рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный класс)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа рассчитана на 102 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_11_klass-profil.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по обществознанию
( 11 класс - профильный уровень )
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа рассчитана на 102 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.
Цели:
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В программе имеется резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Тема 1 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема 2 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема 3 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема 4 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
— исследование реальных связей и зависимостей;
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— владение навыками редактирования текста;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по праву (Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях). Москва. Глобус 2008.
Учебник – Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва: Просвещение, 2010
Дополнительная литература:
- Конституция РФ
- ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – Москва: Экзамен, 2007
3. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – Москва: ТИД Русское слово, 2008
4. Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. – Москва: Дрофа, 2001
5. Сборник законов ПФ
6. Тесты по обществознанию: пособие по подготовке к ЕГЭ, вступительному тестированию. – Москва: ИКЦ МарТ, 2008
7. Коваленко А.И. Правоведение 10-11кл. – Москва, 1998
8. История философии. – Москва, 1994
- 9. Морозова С.А. Обществознание. – Спб, 2001
10. Марченко М.Н. Обществознание. – Москва, 2000
11. Философия. – Москва. 1995
12. Радугин А.А. Социология. – Москва, 2003
Тематическое планирование
№ раз-дела | Тема раздела | Коли-чество часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ | Содержание раздела | Перечень средств ИКТ, ЦОР, необходимых для реализации Рабочей программы | Планируемый результат |
1 | Социальное развитие современного общества | 35 | 1 | Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу. Социальная мобильность и социальные лифты.. Люмпены и маргиналы. Тенденции в развитии социальных отношений Понятие социальный институт. Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и культура. Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности и социальная адаптация. Кто учит нас играть по правилам? Социальные ценности и нормы Социальные регуляторы. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Преступность. Социальный контроль. Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. Этническая общность и ее виды. Этнос, нация и национальность. Национальный менталитет. Этническое многообразие современного мира. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты Регулирование межэтнических отношений. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографическая политика в России. Семья как социальный институт. Социальный институт брака. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи. Быт и бытовые отношения Молодежь как социальная группа. Процесс социализации молодежи. Молодежная субкультура. Российское общество сегодня: социальный срез. Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе. Конституционные основы социальной политики. Государственная стратегия борьбы с бедностью. Обобщение по теме: «Социальное развитие современного общества». | Презентации: -«Социальная стратифика-ция»; -«Социальные институты»; -«Социальные статусы и роли»; -«Этнос и нация»; -«Институт семьи и брака» | Знакомсво с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные лифт способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; развить умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; сформировать отношение к проблемам социального неравенства. Познакомить с основными этапами инсти- туционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию. Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики; развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к проблемам экономики. Познакомить с основными позициями социального статуса, его видами, показать причины ролевого конфликта, раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте; развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию по теме, объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности, вырабатывать активную гражданскую позицию Познакомить с основными социальными ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений; развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к социальным ценностям, нормам права Познакомить с признаками отклоняющегося поведения, показать его причины, проанализировать основные формы социального контроля; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию. Познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям. Познакомить с основными признаки этноса и нации, со структурой национального менталитета, показать основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях. Познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации; развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; формировать отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма. Познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации; развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; формировать отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма. Познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации; развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; формировать отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма. Познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к демографическим проблемам современного общества. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. Познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к проблеме быта. Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения. Познакомить с социальной стратификацией современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, выявить главные направления борьбы с бедностью; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к социальным проблемам общества, собственной роли в их решении. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | |
