Выступление по ОРКСЭ и ОДНКНР
материал по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Ундоровский лицей
«Методологические аспекты преподавания
предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне бы хотелось поделиться своим небольшим опытом преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур народов России»
Слайд 2.
В МОУ Ундоровском лицее создана необходимая нормативно-правовая и организационная база предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курсов. Была проведена большая разъяснительная работа, цель которой обеспечить свободу и осознанный выбор для изучения одного из модулей предметных областей. Родители решили, что детям полезно будет расширить свой кругозор. После моего выступления на родительском собрании о том, что одна из задач курса - нравственное воспитание школьников, воспитание толерантности по отношению к различным вероисповеданиям, окончательное решение было принято. Склонились к выбору модуля «Основы мировых религиозных культур».
Думаю, оптимальным вариантом знакомства детей с различными религиозными учениями всё-таки является изучение ими основ мировых религий. Этот модуль знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями. Это, безусловно, содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.
Слайд 3.
Мы занимаемся по учебнику Основы религиозных культур народов России под редакцией Андрея Николаевича Сахарова. В 4 классе происходит знакомство с основными религиями мира, учащиеся знакомятся с основными традициями, обычаями и праздниками христиан, мусульман, буддистов и иудеев. В 5 классе учащиеся изучают историю православия, ислама, буддизма и иудаизма в нашей стране.
Слайд 4.
В нашем лицее обучаются представители разных национальностей. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.
Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
Слайд 5.
«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.
Слайд 6.
Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Учитывая, что курс Основы мировых религиозных культур – новый для меня, я пошла по пути создания своего методического банка, в который вошли: разработки уроков, презентации, короткие видеосюжеты изучаемых тем, опыты учителей нашего региона и России.
Слайд 7.
Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в четвёртом классе, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.
Слайд 8.
На своих уроках использую различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетание различных методов обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы. Систематически проводится работа в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, способствует включённости в работу всего класса.
Почти на каждом уроке используются видеосюжеты, презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации, видеосюжеты развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически использую толковые словари.
Слайд 9.
Метод проекта наиболее востребован. Неслучайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах.
Слайд 10.
Нами созданы проекты «История возникновения мировых религий», «Священные книги в религиях мира», «Священные символы в религиях мира», «Святыни религий мира», «Дом и семья в религиях мира» и многие другие.
В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.
Слайд 11.
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Для проверки домашних заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.
Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Слайд 12.
Основы мировых религиозных культур в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая.
Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь этот предмет в школе учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир мировых религий для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Результатом проведённых уроков по данному курсу, на мой взгляд, стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане мои ученики научились осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, осмысливать тексты, строить свои речевые высказывания. Отрадно отметить, что ребята научились слушать собеседника, вести диалог. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
А безоценочная система уроков ОРКСЭ не сковывает детей. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Через игровые задания пополняется словарный запас, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Слайд 13.
О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования среди родителей в конце учебного года. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введение курса?» получены следующие ответы: воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное и культурное развитие детей, повышение нравственности детей, формирование патриотизма и гражданской солидарности, формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании, формирование уважительного отношения к старшим
Родители положительно относятся к введению курсов, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета.
Слайд 14.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
Слайд 15.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы инновационной площадки «Тьюторские центры по реализации в бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Омска курсов «ОРКСЭ» и «ОДНКНР»
С 2014 года являюсь руководителем инновационной площадки «Тьюторские центры по реализации в бюджетных общеобразовательных учреждениях г. Омска курсов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «...
доклад на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход на уроках ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР"
Современный урок - это системно-деятельностный подход к ученику. Сегодня важно вооружить ребенка багажом заний. ФГОС второго поколения сторится именно на системно-деятельностном подходе....
"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...
Рабочие программы по ОРКСЭ и ОДНКНР
Рабочие программы ОРКСЭ 4 класс...
Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".
В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования ...
Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."
Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...