; в чем различие маргиналов от люмпенов. Понимать, что такое институализация; что лежит в основе типологии социальных институтов; как связаны потребности общества и функции социальных институтов. Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности и чем он определяется; какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус; что такое статусная роль; как относятся реальное поведение человека и его статусная роль; какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус; в чем заключается процесс социализации. Знать основные положения по теме урока: в чем заключаются причины отклоняющегося поведения; что такое социальный контроль. Понимать, в чем социальная опасность преступности; в чем состоит значение самоконтроля. |
8. | Введение в политологию | 31 | 31 | Знать, что такое политическая система; что такое политический режим; как соотносятся между собой политическая система и политический режим; основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических систем. Уметь объяснять, каковы структурные элементы политической системы Анализировать признаки и ценности демократии, как связаны они между собой. Понимать, почему парламентаризм называют парламентской демократией. Характеризовать, что понимается под правовым государством; что представляет собой система местного самоуправления в России; в каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Понимать, в чем сущность и значимость гражданского общества. Уметь характеризовать признаки правового государства. |
9. | Духовная культура | 18 | 18 | Знать, что такое культура, какие науки ее изучают; что означает понятие «материальная культура»; что понимается под духовной культурой; каковы способы развития духовной культуры; что такое субкультура, при каких условиях она превращается в контркультуру; какие проблемы порождает признание многообразия культур; что такое диалог культур. Понимать, почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным. Знать, что такое духовная жизнь общества, в чем состоит сущность внутреннего мира человека Понимать, каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности. Знать, в чем состоит главное отличие принципов морали от моральных норм; какие вопросы решает этика; что такое нравственная культура личности, чем она отличается от общей культуры. Характеризовать, что такое наука, почему ее характеризуют как двойственную ценность; каковы признаки науки как социального института. Объяснять, в чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества; каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России. Уметь объяснять, какие качества формирует образование у человека. Понимать, каково значение религии в жизни общества; в чем сущность принципа свободы совести, как он реализован в законодательстве Российской Федерации. |
10. | Современный этап мирового развития | 9 | 9 | Знать основные положения по теме урока: чем обусловлены многообразия форм политической и социальной жизни; в чем проявляется вестернизация слаборазвитых стран; причины успеха модернизации ряда стран Восточной Азии; в чем состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития. Уметь характеризовать достижения и проблемы современных индустриальных обществ. Знать основные положения по теме урока: что такое политическая сеть; в каких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые структуры; в чем опасность террористических сетей. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма. |
Итого | 99 | 99 |
Реализация национального, регионального и этнокультурного компонента
10 класс:
№ | Тема урока | Содержание НРЭО |
1 | Происхождение человека и становление общества | Взаимодействие общества и природы в условиях экологии Урала |
2 | Сущность человека как проблема философии | Человек – продукт биологической, социальной и культурной эволюции в условиях Урала |
3 | Трудовая деятельность | Труд и трудовая деятельность человека в условиях Южного Урала |
11 класс:
№ | Тема урока | Содержание НРЭО |
1 | Социальный срез российского общества | Социальные процессы в регионе |
2 | Этническое многообразие современного мира | Этнические общности и межнациональные отношения в регионе Южного Урала |
3 | Политическая система | Политическое развитие региона |
4 | Местное самоуправление | Органы власти и местное самоуправление в Челябинской области |
5 | Правовое государство и гражданское общество | Законодательство Челябинской области |
6 | Материальная и духовная культура | Культурная жизнь региона |
Оценочные материалы
Уровень сформированности знаний и умений учащихся по обществознанию оценивается при помощи лабораторно-практических работ, контрольных тестовых работ, устных зачетов. Контрольно-измерительные материалы (тесты и практикумы) составлены на основе КИМов, используемых для итоговой аттестации и содержат задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Контрольные тестовые и практические работы позволяют проверить следующие умения:
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
При выполнении контрольных тестовых и практических работ и для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:
«2» - < 35%
«3» – 35-60%
«4» – 61-80%
«5» - 81-100%
При оценке устных ответов учащихся учитываются:
- степень осознанности, понимания изученного,
- полнота и правильность ответа,
- языковое оформление ответа с точки зрения норм естественного литературного и обществоведческого языков.
При устном ответе для получения отметки:
«5» – ученик
* демонстрирует высокую степень осознанности, понимание изученного;
* полно, грамотно и логично излагает материал, в том числе с точки зрения языковых норм;
*обосновывает теоретические положения и собственную точку зрения, используя различные аргументы; иллюстрирует социальные явления примерами из истории, социального и личного опыта;
* дает адекватную оценку социальным явлениям;
* предлагает творческое решение поставленных задач и проблем.
«4» – ученик:
* демонстрирует знание и понимание материала,
* полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий, характеристику явлений и процессов;
* может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
* затрудняется в оценке социальных явлений;
* излагает материал правильно с точки зрения языковых норм, но допускает недочеты в последовательности и языковом оформлении сказанного;
«3» – ученик:
* обнаруживает знание и понимание материала;
* излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке;
* не умеет достаточно доказательно обосновывать свои суждения;
* затрудняется в иллюстрации социальных явлений примерами или ограничивается житейским опытом;
* излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении;
«2» – ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, свойств, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
«5», «4», «3» – может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Итоговые оценки
Решающим при определении итоговой оценки считается фактическая подготовка ученика по всем показателям ко времени выведения оценки. Преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения обществоведческими знаниями и умениями. Итоговая отметка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных работ, практических работ, зачетов оценивалось баллом «2».
Однако для стимулирования серьезного отношения учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых отметок учитываются результаты их текущей успеваемости.