2 | Политическая жизнь современного общества | 33 | 1 | Государство - основной институт политической системы. Внутренняя и внешняя политика государства. Понятие бюрократии. Современная государственная служба и ее задачи. Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. СМИ в политической системе общества. Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на Политическое сознание. Сущность политической идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение, формы политического поведения. Регулирование политического поведения. Понятия политической партии и политического движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Тенденции развития политических партий и движений. Политическая элита. Политическое лидерство, роль политического лидера. Типы лидерства. Избирательная система. Избирательная кампания. Политические технологии избирателя Политическое участие. Понятие и типология политической культуры Источники и значение конфликтов в политике. Развитие политического конфликта. Урегулирование конфликтов. Политический процесс: основные положения. Типология политических процессов. Особенности политического процесса в современной России Обобщение по теме «Политическая жизнь современногобщества» | Презентации: -«Политичес-кие режимы»; -«Государст-во»; -«Политичес- кие партии»; -«Политичес- кий процесс» | Познакомить с типологией политических систем, показать основные черты политических режимов; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать у учащихся отношение к политическим системам. Познакомить с признаками и ценностями демократии, показать их взаимосвязь и взаимозависимость, проанализировать механизм парламентаризма; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии; формировать отношения к демократическим ценностям и установкам, ответственности. Познакомить с государством как основным институтом политической системы, показать суть политики как государственного управления; развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать у учащихся отношение к вопросу о назначении государства и выполнении чиновниками своих обязанностей Познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества. Познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ; развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей. Познакомить с основными чертами и сущностью политического сознания, определить основные идеи и ценности, которые лежат в основе каждой из идеологий, выяснить мотивы политического поведения, определить механизм регулирования политического поведения; развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к проблеме формирования политического сознания. Познакомить с основными политическими партиями и движениями, показать сущность основных типов партийных систем, тенденции развития политических партий и движений в России; развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к политическим партиям и их роли в жизни современного общества. Познакомить с характерными чертами политической элиты, показать разницу между элитой и контрэлитой, выявить сущность политического лидерства, охарактеризовать типы политических лидеров, показать механизм создания имиджа политического лидера; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к политическим элитам и лидерам. Познакомить с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы ее проведения; развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; формировать отношение к процессу избирательной кампании. Познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность. Познакомить с сущностью и природой политического процесса, показать, какие факторы оказывают воздействие на политический процесс, каковы особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктаторского типа, охарактеризовать и проанализировать основные типы политических процессов; развивать умения исследовать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к политическому процессу. Познакомить с особенностями политических конфликтов, показать этапы эскалации политического конфликта, определить пути урегулирования и разрешения конфликтов; развивать у учащихся умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать у учащихся отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | |
3 | Духовная культура | 20 | 1 | Культура как явление общественной жизни. Субкультура и контркультура. Проблема многообразия культур. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир и духовность. Мировоззрение Менталитет человека. Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура Наука, ее функции. Этика науки. Личностная и социальная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Российское образование на пути модернизации. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Искусство. Структура искусства. Споры о сущности искусства. Функции искусства. Современное искусство. Массовая культура Культурное многообразие. Массовое общество и человек массы. Сущность и особенности массовой культуры. Обобщение по теме «Духовная культура» | Презентации: -«Наука»; -«Образова-ние»; -«Религия»; -«Искусство»; -«Массовая культура» | Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур; развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего. Показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к духовной жизни общества. Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру; развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека. Познакомить с ценностью науки, ее функциями и признаками; показать основные положения этики ученых, возрастание ответственности ученых в мире; развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, развивать исследовательскую деятельность; формировать отношение к проблеме развития науки, осознание ценности этики ученых. Познакомить с особенностями системы образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры, выявить и проанализировать тенденции развития образования в XXI в., главные задачи модернизации образования в России; развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять исследовательскую деятельность; формировать отношение к процессу образования. Познакомить с сущностью и природой искусства, исследовать причины возникновения искусства, называть и характеризовать основные функции искусства, проанализировать основные виды и жанры искусства; развивать умения анализировать,делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретическиеположения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к искусству, учить ценить прекрасное. Познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к религии, религиозному сознанию. Познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры; развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к массовой культуре, человеку массы. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | |
