Конспект урока на тему « Долг и совесть» 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Конспект урока на тему « Долг и совесть»
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dolg_i_sovest.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему « Долг и совесть»
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока: Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
- совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
- ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
- выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
- проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.
Коммуникативные УУД:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений;
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах
- Организационный момент. Здравствуйте.
- Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.
1.Мораль относится к __________сфере
А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.
2. Духовная культура – это…
а) предметы материального мира
б) природа
в) здание музея
г) традиции и обычаи
3. Правила поведения человека в обществе определяют …
а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.
4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:
а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу
в) умение говорить правду г) уважение к родителям.
5.Выберите признаки, характерные для морали:
А) общеобязательность; б) формальное оформление;
в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;
д) неформальность; е) связь с религиозными нормами
III. Актуализация
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова
Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.
Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.
И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.
Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.
В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.
- Определите, пожалуйста, тему нашего урока - (Тема урока «Долг и совесть»)
- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:
- Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
- Раскрыть суть общественного и морального долга.
IV. Просмотр мультфильма «Подвиг русских пилотов» по сценарию Р.Рождественского режиссер В.Самсонов
- Что же такое долг? Как его определить?
- Вот послушайте арабскую притчу «Долг».
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.
Беседа по притче
- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?
(Ответы детей)
-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)
- Чему научила Вас притча о долге?
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.
Работа со словарями. (найти толовые словари)
ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.
ДОЛГ - греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Долгом, именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Долге — о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым
Физкультминутка:
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже, не ленись
Поклонись и улыбнись
- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)
- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)
Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.
- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
Просмотр видеоролика «Памяти Януша Корчака» (с 1.15 до 2.30). Работа с учебником – стр. 68. Прочитайте о Януше Корчаке и ответьте на вопрос: Как вы можете объяснить поступок Я. Корчака?
После просмотра и работы с текстом учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово «совесть».
Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
- Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М.А. Савицкий
2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
Л.С. Лихачев
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
7. Самое лучшее украшение – чистая совесть
Цицерон
- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.
- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.
Работа в группах.
- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. (Приложение 1)
- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.
После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.
- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.
1. «100 рублей»
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
- «Сотовый телефон»
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
- «Находка»
Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия
- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)
- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.
Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.
Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.
- Что у нас получилось?
- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.
И завершить наш урок мне бы хотелось тренингом «Как не попасть в сети зла?»
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце
Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.
Запишите домашнее задание:
обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.
- творческая работа по выбору:
*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!
Используемые интернет-источники:
2. https://botana.cc/prepod/drugoe/opnkar4j.html;
3. https://videouroki.net/razrabotki/urok-soviest-dolgh.html
Афоризмы:
- Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М.А. Савицкий
2. Честь - это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
Л.С. Лихачев
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
7. Самое лучшее украшение – чистая совесть
Цицерон
Правила:
- Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
- Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
- Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом.
- Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
- Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
- Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
- Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
- Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
- Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
- Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
- Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
- Сострадайте чужому горю. Сопереживание не даст вашему сердцу ожесточиться.
- Будьте ответственны за свои поступки. Всегда необходимо отвечать перед собой и другими за те действия, которые вы совершили.
- Не допускайте формального выполнения долга. Недопустимо исполнять долг «для галочки», позерства.
- Недопустимо также выполнение долга из страха.
1. «100 рублей»
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
- «Сотовый телефон»
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
- «Находка»
Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия
Самоанализ урока обществознания в 8 классе
на тему «Долг и совесть».
Данный урок является по типу «изучение нового материала», сочетая актуализацию полученных ранее знаний о морали и нравственности и изучение нового материала о долге и совести.
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока: Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
- совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
- ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
- выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
- проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.
Коммуникативные УУД:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений;
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах
Методы и методические приемы.
Для достижения цели урока использовались методы и приемы обучения, которые являлись инструментом развития учащихся, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить эти знания на новые ситуации. Данные способы и приемы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы:
1. словесные методы:
- объяснение
- беседа с учащимися по теме
2. наглядные методы:
- изобразительная наглядность (иллюстрации)
- использование ИКТ и мультимедийных материалов
3. Методы контроля и самоконтроля:
- индивидуальный опрос
- фронтальный опрос
- взаимный контроль
4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- работа под руководством учителя
- самостоятельная работа
- работа в парах
- работа в группах
5. Методы оценивания:
- словесная оценка (поощрение)
- 5-ти бальная система отметок
В рамках новых требований и стандартов ФГОС второго поколения особое внимание было уделено формированию коммуникативных и познавательных УУД с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Для реализации поставленных целей, использовались следующие технологии:
1) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
2) технология сотрудничества (парная работа, групповая);
3) коммуникативные технологии;
4) технология критического мышления;
5) здоровье сберегающие технологии.
Ведущими технологиями явились: технология критического мышления и технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.
Сильные стороны урока:
- Все виды деятельности были направлены на достижение цели урока. Их разнообразие способствовало решению поставленных задач.
- Интерес ребят поддерживался через активные формы урока.
- Эффективно использовались современные средства обучения.
- Целесообразно применялся материал учебника
- Каждый блок был проверен, ошибки были исправлены.
- При подготовке к уроку мною были учтены:
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- уровень подготовки, высокий интерес к изучению данного предмета;
- достаточно высокая мотивация учащихся к изучению истории.
В целом, можно сделать вывод, что цель урока достигнута, планируемые результаты получены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"
В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
План –конспект урока на тему «Гимнастика» в 5 классах. На уроке применен метод работы по станциям.
План –конспект урока на тему «Гимнастика» в 5 классах. На уроке применен метод работы по станциям....
План-конспект урока на тему "Долг Родине - служба по призыву"
Урок из раздела "Основы военной службы"...