Сроки проведения | Название раздела, темы | Структура работы | Оценочные материалы |
1 полугодие 10 кл. | Стартовый контроль | тестирование | О.В.Кишенкова. Тесты для старшей школы по обществознанию, с.109-113 |
1 полугодие 10 кл. | Общество и человек | зачет | Л.Н.Боголюбов. Обществознание, с. 167-169 |
2 полугодие 10 кл. | Самосознание и развитие личности | Тестирование | О.В.Кишенкова. Тесты для старшей школы по обществознанию, с.32-39 |
2 полугодие 10 кл. | Итоговый контроль | тестирование | О.В.Кишенкова. Тесты для старшей школы по обществознанию, с.114-132 |
1 полугодие 11 кл. | Социальная структура общества. 11 кл | Анализ документа | Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 11 класс, с. 146-149 |
1 полугодие 11 кл. | Демократия. 11 кл | Лабораторная работа | Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 11 класс, с. 172 |
2 полугодие 11 кл. | Политика | зачет | Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. Рабочая тетрадь, с. 88-105 |
2 полугодие 11 кл. | Итоговый контроль. 11 кл. (в формате ЕГЭ) | Тестирование | Пробный ЕГЭ. В-т 1-5. http://www.еgе.edu.ru |
Для составления КИМов использовалась следующая литература:
1. Проверочные тестовые задания // Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Электронное приложение к учебнику: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008.
2. Вопросы для обсуждения // Иоффе А. Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. – М.: Просвещение, 2008. – (Программы общеобразовательных учреждений). – С. 31.
3. Боголюбов Л.Н. Рутковская Е.Л. Обществознание: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М. Интеллект- Центр, 2012-2013
4. ЕГЭ. Обществознание. Контрольно-измерительные материалы. М. Просвещение. 2009-2013 гг.
5. А.И.Иоффе. Книга ресурсов. Методические материалы по гражданскому образованию. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник» 2006.
6. Школьный словарь по обществознанию. М., Просвещение, 2001 г.
7. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» . Под редакцией Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010.
8. Лебедев В.А., Хашимов Г.В. и др. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в вузы. Челябинск, ЧелГУ, 2010 г.
9. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., Просвещение, 2003 г.
10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. 10-11 кл. М., Вита-пресс, 2010 г.
11. Крючкова П.В. и др. Основы потребительских знаний. М., 2005 г.
12. Мухаев Р.Т. Политология 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1997 г.
13. Шабуров Н.В. Религии мира. 10-11 кл. М., Дрофа, 1997 г.
14. А.Ю.Лабезникова, Т.В.Коваль, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. Обществознание Экзаменационный тренажер. Учпедгиз. Москва. 2018
15. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Комплект материалов для подготовки учащихся. Москва. «Интеллект-центр». 2017
16. Е.С.Королькова. Практикум по обществознанию. Политика. Право. Москва «Экзамен» 2017
17. Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. Практикум по обществознанию. Экономика. Социология. Москва «Экзамен» 2017.
18. А.Э.Безносова, Т.С. Орлова. Диагностические работы. ЕГЭ 2017. Москва. МЦМНО 2017
Ресурсы интернет:
Обществознание
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – АПК и ППРО
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Литература для обеспечения реализации национально-регионального компонента.
- "О некоторых итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2005 г. и перспективном плане работы на 2006 год и ближайшее пятилетие." Комплексный доклад Губернатора Челябинской области П.И.Сумина Областному Законодательному собранию Челябинской области.
- "Челябинская область: цифры и факты". Автор-составитель Загребин С.С.Челябинск, ЧГПУ, 2001 г.
- Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области в 2000 г.
- Ж. Уральский перекрёсток. Краткий справочник, 2001 г.№ 1.
- Осанкин В.С. Экономика Челябинской области в условиях становления рыночных отношений. М.: ЧИПКРО, 1998.
- Личман Б.В. История Урала. В 2-х книгах .Екатеринбург, 1999 г.
- Алеврас Н.Н. , Конюченко А.И. История Урала Х1-ХУШ вв. Учебное пособие. Челябинск, ЮУКИ, 2000 г.
Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов образовательной области «Обществознание»
Предмет | Класс | Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Обществознание (базовый) | 10-11 | 1.Обществознание. 10 - 11 кл. профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2010 -2013 |
| 1. Проверочные тестовые задания // Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Электронное приложение к учебнику: 11 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2008. 2. Вопросы для обсуждения // Иоффе А. Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. – М.: Просвещение, 2008. – (Программы общеобразовательных учреждений). – С. 31. 3. Боголюбов Л.Н. Рутковская Е.Л. Обществознание: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М. Интеллект- Центр, 2017г. 4. ЕГЭ. Обществознание. Контрольно-измерительные материалы. М. Просвещение. 2017-2018 г.г. |
Обществознание (Профильный) | 10 11 | 2. Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Учебник (с вкладышем): 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с. | 2. Поляков Л. В., Иоффе А. Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Методическое пособие. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с. Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Книга для учителя: 11 класс (базовый уровень). – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе на профильном уровне, к учебнику Л.Н.Боголюбова.Программа содержит Пояснительную записку, требования к выпускникам,нормативную документацию,материально-...
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе, профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой М., «Просвещение», 2013.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе по учебнику под.ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой профильный курс...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (профильный уровень)
Пояснительная запискапо обществознанию(профильный уровень)11 классРабочая программа по обществознанию составлена на основе:1. Федерального компонента государственного обр...
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Профильный уровень.
Рабочая программа предназначена для учителей обществознания. Создана на базе программы академика Боголюбова Л.Н. Охватывает достаточный уровень содержания, установленный госстандартом для ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы. Профильный уровень.
Рабочая программа педагога...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл. составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Курс обществознания расчитан на 102 ч. (з часа в неделю).Использ...