4 | Современный этап мирового развития | 12 | 1 | Единство мира в многообразии. Азиатский прорыв. Особенности традиционных обществ на современном этапе развития. Индустриальные общества. Достижения и противоречия постиндустриального общества. Что такое глобализация. Глобализация экономики. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процесса глобализации. Сетевые структуры в современной мировой политике Политические сети. Сетевой терроризм на фоне глобализации. Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема взаимоотношений Севера и Юга. Обобщение по теме «Современный этап мирового развития» | Презентации: -«Глобализа- ция» | Познакомить с многообразием современного мира, его причинами и особенностями, показать причины успеха модернизации азиатских стран, уровень развития традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать, заниматься исследовательской деятельностью; формировать отношение к проблемам развития человечества, определить свое место в данном процессе Познакомить с процессом глобализации, показать противоречия процесса глобализации, роль НТР и информационно-коммуникационных технологий в процессе глобализации; развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессам глобализации, ответственность за процессы, происходящие в мире. Познакомить с сущностью политической сети, показать отличительные черты современного политического терроризма, причины опасности террористических сетей; развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к сетевому терроризму. Познакомить с сущностью глобальных проблем, показать причины их появления, пути решения данных проблем; развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | |
5 | Резерв | 2 |
Поурочное планирование
№ уро-ка | Планиру-емая дата проведе-ния урока | Фактичес-кая дата проведен-ного урока | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся на уроке | Формы, виды контроля на уроке | |
Тема 1. Социальное развитие современного общества 35 часов | |||||||
1 | Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу. | Вводный урок | Вводная лекция | Устный опрос | |||
2 | Социальная мобильность и социальные лифты.. Люмпены и маргиналы. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
3 | Тенденции в развитии социальных отношений | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуаль-но- письмен-ные упраж-нения) | |||
4 | Понятие социальный институт. Типы социальных институтов. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
5 | Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
6 | Экономика как подсистема общества. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
7 | Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. | Урок-исследование. | Разноуровневые задания | Практические задания, ответы на вопросы | |||
8 | Экономика и политика. Экономика и культура. | Урок-исследование. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
9 | Социальный статус личности. Социальные роли личности | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
10 | Социализация личности и социальная адаптация. Кто учит нас играть по правилам? | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
11 | Социальные ценности и нормы | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения) | |||
12 | Социальные регуляторы. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятель-но подготов-ленными сообщениями | |||
13 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
14 | Преступность. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
15 | Социальный контроль. | Урок-лекция | Проблемная беседа | Устный опрос | |||
16 | Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
17 | Социальный конфликт. | Урок-лекция | Проблемная беседа | Устный опрос | |||
18 | Этническая общность и ее виды. Этнос, нация и национальность. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Практические задания, ответы на вопросы | |||
19 | Национальный менталитет. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
20 | Этническое многообразие современного мира. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
21 | Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
22 | Регулирование межэтнических отношений. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
23 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятель-но подго-товленными сообщениями | |||
24 | Демографическая политика в России. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
25 | Семья как социальный институт. Социальный институт брака. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
26 | Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
27 | Быт и бытовые отношения | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
28 | Быт и бытовые отношения | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
29 | Молодежь как социальная группа. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Практические задания, ответы на вопросы | |||
30 | Процесс социализации молодежи. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
31 | Молодежная субкультура. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
32 | Российское общество сегодня: социальный срез. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
33 | Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
34 | Конституционные основы социальной политики. Государственная стратегия борьбы с бедностью. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Выступления учащихся с самостоятель-но подго-товленными сообщениями | |||
35 | Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества» | Урок-систематизации и формирования умений и навыков | Письменная работа | Контрольная работа | |||
Тема 2. Политическая жизнь современного общества 33 часа | |||||||
36 | Политическая система: общая характеристика. | Урок- изучения нового материала | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
37 | Политические системы диктаторского типа. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
38 | Политический режим. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
39 | Принципы и ценности демократии. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
40 | Проблемы современной демократии. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
41 | Государство - основной институт политической системы. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
42 | Внутренняя и внешняя политика государства. Понятие бюрократии. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
43 | Современная государственная служба и ее задачи. Лекция с элементами проблемной беседы | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
44 | Сущность правового государства. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
45 | Гражданское общество и правовое государство. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
46 | Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
47 | СМИ в политической системе общества. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
48 | Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
49 | Политическое сознание. Сущность политической идеологии. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
50 | Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
51 | Политическое поведение, формы политического поведения. Регулирование политического поведения. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
52 | Понятия политической партии и политического движения. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
