Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"
план-конспект урока обществознания (9 класс) по теме

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора;

объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть» А.И.Солженицин;

делать выводы на основе представленных фактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: «Долг и совесть».

Тип урока: комбинированный.

Задачи: знать основные понятия – долг, долг общественный, долг моральный, совесть; в результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; объяснять смысл высказываний мудрых: «Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин; делать выводы на основе представленных фактов.

        Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

2. Анализ высказываний о долге и совести.

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти

 

С какими высказываниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам высказывание  выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

3. Работа с понятиями.

 Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Работа в группах.

1 группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2 группа. Вы уже знаете понятие долг. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

3 группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А какого ваше мнение?

5. Выводы .

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

6. Домашнее задание.

 1) параграф 6, задания 3-5 в учебнике на странице 52.

2) в рабочей тетради задание 5,7,9,10.

7. Итог урока.

- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

           

               Что с нашей страной становится ?

               Консерваторов моют в «Новости».

               Мне хотелось бы в каждой области –

               Интенсификации совести.

               Пробивайтесь, острые повести !

               Пускай кофе кипит несоевый.

               Видный лоб летит с третьей скоростью –

               Интенсификация совести.

               Что-то с нашей душой становится ?

               С тёмной силою полуссорясь,

               Кое в ком жила полусовесть.

               Видно, совесть страной становится ?

               Ты на небе писала полосы.

               Под полозьями с волчьей полостью

               Достоевский был твоим голосом.

               И Вавилов,

               Травимый подлостью,

               Продолжал растить

               Зёрна совести.

               Не дай бог, она успокоится,

               Интенсификация совести.

               Как препятствуют ей напористо

               Интенсификаторы корысти !

               Не талдычьте нам свои прописи,

               Прохиндеи в духовной отрасли !

               Люди борются беспокойные,

               Чтоб из жизни ушла оскомина,

               Чтоб ты, совесть моя, читатель,

                Жизни в очередях не тратил.

                Человек – наша цель,

                А не средство к показателям синусоидным,

                Стань счастливей ,

                Людское сердце !

                Я иной не ведаю совести.

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"

На уроке подробно разбирается главная фигура трагедии- образ Бориса Годунова как человека, пошедшего против нравственных и христианских законов, придавшего эпохе трагическое содержание, положившего на...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"

Учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", мастер-класс с конспектом и презентацией...

Конспект урока по ОРКСЭ с презентацией "Что такое совесть"

учителям, ведущим ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"...

конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"

Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....