53 | Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
54 | Тенденции развития политических партий и движений. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
55 | Политическая элита. Политическое лидерство, роль политического лидера. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
56 | Типы лидерства. Группы давления. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
57 | Избирательная система. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Выступления учащихся с самостоятель-но подго-товленными сообщениями | |||
58 | Избирательная кампания. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
59 | Политические технологии избирателя | Урок-лекция | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
60 | Политическое участие. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
61 | Понятие и типология политической культуры | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
62 | Источники и значение конфликтов в политике
| Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
63 | Развитие политического конфликта. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
64 | Урегулирование конфликтов. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
65 | Политический процесс: основные положения. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
66 | Типология политических процессов | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
67 | Особенности политического процесса в современной России. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
68 | Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества» | Урок-систематизации и формирования умений и навыков | Письменная работа | Контрольная работа | |||
Тема 3. Духовная культура. 20 часов | |||||||
69 | Культура как явление общественной жизни. Субкультура и контркультура. | Урок изучения нового материала | Проблемная беседа. Дискуссия | Устный опрос | |||
70 | Проблема многообразия культур. Диалог культур. Толерантность. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
71 | Духовный мир и духовность. Мировоззрение | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
72 | Менталитет человека. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
73 | Мораль в жизни людей. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
74 | Мир моральных категорий. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
75 | Нравственная культура | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
76 | Наука, ее функции. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
77 | Этика науки. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
78 | Личностная и социальная значимость образования. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
79 | Тенденции развития образования в современном мире. | Комбинированный урок. | Работа с учебником и документами | Устный опрос (индивидуа-льно- пись-менные упражнения) | |||
80 | Религия как одна из форм культуры. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
81 | Мировые религии. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
82 | Принцип свободы совести. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
83 | Искусство. Структура искусства. Споры о сущности искусства. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
84 | Функции искусства. Современное искусство. | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
85 | Массовая культура | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
86 | Культурное многообразие. Массовое общество и человек массы | Комбинированный урок. | Работа с текстом. | Устный опрос | |||
87 | Сущность и особенности массовой культуры. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
88 | Обобщение по теме «Духовная культура» | Урок-систематизации и формирования умений и навыков | Письменная работа | Контрольная работа | |||
Тема 4. Современный этап мирового развития 12 часов | |||||||
89 | Единство мира в многообразии. Азиатский прорыв. | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Выступления учащихся с самостоятель-но подготов-ленными сообщениями | |||
90 | Особенности традиционных обществ на современном этапе развития.. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
91 | Индустриальные общества. Достижения и противоречия постиндустриального общества | ||||||
92 | Что такое глобализация. Глобализация экономики. | Комбинированный урок. | Практикум | Устный опрос | |||
93 | Противоречия процесса глобализации | Комбинированный урок. | Разноуровневые задания | Устный опрос | |||
94 | Сетевые структуры в современной мировой политике | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. Дискуссия | Практические задания, ответы на вопросы | |||
95 | Политические сети | Комбинированный урок. | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
96 | Сетевой терроризм на фоне глобализации. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
97 | Глобальные проблемы современности. | Урок-лекция | Проблемная беседа. | Устный опрос | |||
98 | Экологическая проблема. Демографическая проблема. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
99 | Проблема взаимоотношений Севера и Юга. | Комбинированный урок. | Работа с текстом | Устный опрос | |||
100 | Обобщение по теме «Современный этап мирового развития» | Урок-систематизации и формирования умений и навыков | Письменная работа | Контрольная работа | |||
101- 102 | Резерв |
Коррекция планирования
Дата непроведенного урока | Причина | Коррекция (вносимые изменения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе на профильном уровне, к учебнику Л.Н.Боголюбова.Программа содержит Пояснительную записку, требования к выпускникам,нормативную документацию,материально-...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова профильный уровень
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова профильный уровень...
Рабочая программа по обществознанию для профильного 11 класса
Пояснительная записка. Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта средне...
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе, профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой М., «Просвещение», 2013.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе по учебнику под.ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой профильный курс...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (профильный уровень)
Пояснительная запискапо обществознанию(профильный уровень)11 классРабочая программа по обществознанию составлена на основе:1. Федерального компонента государственного обр...
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Профильный уровень.
Рабочая программа предназначена для учителей обществознания. Создана на базе программы академика Боголюбова Л.Н. Охватывает достаточный уровень содержания, установленный госстандартом для ...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы. Профильный уровень.
Рабочая программа педагога...